Разработка урока по географии на тему:Африка. Географическое положение и история исследования.

Тема урока: Африка. Географическое положение и история исследования.
Цели и задачи урока:
Познакомить с физико-географическим положением Африки и историей исследования материка; научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умение работать с картами.
Оборудование:
Карта полушарий и физическая карта Африки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с физико-географическим положением материка
Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км2, или 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте). В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Составьте план изучения темы. (Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)
А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике. Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.
План описания ФГП материка
1) Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.
В каких климатических поясах расположен материк?

Определите, какие океаны и моря омывают материк?
Как расположен материк относительно других материков?
Протяженность учащиеся высчитывают у доски.
Открытие и исследование материка
Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал~ Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?
Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений заранее подготовленных учащихся (см. дополнительный материал к уроку) или с помощью учебника.
Можно предложить на основе текста учебника заполнить таблицу:

Исследователи
Страна
Дата
Вклад в исследование материка

Древние греки


Заселяли и исследовали северную часть Африки

Египтяне


Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки. Плавание в Сомали

Бартоломеу Диаш
Португалия
ХУ-ХУ1вв.
Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность
материка ___

Васко да Гама
Португалия
ХУ-ХУ1 вв.
Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка

Давид Ливингстон
Англия
XIX в.
Исследование реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса

Генри Стенли
США
XIX в.
Плавание вокруг озер Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори

Егор Ковалевский
Россия
Конец XIX в.
Изучение северо-восточной Африки

Василий Юнкер
Россия
Конец XIX в.
Изучение Центральной и Восточной Африки, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения

Определите, какие острова были открыты каждым мореплавателем?
Чему удивился Васко да Гама при высадке на восточный берег Африки?
- Почему исследования внутренних частей материка проходили медленно?
Какие нежелательные последствия имело открытие внутренних районов Африки?
Какие реки открыл Давид Ливингстон?
Какие названия появились на карте благодаря исследованиям Генри Стенли?
IV. Практическая работа
Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки; подписать объекты береговой линии:
Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.
Мысы: Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды. Полуостров Сомали. Острова: Мадагаскар, Сокотра. Заливы: Гвинейский залив. Моря: Красное, Средиземное.
V. Домашнее задание
К.: §37, 38; Д.: §14.
На контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки (Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон).
Знать основные географические объекты береговой линии Африки. Примерный список географических объектов.
Дополнительный материал к уроку
Бартоломеу Диаш. Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. Только после восшествия на престол Жуана II африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых независимых моряков.
Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. При этом он достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.
Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть назначен он. Но главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Диаш достроил корабли и сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.
В 1500 г. Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Африки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

15