План-конспект урока по рассказу В. Чаплиной Лесная кормушка


Тема урока: В.Чаплина «Лесная кормушка»

Цели урока:
1) Начать чтение рассказа В.Чаплиной «Лесная кормушка»;
2) Развивать связную устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, способствовать обогащению словарного запаса;
3) Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование и материалы:
Выставка книг, иллюстрации с изображением птиц, картина «Зимний пейзаж».



Ход урока:
1. Оргмомент.
Поздороваться, отметить отсутствующих, ознакомить с целями урока.
-Сегодня на уроке мы начнем читать рассказ В.Чаплиной «Лесная кормушка». Но до этого проведем небольшую разминку. На доске написана скороговорка, которую вы должны будете научиться хорошо и быстро проговаривать. Читаем сначала вместе. (Хоровое чтение скороговорки «Сидели, свистели семь свиристелей», затем вполголоса и по одному).
- Молодцы. А теперь давайте вспомним, что мы читали на прошлом уроке и какое домашнее задание вам было задано?
2.Проверка домашнего задания.
- Что говорится в тексте о январе? Какой это месяц? Почему?
- Что происходит в природе зимой? Почему кажется, что природа спит?
- Как сохраняют свои силы растения и животные?
- А еще вы должны были найти и написать народные приметы о зиме. Кто хочет зачитать свои и попробовать объяснить их?
- Хорошо, вы справились с заданием. А теперь начнем читать следующее произведение, которое называется «Лесная кормушка».
3. Чтение текста (с.114-115).
(Сначала учитель, потом учащиеся по очереди)
4. Работа со словарными словами (объяснение непонятных слов):
Заиндевевшие – покрытые инеем.
Замысловатые – необычные.
Поползень – небольшая птичка серовато-голубого цвета, вертлявая, в народе о ней говорят «лесной акробат». (Показать иллюстрацию).
- А еще какие птицы встретились в этом тексте? Перечислить их и показать на картинках. Незнакомые слова написать в тетради.
5. Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть - за парту тихо сесть.
6. Беседа по тексту:
А теперь немного побеседуем по прочитанному тексту. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
- Что вы узнали о мальчике Славе?
- Почему Славе нравилось гулять в лесу?
- А вы любите бывать в лесу? Почему?
- Как описывается лес в этом тексте? Вы бывали в зимнем лесу? Посмотрите картину «Зимний пейзаж», каким изображен лес? А что говорилось о лесе в рассказе В.Бианки «Январь»? Что между ними общего и в чем разница?
- За чем наблюдал Слава? Каких друзей приобрел мальчик в лесу? Назовите их. А еще каких зимующих птиц вы можете назвать?
- Почему птицы стали его друзьями? Как вели себя птицы?
- О каких свойствах характера Славы вы узнали из этой части рассказа? Какие его поступки помогли вам сделать такой вывод?
- А как вы помогаете птицам зимой? Кормите ли вы их? Чем кормите? Оказывается, птицам нельзя давать черный хлеб, жареные семечки и соленое или копченое сало, птицы от них могут даже умереть. Синице можно дать сырые семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни; снегирю – ягоды, семена подсолнечника, сирени; воробью – крупу, семена. Если кто-то хочет побольше узнать о птицах, о животных, то можете взять в библиотеке такие книги, которые выставлены у доски. (Журналы «Юный натуралист», словарь «Животный мир. Птицы»).
7. Работа с кроссвордом.
- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Для этого разгадаем небольшой кроссворд. Интересно, какие птицы придут в нашу «лесную кормушку»?







1.
















2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 






3.
 
 
 
 
 










4.
 
 
 
 
 
 
 










5.
 
 
 
 
 
 










6.
 
 
 
 
 
 










Вопросы:
По вертикали:
1. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это
По горизонтали:
2. Хожу я ловко по стволам: 5. Спинкою зеленовата,
Вверх и вниз, и тут и там, Животиком желтовата.
Как настоящий акробат. Черненькая шапочка
Чищу все стволы подряд. И полоса шарфика.
3. Все время стучит, 6. Непоседа пестрая
Деревья долбит, Птица длиннохвостая,
Но их не калечит, Птица говорливая,
А лечит. Самая болтливая.
4. Чернокрылый. Красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.

8. Итоги урока, выставление и мотивировка оценок, задание на дом.
- Наш урок подходит к концу. Запишите задание на дом: прочитать еще раз эту часть рассказа (с.114-115) и сделать рисунки. Кто не сможет нарисовать, тот составит словесный рисунок – рассказ «Зимний лес».
- Какие выводы вы сделали для себя? Как нужно относиться к птицам, к природе? Почему их нужно беречь? Как вы думаете, можно ли жить без птиц? Что случится, если вдруг на Земле пропадут все птицы? (Птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень).
- Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Наша страна очень серьезно относится к проблемам охраны птиц. Многие заводы и фабрики ведут переоборудование очистительных сооружений, чтобы меньше загрязнять отходами воду, почву и воздух. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучайте птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.