Технологическая карта урока Литературное чтение по теме Л. Н. ТОЛСТОЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО» (4 класс УМК Школа России)


Уроки 22–23
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство»
Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство»; продолжить развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения; совершенствовать умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения; способствовать воспитанию чувства сопереживания

Планируемые результаты

Предметные:
познакомятся с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием отрывка из произведения «Детство»;
научатся: анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения.
Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей
Личностные: посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения


Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте составленный план сказки «Ашик-Кериб»


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают составленный план:
1. Бедность – препятствие женитьбе Ашика.
2. Отъезд героя.
3. Появление соперника, обман.
4. Ашик осуществляет задуманное.
5. Трудное испытание, помощь покровителя.
6. Новые испытания.
7. Узнавание героя.
8. Свадьба
Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Эпиграф на доске: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки, 6:45.)
– Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?
– Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, а также о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Рассказ учителя о произведении
Рассказывает историю появления повести «Детство».
– Л. Н. Толстой, создавая произведения, всегда думал о своем избранном читателе. Прочитайте требования писателя к читателю и скажите о самых главных критериях избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можете подчеркнуть.
– В своем рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество» и «Юность», а четвертая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.
– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографическая лишь отчасти. Л. Н. Толстой утверждал, что писал не о своем только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.
– Итак, каковы критерии избранного читателя?
– Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л. Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств
Слушают рассказ учителя. Задают вопросы.
На листах каждому ученику выдано рассуждение Л. Н. Толстого о читателе.
О ЧИТАТЕЛЕ
«Чтобы составить себе понятие впечатлений, которое произведет мое сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей.
Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, то есть могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слез о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из зависти не презирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. И главное, чтобы были человеком понимающим Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях: им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мыслиИтак, главное требование мое – понимание».
– Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца», – заключает автор.

– Критерии избранного читателя: быть чувствительным, человеком понимающим
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

IV. Первичное восприятие текста
Организует комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся.
– Какими чувствами переполнен этот отрывок?
– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он ее называет.
– Как мама называет своего сына?
– О чем нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?
– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.
– Это произведение Л. Н. Толстого называется «Детство». Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?
– Какие события описывает Л. Н. Толстой? О чем он вспоминает?
– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка
Читают произведение. Отвечают на вопросы учителя.

– Maman. Читается «маман» на французский манер
Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения

V. Анализ произведения
Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.
– Вы познакомились с повествовательным произведением – эпическим произведением. Какими особенностями отличаются подобные произведения?





– Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях?

– Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он? Дайте ему характеристику.
– Как мальчик относится к своей маме?
– Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните
Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
По мере ответов на вопросы на доске появляется схема.
Особенности эпического произведения

Повествование о событиях

Наличие рассказчика

Особые авторские приемы

– В повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит.
– Главный герой – Николенька. Он рассказывает о происходящих событиях. Этого персонажа автор наделил автобиографичными чертами
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VI. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Подготовить пересказ и выразительное чтение отрывка
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу.
– Что нового узнали на уроке?
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро». Этим добром пронизаны все произведения Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности



15