Урок литературного чтения 3 класс Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») УМК Школа 2100

Урок чтения в 3 классе. УМК «Школа 2100»
Тема: Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

Цели урока:
Предметные: -познакомить учащихся с произведениями новых авторов;
- познакомить с биографией А.П. Чехова и М. Пришвина.
Метапредметные: - обогащать словарный запас учащихся (рогожа,
фосфорическая, обложной дождь, перекати-поле)
- учить находить в тексте сравнения и оживления природы.
- учить анализировать и сравнивать, делать выводы.
Личностные: - развивать умение у обучающихся видеть красоту и звуки лета
через произведения «Степь», «Золотой луг»;
- помочь осознать ценность полученных знаний через
прочтение произведений А.Чехова, М. Пришвина.

Оборудование: портреты писателей, даты их рождении, словарные слова.
Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в 3-м классе. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2009.

Ход урока.
I.Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И на досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
II. Проверка домашнего задания.

Чтение детьми стихотворения С.Есенина «С добрым утром!».



III. Работа по теме урока.

Чтение авторского текста на с. 88.
- Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой настоящий читатель.)
- Почему Настя, которая читает быстрее папы, еще не очень хорошо умеет читать? Что имел ввиду ее отец, когда сказал об этом? (Она кое-что пропускает: описания природы)

Работа с текстом до чтения А. Чехова «Степь».
- Догадайтесь, с произведением какого автора мы познакомимся.

Сообщение учащегося о А.П. Чехове.

- Чье произведение мы сейчас начнем читать?
- Как называется его произведение?
- Мы будем читать полное произведение?
- Кто знает, что такое степь? (Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылем.)
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чем она вам рассказала?
- Что может предвещать это небо, какую опасность?
- Проверим наши предположения.

Работа с текстом во время чтения.
Словарная работа.
Рогожа – грубая плетеная ткань из мочала.
Фосфорическая – светящаяся бледным светом.
Обложной дождь – продолжительный, затяжной, во время которого все небо покрыто тучами.
сухие круглые степные растения, которые срываются ветром и катаются по степи.
Первичное чтение.

Цель : представить картины грозы в степи.
Читает учитель.
- Какую вы увидели грозу?
3. Повторное чтение детьми.
- Найти в тексте и отметить, где говориться о ветре, туче, громе, рогожке как о живых существах.

- Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. Найдите в тексте и прочитайте, где природа описана как живая.
Выборочное чтение.
Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой прием как «оживление» природы?
- Какой еще прием вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы мы представляем очень отчетливо.)
- Чьими глазами мы видим картину грозы? Что чувствует мальчик?
-Если вам случалось оказываться во время грозы вдали от дома, то что вы испытывали?

4.Работа до чтения рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
- В отрывке из повести А.П. Чехова «Степь» мы увидели картины летней грозы. Давайте посмотрим, какие картины летней природы нарисовал другой писатель.

Сообщение учащегося о М. Пришвине.

- О чем может нам поведать рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Обратите внимание на название темы урока.
- Откройте с.106 учебника, посмотрите на иллюстрацию, уточните свои предположения.

Первичное чтение.
Диалог с автором.
Учащиеся самостоятельно читают рассказ по цепочке.

Выявление первичного восприятия.

- Так одуванчики – интересные или неинтересные цветы?
- Вас что-то удивило в этом рассказе?

Обобщающая беседа.
- Какое открытие сделал рассказчик, когда был еще мальчиком?
- Можно ли считать это открытием?
- С чем сравнивает рассказчик цветок одуванчика? (С человеческой ладонью.)
- Вам случалось делать открытия в природе? Расскажите.

5.Работа с текстом после чтения.

Творческое задание. По вариантам.
1 вариант подчеркнуть в тексте слова, выражения, с помощью которых поэты и писатели передают краски.
2 вариант звуки.

Итог.
- Благодаря чему мы можем увидеть картины и услышать музыку природы не видя ее? (Словам).

Д/З Выписать цитаты в тетрадь на страницу «Лето» с. 20.
15