План урока познания мира, интегрированного с предметом «Самопознание» на тему Растения и животные горных районов


План урока познания мира,
интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа: КГУ осш № 8 имени В. Комарова Дата: 14.03.2017г.
Педагог: Куандыкова О. В. Класс: 4-В Кол-во уч-ся:26
Тема: Растения и животные горных районов.Ценность: любовь
Качества: любовь ко всем, любовь к животным.
Цель: сформировать представление учащихся о растительном и животном мире гор, о бережное отношение к окружающему миру через общечеловеческую ценность любовь.
Задачи:
1. сформировать знания детей о растениях и животных горных районов, об их охране;
2. развивать умение работать по карте, умение размышлять;
3. воспитывать чувство любви ко всему, любви к животным. Ресурсы: песня«Радость - Светит солнышко»
музыка В. Крайнова «Хрустальная грусть», учебник, рабочаятетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания)
Позитивный настрой.Концентрация на Свет.
Позитивное высказывание (цитата).
Природа учит нас любви…
И. С. Тургенев
- Как вы понимаете это высказывание? Музыкальное сопровождение
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)
Опрос домашнего задания.
Тест1) Выберите растения водоёмов: а) берёза, ель, сосна б) камыш, рогоз, осока в) клевер, ромашка, черёмуха 2) Выберите животных водоёмов: а) ондатра, выдра, бобр б) заяц, волк, лиса в) верблюд, суслик, хомяк 3) Подчерки водоплавающих птиц: Лебедь, гуси, соловей, воробей, цапля, скворец, утка, дятел, дрозд, пеликан, чайка 4) Кто здесь лишний, подчеркни: Стрекоза, дафнии, щука, карась, верблюд, пеликан 5) Перечисли виды водоёмов: _________________________ 6) Какие мельчайшие рачки очищают воду от мути? а) беззубка б) прудовик в) дафнии 7) Какие растения водоёмов не имеют корней? а) кувшинка б) водоросли в) тростник 8) Животные – фильтраторы: а) беззубка и прудовик б) лягушки в) жук-плавунец 9) Животные водоёмов, занесённые в Красную книгу. ___________________________
10) Как называется жилище бобров? а) норка б) домик в) хатка 3.Объяснение новой темы:
Растения гор.
Обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над равнинами, называются горами. В Казахстане много гор – Улытау, Чингизтау, Каратау, Кокшетау. Тау в переводе с казахского языка означает горы. На востоке нашей страны находятся Алтайские горы. Самая высшая точка Алтая – гора Белуха, по-казахски Актау. Её высота - 4506 м. На юго-востоке находятся горы Тянь-Шань. В переводе с китайского языка Тянь-Шань означает Небесные горы. Горы Тянь-Шаня покрыты вечными снегами и ледниками. В северной части Тянь-Шаня расположен Заилийский Алатау. Алатау - в переводе с казахского - означает Пёстрые горы. Здесь, у самых гор находится южная столица республики Казахстан город Алматы. (Показ по карте) Растительный мир горных районов очень разнообразен. У подножия гор растут травянистые растения и кустарники. Выше расположены лиственные леса, где растут берёза, осина, тополь, рябина. Следующий ярус занимают хвойные леса: это ель, сосна, иногда встречаются кедры и пихты. Ещё выше располагаются альпийские луга. Их травы образуют плотный зелёный ковёр. Это: примула, горечавка, камнеломка. В горах много дикой смородины, малины, барбариса, шиповника, ежевики. В Горном Алтае растет большое количество лекарственных растений: маралий и золотой корень, валериана, марьин корень. В Заилийском Алатау растёт всем известный алматинский апорт. Работа с текстом учебника. Написать примеры растительногомира с учебника стр.97.
Животные гор.
Богат животный мир горных районов. В хвойных лесах Алтая водятся типичные лесные животные - лось, марал, кабарга, сибирский горный козел, архар, алтайский крот, бурый медведь, соболь, снежный барс, белка-летяга, бурундук, алтайский сурок. В горах к югу обитают марал, косуля, архар. В горных лесах живет кабарга - самое маленькое из парнокопытных животных, в горных районах - дикий олень, выдра, горностай. В малоснежных местах обитают косули, кабаны, лоси. Высокогорья заселены архарами - это горный баран, бунами - горный козел, ирбисами – по другому снежный барс. На берегах озер можно увидеть журавлей, а сами реки и озера богаты рыбой. Наибольшую популярность завоевали таймень и хариус. Написать примеры животного мира с учебника стр. 98.
Многие животные горных районов занесены в Красную книгу. Начиная с 1948 года, учёными велось выявление видов растений и животных, которые находятся на грани исчезновения. И вот в 1963 году впервые появился список редких и исчезающих животных. Его назвали Красная книга. Красный цвет предупреждает: «Осторожно, может случиться беда!» Эта книга запрещает наносить животным и растениям вред, а людей, которые это делают, привлекают к ответственности по закону.
В «возрасте» гор, который насчитывает сотни миллионов лет можно увидеть сказочный подземный ландшафтбогатый животными растительныммиром. Как величественные горные вершины, так и человек должен совершать благородные, великие дела. Любить и беречь растения, животных, все живое на нашей планете. Самое разумное существо на земле – человек. Мы с вами несём ответственность за все живое на земле, как старший брат, или сестра за младшего.Бережно защищая природу для следующего поколения, так как сам человек является частью живой природы.
Задания для закрепления:
1. Рассмотри рисунки учебника стр. 97-98. Что ты знаешь об этих животных и растениях?
2. Как вы думаете, почему Красная книга именно красного цвета?
3. Что нужно сделать, чтобы сохранить животный и растений мир? Приведите примеры.4. Домашнее задание.
Читать учебник стр. 96-98, ответить на вопросы.Групповое пение.
музыка А.Ермолова, слова В.Орлова
«Радость - Светит солнышко»
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза): Заключительная минута урока.
Музыкальная композиция “Хрустальная грусть”.
А теперь сядьте удобно, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это доброе в свое сердце и живите с ним! Откройте глаза. Спасибо вам за работу, урок окончен.