Разработка урока по теме :Африка

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «АФРИКА»


Цель урока: обобщить, закрепить и углубить знание о материке.

Задачи:

1. Проверить уровень усвоения материала.
2. Продолжать формирование навыков учащихся анализировать карты, делать на основе их данных выводы и сравнения.
3. Развивать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой, формировать образ Африки через визуальный ряд.
4. Развивать речь и логическое мышление учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Оборудование: 1. Презентация .
2. Атласы.
3.Учебник.
4. Тестовые задания.
5. Карта Африки.


Ход урока:

1. Организационный момент.
Приветствие учителя:
Доброе утро! Доброе не только из-за ясной погоды а, прежде всего из-за добра, которое это утро несёт нам всем!

2. Постановка цели урока.
Давайте вспомним, какой материк мы изучали на последних уроках? (Африку). Мы закончили изучение этого материка и сегодня на уроке мы должны повторить основные темы по характеристике материка Африка. Должны ещё раз убедиться, что в Африке есть много интересного и удивительного. В этих удивительных местах мы сделаем остановки.


Станция «Географическое положение и рельеф материка» (фронтальный опрос).

Станция «Цифровой диктант «Реки и озёра Африки»

Название объекта
I вариант
II вариант

р.Нил
1
6

р.Конго
2
7

р.Замбези
3
8

оз.Танганьика
4
1

оз.Виктория
5
2

1. На каком озере часто бывают сильнее штормы?
2. Какое озеро самое глубокое в Африке?
3. Какая река дважды пересекает экватор?
4. На какой реке находится водопад Виктория?
5. Какая река самая полноводная?
6. Какая река самая длинная в мире?
7. Какое озеро самое длинное из всех пресноводных озёр мира?
8. Какое озеро самое большое в Африке?
9. На какой реке построена Асуанская плотина?
10. Какая река принадлежит бассейну Индийского океана?

Ответ:
I вариант – 5, 4, 2, 3, 2, 1, 4, 5, 1, 3.
II вариант – 2, 1, 7, 8, 7, 6, 1, 2, 6, 8.

Система оценивания: 0 ошибок – «5»,
1-3 ошибки – «4»,
4-7 ошибок – «3»,
более 7 ошибок – «2».




Станция «Как я знаю карту?» (Учащиеся обозначают объекты цифра-ми под диктовку учителя на контурной карте)

1. оз. Виктория
2. Атласские горы.
3. р.Нил.
4. Мозамбикский пролив.
5. р.Замбези.
6. Драконовы горы.
7. Ливийская пустыня.
8. оз.Танганьика.
9. Капские горы.
10. Суэцкий канал.
11. Водопад Виктория.
12. пустыня Намиб.
13. оз.Ньяса.
14. оз.Мадагаскар.
15. Гвинейский залив.
16. р.Оранжевая.
17. Эфиопское нагорье.
18. Гибралтарский пролив.
19. р.Конго.
20. п-ов Сомали.

Система оценивания: 0 ошибок – «5»,
1-5 ошибок – «4».
6-10 ошибок – «3»,
Более 10 ошибок – «2».


Станция «Географическая мозаика «Что это?»

1. На западе-пески. На востоке-пески. А посередине, между безводными песками и обожженными солнцем скалами, тянется узкая полоска плодороднейшей в мире земли с густой сетью оросительных каналов, с цветущими садами и пальмовыми рощами, с шумными городами и величаво-безмолвными пирамидами (пустыня Сахара).

2. Как темные погреба или подземные пещеры, бедны светом эти леса. Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи! Кроме того, ночью над лесом часто собираются тяжелые грозовые тучи и дождь, как сорвавшийся с цепи бешеный зверь, низвергается на землю (влажные экваториальные леса).

3.Весь этот горный массив необычайно красив. Высокий, гордый, со сверкающей снежной вершиной на фоне яркой, сочной растительностью, оп выглядит совершеннейшим чудом природы. Недаром народы, живущие у его подножия и на склонах, почитали его священным (вулкан Килиманджаро).

4. День был жарким. По тропинкам среди высокой травы и редких деревьев к водопою стали подходить животные: бабуины, жирафы, различные антилопы. За несколько минут у водопоя собралось несколько сот зверей (Африканская саванна).

5. Ствол её, не имеющий сучьев, достигает высоты 20 метров и более. На верху ствола колышется пучок листьев. Ниже под листьями гроздья плодов. Плоды употребляют в пищу свежими, сушеными и вареными. Из листьев делают заборы, изгороди. Ствол используют как строительный материал (финиковая пальма).

6. Когда наступает время дождей, дерево покрывается крупными белыми цветами с очень сильным запахом. Это дерево поражает своими огромными размерами. В его дупле могут укрыться несколько десятков человек (баобаб).

7. Его ствол достигает в высоту 10 метров. Своё название дерево получило, потому что в основании его листьев накапливается вода, которой путник может удалить жажду (дерево путешественников).

8. Она похожа на вазу для цветов. Толстый древесный ствол поднимается над землёй всего на 30 см. Его обрамляют два огромных кожистых листа, растрескав-шихся до самого основания. В течение всей своей долгой жизни она имеет только два листка (вельвичия-удивительная).

9.С животным миром Африки здесь мало общего. Африка-это слоны, жирафы, антилопы, львы, бегемоты, обезьяны. А здесь их нет. Здесь много лемуров, похожих одновременно на кошку и обезьяну. Встречаются крокодилы- наиболее крупные хищники. Здесь можно встретить самую большую на земле бабочку, дерево равенелу- «дерево путешественников» (остров Мадагаскар).

10. Он впервые стал известен европейцам в 1851 году. Местные жители называют его «гремящий дым» (водопад Виктория).

Система оценивания: 0 ошибок – «5»,
1-3 ошибки – «4»,
4-7 ошибок – «3»,
более 7 ошибок – «2».
Станция «Ошибка».

В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

1. Дневник несостоявшегося путешествия. «Путешествие по саванне».

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Таганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки.

2. «Величайшая пустыня мира Сахара».

Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. км. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей. Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.


Станция «Выбери правильный ответ».

Тестовые задания

1. Африка -... по величине территории материк.
а) первый;
б) второй;
в) третий;
г) четвертый.

2. Наибольшую площадь (по сравнению с другими материками) в Африке занимают
а) саванны;
б) пустыни;
в) широколиственные леса;
г) равнины.

3. Средние месячные температуры лета в Африке ...
а) около 25-30 ;
б) около 40.;
в) 20;
г) 50.


4. В рельефе Африки преобладают ...
а) равнины и плоскогорья;
б) плато;
в) плоскогорья;
г) высокие ступенчатые равнины, плато и плоскогорья.

5. Наибольшее количество осадков выпадает ...
а) на побережье Гвинейского залива;
б) в экваториальной зоне;
в) в горах;
г) в субтропической зоне.

6.Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе ... Африки.
а) Восточной;
б) Западной;
в) Северной;
г) Центральной.

7. К представителям европеоидной расы относятся ...
а) арабы Северной Африки;
б) малагасийцы Мадагаскара;
в) нилоты Северо-Восточной Африки;
г) пигмеи экваториальных лесов.

8.Обогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный) ...
а) Бартоломео Диаш;
б) Васко да Гамма;
в) Девид Ливингстон.

9. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория осуществил ...
а) Бартоломеу Диаш;
б) Васко да Гамма;
в) Дэвид Ливингстон;
г) Василий Юнкер.

10. Средний рост мужчин 142-145 см. Главные занятия-охота, собирательство и рыболовство:
а) банту;
б) бушмены;
в) пигмеи;
г) эфиопы.

Система оценивания: 0 ошибок – «5»,
1-3 ошибки – «4»,
4-7 ошибок – «3»,
более 7 ошибок – «2».


Станция «Путешествуй по Африке» (учащиеся получили опережающие дания и подготовили сообщения)
Станция «Презентация книги». (учитель презентует книгу Йозефа Вагнера «Африка – рай и ад для животных.»)
Подведение итогов урока.
Станция «Ошибка». В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

1. Дневник несостоявшегося путешествия. «Путешествие по саванне».

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Таганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки.

2. «Величайшая пустыня мира Сахара».

Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. км. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей. Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Станция «Ошибка». В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

1. Дневник несостоявшегося путешествия. «Путешествие по саванне».

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Таганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки.

2. «Величайшая пустыня мира Сахара».

Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. км. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей. Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.
Тестовые задания.

1. Африка -... по величине территории материк.
а) первый;
б) второй;
в) третий;
г) четвертый.
2. Наибольшую площадь (по сравнению с другими материками) в Африке занимают
а) саванны;
б) пустыни;
в) широколиственные леса;
г) равнины.
3. Средние месячные температуры лета в Африке ...
а) около 25-30 ;
б) около 40.;
в) 20;
г) 50.
4. В рельефе Африки преобладают ...
а) равнины и плоскогорья;
б) плато;
в) плоскогорья;
г) высокие ступенчатые равнины, плато и плоскогорья.
5. Наибольшее количество осадков выпадает ...
а) на побережье Гвинейского залива;
б) в экваториальной зоне;
в) в горах;
г) в субтропической зоне.
6.Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе ... Африки.
а) Восточной;
б) Западной;
в) Северной;
г) Центральной.
7. К представителям европеоидной расы относятся ...
а) арабы Северной Африки;
б) малагасийцы Мадагаскара;
в) нилоты Северо-Восточной Африки;
г) пигмеи экваториальных лесов.
8.Обогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный) ...
а) Бартоломео Диаш;
б) Васко да Гамма;
в) Девид Ливингстон.
9. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория осуществил ...
а) Бартоломеу Диаш;
б) Васко да Гамма;
в) Дэвид Ливингстон;
г) Василий Юнкер.
10. Средний рост мужчин 142-145 см. Главные занятия-охота, собирательство и рыболовство:
а) банту;
б) бушмены;
в) пигмеи;
г) эфиопы.
Вулкан Килиманджаро

Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро (5895) находится на Восточно-Африканском плоскогорье. Конусообразная гора с заснеженной вершиной расположенная в 320 км к югу от экватора стала наиболее известным символом Африканского континента. Силы природы создали её около 2 млн. лет назад.
Склоны горы густо расчленены речными долинами, по ним течёт свыше 60 мелких ручьёв и речек, на них немало и водопадов.
Килиманджаро включает в себя 3 самостоятельных вулкана: Шира, Кибо, Мавеньзи. Помимо них на склонах вулкана имеется множество более мелких вулканических конусов. Кибо – самый высокий и молодой из трёх вулканов Килиманджаро. Его высоту и считают высотой Килиманджаро.
Вершина Килиманджаро покрыта шапкой вечных льдов, что всегда поражает туристов, ведь она находится всего на 3 градуса по широте южнее экватора. В1989 году Килиманджаро был внесён в список природного и культурного наследия ЮНЕСКО.


Сахара – самая большая пустыня мира – “ас – сахра” - пустынная степь, “рыжеватая”, “красная”.Сахару называют “ Великая пустыня”, ведь она занимает площадь 7 млн. км. кв. Солнце регулирует всю жизнь Сахары. Колебания температуры воздуха могут быть 30 градусов в сутки. Осадков выпадает очень мало. Во внутренних районах пустыни есть пространства, где дождя нужно ждать несколько лет. Бури в Сахаре обычное явление. Иногда скорость ветра может достигать 50 метров в секунду и более.В Сахаре преобладает каменистая пустыня. Свыше 70% её площади покрыто крупными обломками камней.Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Только в оазисах развивается богатая растительность.Финиковая пальма – главный источник существования населения в Африканских оазисах. Это и тень, и пища, и строительный материал. Главное богатство пальмы, конечно финики. Финики можно назвать “хлебом пустыни”, их едят сырыми, жареными, варёными, вялеными.


Пустыня Намиб– протянулась узкой полосой (50–130 км) вдоль западного побережья Африки более чем на 2000 км. Большую часть пустыни занимают высокие (40 м и более) песчаные дюны, образованные ветром.Самое удивительное растение пустыни Намиб – вельвичия. Это дерево имеет короткий (10–15 см) и толстый ствол. (До 1 м в диаметре), от которого отходят 2 плотных кожистых листа длиной до 3 метров. Со временем листья расщепляются, образуя длинные извивающиеся ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни. Это редкое растение охраняется законом.