Методика преподавания Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в овладении знаниями


Самостоятельная работа обучаемых и ее роль в овладении знаниями.
Обладающие некоторым опытом, встречаются с рядом трудностей, которые современные социологи и психологи объединяют в четыре группы:
трудности ориентировки;
трудности синтезирования;
психолого-лингвистические трудности,
трудности практического применения.
Рассмотрим их подробнее:
Ориентировочные трудности. Это самые существенные трудности. Они связаны с общими проблемами и трудностями сегодняшнего дня. Главные из них состоят в том, что нет полной, четкой ориентации в обилии современных данных. Что нужно вообще для общего развития? Что нужно для своего личного «банка данных»? Что нужно для передачи обучаемым?
Во-вторых, к сожалению, слабая практика у большинства молодых преподавателей в работе над источниками и пособиями. Сегодня даже выпускники высшей школы такой практики не получают.
В-третьих, слабые навыки в умении делить получаемую информацию на определяющее, главное, важное, второстепенное; в-четвертых, недостаточно достоверное и полное представление о генезисе, динамике и тенденциях современных экономических явлений и процессов; в-пятых, недостаточно прочный опыт в выявлении подтекстов, недомолвок, скрытого смысла.
Трудности синтезирования. Как часто вместо стройной системы у нас в голове сумбур отдельных фактов, цифр, дат, которые не помогают, а мешают усвоению личностью новой информации. Трудности такого рода находят свои проявления в следующем: во-первых, неумение из отдельных фактов «выстроить» цепочки, а затем и всеобщую систему взглядов и знаний по своему предмету; во-вторых, слабости в привлечении и обобщении знаний по смежным, однонаправленным наукам и учебным дисциплинам — для подкрепления преподаваемой дисциплины.
Психолого-лингвистические трудности. Говоря об этой группе трудностей, следует подчеркнуть, что происходящее в последнее время сверх активное насаждение иностранных терминов и производных понятий подчас ставит в тупик даже хорошо владеющих родным языком. С другой стороны — опасение прослыть ретроградом, употребляя только устоявшиеся термины и понятия и боязнь не совсем точно применить ультрасовременные толкования порождает буквально психолого-лингвистический комплекс.
Трудности практического применения
Эффективное развитие творческой индивидуальности в процессе обучения невозможно без педагогической технологии, которая может учесть многочисленные условия, обеспечивающие формирование качественных характеристик усвоения ответа профессиональной деятельности. Известно, что в педагогической науке технологии служат эффективности образовательного процесса, осуществляют связь теории и практики, служат моделью описания конкретных действий преподавателя по управлению учебно-познавательной деятельностью