Конспект урока по литературе на тему: ВЧ. А.И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель». (5 класс ФГОС)


5 КЛАСС
Тема: ВЧ. А.И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель».Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
Задачи: а) образовательная – раскрыть характеры детей и взрослых, изображённых в рассказах Куприна “Тапёр”, “Белый пудель”;
б) развивающая – формировать у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работать над развитием логического и критического мышления;
в) воспитательная – воспитывать чуткое отношение к художественному слову, гуманное отношение к человеку.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные –
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Предметные: знать: содержание прочитанного произведения; уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою.Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент. Актуализация знаний и умений.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово.
- “Куприн – талант яркий, здоровый”,- сказал о Куприне Максим Горький.
Писатели создают свои произведения по–разному. Например, известный немецкий драматург Шиллер, когда писал, держал ноги в тазу с холодной водой. Великий французский писатель Виктор Гюго писал всегда при свечах, карандашом, при этом смотрел на бюст бронзовой собаки. Тургенев писал исключительно только тогда, когда приходило вдохновение. Куприн, по словам его дочери, снимал гостиничный номер или уезжал из Москвы в Сергиев Посад, ему нужна была тишина.
А.И. Куприн – выдающийся русский писатель конца 19 – начала 20 века. Он написал много произведений о детях. В рассказах о детях Куприн восхищается их талантливостью, трудолюбием, чувством собственного достоинства, увлеченностью делом. Мы читали рассказы Куприна. Это рассказ «Слон» - о доброте отца, любящего свою дочь. «Белый пудель» - о талантливых бродячих артистах, честных, обладающих чувством гордости. «Чудесный доктор» - о сердечной доброте, отзывчивости человека, оказавшимся профессором Пироговым. Любимым героем Куприна стал человек волевого характера, благородного доброго сердца. Таких героев мы встретим и в его рассказе «Тапер».
Давным-давно в России начали устраивать музыкальные танцевальные вечера для детей из знатных семей. Они проводились только один раз в год – на Рождество. На вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали бальный этикет и просто общались, получая массу впечатлений.
В рассказе А.И. Куприна такое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце 19 века. Обычно хозяин дома на рождественскую ёлку приглашал знаменитый оркестр, но в этот раз всё происходит иначе…
2. Беседа по содержанию рассказа.
- Какой изображена семья Рудневых?
Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных московских семей. Аркадий Николаевич – глава семьи, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства. Сердцеед, внешне обаятельный и умеющий очень “красиво” проматывать полученные в наследство деньги и приданое жены. Он любил, чтобы в доме было шумно и оживлённо. Ирина Алексеевна – тип аристократки, согласившейся на неравный брак. Мужа своего не уставала тайно и мучительно ревновать. Она почти никогда не выходила из своих собственных комнат, кроме официальных случаев. Урождённая Ознобишина, последний отпрыск знатного рода, она раз и навсегда решила, что общество её мужа и детей слишком “брутально”, поэтому равнодушно игнорировала его.
- Какими чертами характера, заметными в поступках и словах, отличаются сёстры Рудневых?
*Лидия Аркадьевна – старшая сестра. Она не выносила никакого шума и относилась к “милюзге” с холодным и вежливым презрением. Она говорила о Марксе и об аграрной системе и стремилась на высшие женские курсы, отличалась странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и принуждённому.
*Татьяна Аркадьевна – полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы, чуткая, наблюдательная.
*Двенадцатилетняя Тиночка – впервые допущена к устройству ёлки, поэтому волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадалась ежеминутно кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету, пылкая, дружелюбно относилась к мальчику.
- Какие отношения сложились между хозяевами и слугами? (Доброжелательные, доверительные)
- Почему Аркадий Николаевич не пригласил к себе в дом на Рождество оркестр Рябова? (Поздно спохватился, его уже пригласили).
- Кто в дом приводит Тапёра? (Дуняша)
3. Словарная работа.
Тапер – пианист, играющий на танцевальных вечерах.
Рапсодия – музыкальное произведение на темы народных песен, сказаний.
- Каким изображён приехавший музыкант?
4. Работа с текстом.
У тапёра – Юрия Азагарова – лицо было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами, несколько наивный вид придавали вихры тёмных волос, но большие серые глаза смотрели умно и не по-детски серьёзно. По первому впечатлению мальчику было 11-12 лет.
- Сколько лет было Юре? (14 лет).
- Как мальчик играл на фортепьяно?
Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии, лицо его сразу стало светлым и прекрасным. Слушатели были очарованы игрой.
- И вот “не переставая играть, он увидел, как в залу вошёл пожилой господин…”. *** Прочтите описание этого господина
- Зачитайте, как мальчик играл, когда на него смотрел Антон Григорьевич Рубинштейн? (Сначала робко, а затем уверенно) - «Венгерская рапсодия №2» Ф. Листа. Именно это произведение играл Юра.
- Что дала мальчику встреча с талантливым музыкантом? (Она перевернула его жизнь. Известный пианист помог юному музыканту раскрыть свой талант) 5. Работа с текстом. Зачитайте последний абзац рассказа.
Чтение учащимися последнего абзаца рассказа.
- Кто главный герой рассказа? (Азагаров)
- Из чего это видно? (Название рассказа подтверждает это)
- Почему Аркадий Николаевич не разрешил Юрию играть целый вечер? (Берёг его. “Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы”)- Как автор относится к своим героям? (С любовью)
- Как вы думаете, любил ли Куприн музыку? (Да)
- Благодаря чему Азагаров стал известным? (Благодаря своему трудолюбию и помощи Рубинштейна)
6. Рассказ о Рубинштейне.
Антон Григорьевич Рубинштейн родился в одной из западных губерний в небогатой, но культурной семье. Музыкальное дарование Антона проявилось очень рано. Его первой учительницей была мать, дававшая ему уроки игры на фортепьяно. Затем два года вместе с младшим братом Николаем Антон Рубинштейн учился музыке в Берлине.
Вернулся он в Россию двадцатилетним юношей, организовал Русское музыкальное общество, по его инициативе в России, в Петербурге, была открыта первая консерватория, а через несколько лет консерватория была открыта и в Москве.
Выступления Антона Григорьевича Рубинштейна в России и за рубежом проходили с огромным и неизменным успехом. Во всём мире за ним прочно укрепилась слава “царя пианистов”. Игра Рубинштейна безраздельно покоряла слушателей мощью, богатырским размахом, героическим подъёмом, нежностью и изяществом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1. Работа над рассказом А.И. Куприна «Белый пудель».
Беседа:
- Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?
- Используя план рассказа, кратко перескажите сюжет рассказа:
Примерный план:
Бродячая труппа артистов
Неудачный день
«Хочу! Собаку-у-у!»
«Не всё… продаётся, что покупается»
Арто украден
Спасение собаки
Анализ рассказа
- Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.
- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?
- Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)
- Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?
- Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?
- По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?
- Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?
- Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?
- В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?
- Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)
- Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т.к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)- Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
- Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?
- Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
- Была ли решена поставленная в начале урока цель?
V. Д/з. С. 51 – 55 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.