Конспект урока Александр Иванович Куприн «Белый пудель»


Предмет: Литература 4 класс
Тема: Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» «Белый пудель»
ТЦУ: Формировать учебно-познавательные компетенции с помощью развития умения анализировать произведение, составлять план, давать сравнительную характеристику героям; формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор. Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Развивать устную речь; активизировать самостоятельный поиск информации к уроку, отрабатывать умение искать информацию в тексте. Воспитывать любовь к животным, учить быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.
Методы обучения : информационно- сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь.
Ход урока.
Оргмомент.Сообщение темы урока.
– Вы прочитали рассказ А.И. Куприна «Белый пудель». Понравился ли он вам?
Проверка Д/З- Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения? - Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа.Примерный план.
Бродячая труппа артистов
Неудачный день
«Хочу! Собаку-у-у!»
«Не всё… продаётся, что покупается»
Арто украден
Спасение собаки
Анализ рассказа- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?* Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба»
Беседа по вопросам: 
С какими героями рассказа знакомит нас автор? 
Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?
Какое отношение к себе они вызывают? 
Где происходят описанные события? 
Какой предстает природа Крыма в рассказе? 
Как будут дальше развиваться события?
Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?
В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?
Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)
Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т.к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?
Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?
Работа в парах.
Как меняется Сергей от начала к концу рассказа?
/Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты/:
Характеристика Сергея
в начале рассказа в конце рассказа
   
Проверка самостоятельной характеристики героя
/ученики зачитывают свои варианты/- Мы начинали урок с того, что пытались представить один день из жизни бродячей труппы. А теперь давайте попытаемся представить себе один день из жизни Трилли.
- Почему нищие артисты оказались добрей и благородней живущих в достатке богачей?
- Как вы думаете, кто счастливее: Сергей или Трилли?
- Мать Трилли не смогла купить собаку у дедушки Лодыжкина. Чего ещё она не сможет купить ни за какие деньги?
Сравнительная характеристика Сережи и Трилли (внешность и характер)
Сергей Трилли   
Итог урока.
- О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?
Закончить наш разговор мне хочется стихотворением Вероники Тушновой:
«Давайте читать добрые книжки и спешить делать добро».
Рефлексия.
– Спасибо за работу! (Выставление отметок и ответы на вопросы).
Домашнее задание .
Творческий пересказ
•от лица Сережи.
•от лица дедушки.
•от Арто.