Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме Африка


Организационный момент Добрый день, ребята. Меня зовут, Физалия Валиулловна и урок у вас проведу сегодня я.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,. Протрите ладони сильно-сильно, почувствуйте тепло, а теперь поделимся теплом друг с другом, возьмитесь за руки с теми ребятами с кем в группе пожелайте друг другу добра, ведь вам работать вместе и скажите. Если тебе будет трудно, я тебе помогу”, а ребята “Если вам будет трудно, я вам помогу”2 мин
Постановка проблемы.
Ребята, ученики из моего класса отправили вам видеоролик, давайте посмотрим, что же они говорят
ВИДЕО
Вот и сюрприз от учеников 3 класса. Показываю корзину с фруктами
Что общего у этих предметов. Что их объединяет? (это фрукты)
Как вы думаете, где растут эти фрукты? В Африке
Как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие? (Молодцы! Вы предположили абсолютно правильно.) 2-мин- А ребята, в каких литературных произведениях есть события, происходящие в Африке, кто знает?
Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большиеЗлые крокодилы.
- Конечно это сказка Корнея Ивановича Чуковского  «Доктор Айболит» 
Так давайте совершим путешествие в Африку! Показываю на карте
Актуализация знаний
Ребята, а кто мне скажет, Что такое Африка? (материк, часть света)
Что вы еще знаете про Африку (находится в жарком поясе освещенности, там есть пустыня…)
Давайте поиграем в игру, посвященной Африке «Верите ли вы?
Если утверждение верное вы хлопаете, если нет топаете.
Игра
1.Верите ли вы, что Африка - самый жаркий материк.
2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?
3….что в Африке есть снег.
-Посмотрите, утверждения были для всех одинаковые, а ответы разные?
-Почему? (Мы мало знаем об Африке)
А что хотели бы узнать об Африке?
Так сегодня на уроке мы узнаем
1) О Географическом положении и климате Африки.
2)О Географических объектах Африки (реки, пустыни, и прочие объекты)
3) О Странах и народах Африки
4) О Животных и растениях Африки
- Мы составили план открытия нового знания. Вывешиваю на доске5 мин.
Открытие нового знания.
- Я предлагаю провести исследование в группах, ведь нужную информацию добывать в одиночку сложно. У вас на столах лежат учебники, дополнительная информация, у кого-то иллюстрации. Каждая группа работает по плану, карточка желтого цвета.
1 группа Географическое положение и климат Африки. Вы должны
Прочитать текст с карточки голубого цвета
Вместе рассмотрите физическую карту с.100 учебника и карту природных зон
Покажите на карте, какие океаны омывают материк, какие есть моря в Африке
Ответьте на вопросы. Какие цвета на карте природных зон преобладают? Что эти цвета обозначают?
Найдите в словаре значение слов Экватор, Саванны.
Решите задачу.
Приготовьтесь выступить перед классом, начните со слов
«Мы исследовали географическое положение и климат Африки. Африка-это...»
2 группа Географические объекты Африки (реки, пустыни, озера)
Прочитайте текст с учебника, на странице 66 и текст с карточки голубого цвета
Найдите эти объекты, используя физическую карту Африки с. 100 учебника, покажите эти объекты на карте.
Заполните текст, в котором есть пробелы
Прочитайте всему классу получившийся текст о географических объектах Африки.
3группа Страны и народы Африки
Прочитайте текст с учебника, на странице 67 и текст с карточки голубого цвета
Рассмотрите карты
Назовите, какие государства есть в Африке, покажите их на карте
Какое население живет в Африке.
Решите кроссворд
Приготовьтесь выступить перед классом, начните со слов «Мы рассмотрели страны и народы Африки. В Африке насчитывается…»
4группа Животные и растения Африки
Прочитайте дополнительную информацию, которая напечатана на голубом листе
Рассмотрите рисунки животных и растении
В конвертах найдите животные и растения Африки, создайте аппликацию
Приготовьтесь выступить перед классом, начните со слов «Мы рассмотрели животных и растения Африки. Животный и растительный мир Африки разнообразен, там можно увидеть.…»
-Прежде чем начать исследование, давайте повторим правила работы в группе.
- В ходе работы, не забывайте о правилах работы, строго выполняйте задания по инструкции
Ребята вы, наверное, устали, давайте перед выступлением отдохнем Физкультминутка 2 мин
Проверка самостоятельной работы
Группа Географическое положение и климат Африки Слайд «Мы исследовали географическое положение и климат Африки. Африка-это..»- Материк Африка второй по величине в мире (после Евразии).
Её омывают Атлантический и Индийский океаны.
на материке расположены Средиземное и Красное моря.
Лежит Африка в северном и южном полушарии, так как пересекается
экватором в центре Физическая карта показываю.
- Покажите, какие цвета на карте преобладают? Что эти цвета обозначают? Карта Природных зон
- Пожалуйста, прочитайте значение слов Экватор, Саванны.
- А что вас больше всего удивило?
- Ребята вам было предложено решить задачу.
- Прочитайте задачу и назовите, насколько же температура Африки больше чем Уватского района Проверка на слайде
- Ребята есть вопросы к 1 группе? Спасибо ребятам за информацию
Пожалуйста, 2 группа Географические объекты Африки
Вы должны были получить текст. Выступают
- Ребята есть вопросы ко 2 группе? Спасибо ребятам.
Так 3 группа, что получилось у вас. Выступают «Мы рассмотрели страны и народы Африки. В Африке насчитывается…»
- Покажите на карте, несколько государств Африки.
- Вам нужно было решить кроссворд, давайте проверим. Прикрепите кроссворд на доску. Прочитайте что получилось.
- Ребята есть вопросы к 3 группе? Спасибо ребятам, присаживайтесь.
- Так, пожалуйста, слово 4 группе. «Мы рассмотрели животных и растения Африки. Животный мир Африки разнообразен, там можно увидеть…»
- И еще вы должны были создать аппликацию, покажите ребятам, что у вас получилось. Крепят на доску
- Спасибо ребятам 4 группы.
- А теперь ребята я предлагаю вам решить тест, каждому ответу соответствует своя буква. У вас должно получиться название удивительного дерева, которое растет в Африке.
- Какое слово у вас получилось Баобаб
Баобаб - дерево африканских саванн.
Живет до 4-5 тысяч лет. Баобаб – лакомство для слонов, а так же является лекарством от многих животных. Окружность ствола достигает 25 метров, высота 23 метров. Чтобы обхватить это дерево нужно несколько человек.
Итог урока
-Давайте ребята мы представим, что перед нами баобаб. И мы хотим ее обхватить. Вот такой диаметр у этого дерева.
- Узнали ли мы о том, что хотели?
- Можем ли мы теперь выполнить задание, которое вызвало затруднение в начале урока. Давайте проверим, как теперь будут звучать ваши ответы.
1.Верите ли вы, что Африка - самый жаркий материк.
2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?
3….что в Африке есть снег.
-Посмотрите, теперь ответы у вас совпали. Что помогло вам в исследовании (Информация из учебника, карты, работа в группе)

Рефлексия
- А сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. Возьмите бананы. На листьях нашей пальмы написаны наша деятельность на уроке кому, какая деятельность больше всего понравилась на тот лист, и прикрепите свой банан
Так 1 группа, пожалуйста.
- Ребята, а что вам помогло справиться со всеми заданиями на уроке?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы. Спасибо всем за урок!
Самоанализ урока.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный) год.
Изучаемая тема урока: «Африка» входит в раздел « Земля - наш общий дом»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить с природой, народами, их достижениями.
Найти родину представленных окружающих нас предметов, имеющих африканское происхождение.
Научить использовать карты для получения информации.
2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру.
Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Беречь богатства природы и повседневной жизни.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Личностные результаты:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование —составление плана и последовательности действий;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;
понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
понимать, в каких источниках можно найти информацию для решения учебной задачи; находить необходимую информацию в учебнике и дополнительных словарях и энциклопедиях;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Коммуникативные универсальные действия:
уметь оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста)
слушать и понимать речь других;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карта Африки, предметы африканского происхождения (кофе, бананы, финики), иллюстрации с видами Африки, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в группах, толковый словарь Ожегова, Энциклопедия Аванта +. Том 13 «Страны, народы, цивилизации». М: «Аванта+» - 2003г, творческая конструктивная среде для изучения окружающего мира – «Конструктор карт и планов»;
Структура урока соответствует типу урока и дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками, работа по учебнику, работа с дополнительной литературой.).
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.
Были применены следующие формы познавательной деятельности:
общеклассная,
индивидуальная,
групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента
цель, которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.
Следующий этап
Актуализация знаний
задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке
На основном этапе, « открытия новых знаний», использовались
эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее докладов)
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем) Проблемная ситуация - противоречие между ранее полученными знаниями об АФРИКЕ и незнанием названия стран на политической карте, особенности климата, растительного и животного мира.
в ходе практической работы отслеживалась связь с другими предметами, в частности, с уроком литературного чтения.
метод наглядности (демонстрация слайдов)
словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным, демонстрировались слайды, с работой по учебнику и карточкамДля определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался тест - опрос устный, письменный.
На этапе первичного закрепления знаний дети работали в рабочих тетрадях и творческой конструктивной среде для изучения окружающего мира – «Конструктор карт и планов»;
Завершающим этапом была подведение итогов в виде блиц опроса знаний.
Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление об Африке её климате, странах, животном и растительном мире. Учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи новые для себя термины.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера и проектора), творческая конструктивная среде для изучения окружающего мира – «Конструктор карт и планов»;
Таким образом, считаю, что содержание урока полностью соответствует поставленным целям, задачам, формам работы, методам организации деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.