Классный час по воспитанию нравственных чувств и этического сознания «Этика общения. Вежливые слова»,1 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида»


Этика общения
Тема: «Вежливые слова»                                   
Задачи:
1.  Способствовать формированию у детей представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.
2. Формировать навык употребления «волшебных слов». Формировать навык речевого этикета. Развивать умение вежливо общаться друг с другом, употреблять вежливые слова приветствия.
3. Воспитывать дружеские отношения, умение быть ласковым.
4. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей.
5.Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, спасибо, пожалуйста  и т.д.)
Оборудование:
         Кукла – Мишутка, маленькая парта для Мишутки, сюжетные картинки для игры «Придумай предложение», маски - шапочки для игры-драматизации, колокольчик – звонок на урок.
Ход классного часа:
1.Вводная беседа.
- Ребята, сегодня мы  поговорим о том, как люди  приветствуют друг друга при встрече.
(Стук в дверь.)
- Кто это к нам пожаловал?
(Вношу куклу – Мишутку)
- Да это же, Мишутка!
   А почему он молчит. Пришёл, не поздоровался с нами, ничего не говорит!
- Что с тобой случилось? (Обращаюсь к Мишутке, а кукла на «ушко» отвечает)
- Знаете, что мне рассказал Мишутка? Сегодня он играл с ребятами из другого класса и поссорился с ними.
- Миша, а почему ты поссорился с детьми?
- Сначала Мишка захотел красивую ручку и отобрал её у мальчика. Надоела она ему, он сломал её. Потом Миша стал дёргать девочек за бантики. Рассердились ребята на Мишутку и прогнали его из класса.
- Ребята, а как вы думаете, почему же дети не захотели дружить с Мишуткой?
(Ответы детей)
- Да, Миша, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. И поэтому он остался один, без друзей.
   Я думаю, нам нужно обязательно помочь ему. И, кажется, знаю как!
Предлагаю открыть «Школу вежливых наук», где вы будете учить Мишутку правилам хорошего тона. Согласны?
- Тогда, звенит звонок (колокольчик), начинаем наш первый урок! Садитесь за столы удобно и красиво! И ты, Мишутка, сиди и слушай внимательно.
- Тема нашего урока: «Вежливые слова».(На доске появляется картинка)
- Посмотрите на картинку и скажите, какое слово забыл сказать мальчик, входя в класс ?- Верно, «Здравствуйте!» - хорошее доброе слово. Сказав его, мы желаем здоровья. Давайте сейчас поздороваемся с Мишуткой, но каждый должен это сделать по-своему.
2.Игровое упражнение «Давайте, поздороваемся».
3.Вежливые загадки.
- Щеночек Филя во дворе гулял,
   Вдруг старичка бульдога повстречал,
   Прошу вас поскорее отгадать:
   Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Ответы детей).  /Щеночек Филя,  ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших/
- Вот идёт болонка Жулька   Модница, воображулька.
   А навстречу – кавалер,
   Симпатичный скотчтерьер.
   Отгадаете, иль нет,
  Скажет первым кто «привет»?
(Ответы детей). /Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует женщин./
4.Доскажи слово
 - Утром улыбку я маме дарю
     -…… – всегда говорю.(доброе утро)
   - Мне говорить совсем не лень
     Своим знакомым: «…..»(добрый день)
     А вечером при встрече
     Скажу я: «……»(добрый вечер)
   - Я Настю знаю с малых лет,
     Ей весело скажу: !»(привет)
   - Здравствуйте!
     Ты скажешь человеку
     -Здравствуй – улыбнётся он в ответ
     И, наверно, не пойдёт в аптеку
     И здоровым будет много лет.
   - «Здравствуйте» - это волшебное слово.
     Людям дарите снова и снова!
- И так, Мишутка, запомни первое правило:
«Надо вежливо здороваться, прощаться.
  И приветливо при этом улыбаться».
5. Игра «Вежливые слова».
-Будьте внимательны, вежливые слова не должны повторяться.
(Если слово повторилось, хлопайте в ладоши).
- Вот видишь, Мишутка, сколько волшебных добрых слов. Одно из них: «Спасибо».
- Когда мы его говорим?
(Ответы детей).
- Я вам скажу «спасибо», что вы мне ответите?  («Пожалуйста!»)
Это же  слово мы говорим, когда обращаемся к кому-то с просьбой.
6.  Игровое упражнение  «Придумай  предложение».
- Попробуйте сами придумать предложение со словами «спасибо» и «пожалуйста» по картинкам.
7. Игра «Пожалуйста».
- А теперь, проверим, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Пожалуйста». Вы будете выполнять задания только в том случае, если услышите  слово «пожалуйста».
Наш первый урок в Школе вежливости подходит к концу. Вам, ребята, большое спасибо. Вы сегодня многому научили Мишутку.