Конспект урока по литературному чтению на тему С. Михалков Мой щенок


Конспект урока по литературному чтению 2 класс
тема: С.Михалков "Мой щенок"
Цели:
Обобщить знания о творчестве С.В. Михалкова.
Познакомить с произведением “Мой щенок”.
Учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения.
Помочь выразить свое отношение к происходящим событиям.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Ход урока:
1. Подведение к теме урока.
2. Объявление темы
3. Беседа о С. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец — Владимир Александрович Михалков (1886—1932). Мать — Ольга Михайловна Михалкова (1883—1932). Двое детей: Старший сын — Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский.
Младший сын — Никита Сергеевич Михалков. На сегодняшний день у С.В.Михалкова 10 внуков и 8 правнуков.
Стихи Сергей Михалков начал писать с 9 лет. Издавал домашний “литературно-художественный журнал”, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья.
Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. “У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи”, — ответил тот.
Впервые опубликовал стихотворение С.Михалкова журнал “На подъёме”, автору было пятнадцать лет. А потом было много публикаций, много стихов.
За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награжден орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.
Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза и С. Михалков со своим другом Г.Эль-Регистаном приняли участие в его создании. 1 января 1944 года новый гимн СССР прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.
Но С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу. Много писал для детей: “Праздник непослушания”, “Три поросёнка”, “Упрямый козлёнок” и т.д.
Несмотря на многообразие творческих интересов сам Михалков главным делом своей жизни считает поэзию для детей.
4.Физпауза
6. Подготовка к восприятию текста.
а) Упражнение по тренажеру для чтения
С А Щ Р
Ф В Е М
Г О Н К
Л Е О Н
А З К Л
В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найди его. (Щенок)
б) Предположение о тексте.
- О ком будет это произведение?
- Рассмотрим иллюстрацию на странице 35. Что ты можешь сказать о девочке на рисунке? ( Она грустит.)
- Как ты думаешь, почему девочка грустит?
Сейчас мы узнаем , познакомившись с произведением.
7. Работа с текстом.
а) Первичное восприятие текста.
- Какие чувства вызвало это стихотворение?
- Почему же девочка грустила?
б) Словарная работа:
ку|тать – у|ку|тан|ныйбинт – за|бин|то|ван|ныйпче|ла – пче|ли|ныйв) Самостоятельное чтение (шепотом).
Прочитай стихотворение ещё раз и подчеркните слова, смысл которых вам непонятен.
Жбан – кувшин с крышкой.
Горевала – как по другому сказать? (Грустила.)
г) Выборочное чтение.
От чьего имени ведётся рассказ?
О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
Что предшествовало этому? Что было с утра?
Как долго девочка ждала щенка?
Прочитай ее размышления во время ожидания.
Прочитай, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
Как ты думаешь, где был щенок?
Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?
8. Самостоятельная работа
а) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:
ответственнаязаботливаялениваядобраяб) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:
шаловливыйленивыйнепоседливыйтрусливыйОбсуждение правильных ответов, взаимопроверка.
9. Работа над выразительным чтением.
Какое выражение лица было у девочки, когда она рассказывала, что у неё пропал щенок?
Как можно выразить это душевное состояние при помощи мимики? Покажи.
С какой интонацией надо начать читать стихотворение?
Что повлияло на смену настроения девочки?
С каким настроением надо прочитать этот отрывок?
10. Обобщающая беседа.
С каким стихотворением вы сегодня познакомились?
Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Как бы вы поступили на месте девочки?
Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?
Что главное хотел сказать автор в этом произведении?
О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?
Запомните: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
11. Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворение, подготовить рассказ о своем домашнем животном.
12. Рефлексия.
Что нового вы открыли для себя в C.Михалкове – писателе и человеке?
Было ли интересно на уроке?
Что было трудно?