Урок изобразительного искусства Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях

«Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях».
(урок изобразительного искусства 1 класс «Школа России»
Учитель: Киклеева Н.В.
Цель: познакомить с различными видами узоров на крыльях бабочек; расширить знания детей о том, как появляется бабочка; учить видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2.Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3.Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4.Сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Регулятивные:
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
2.Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
3.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: карандаш, кисточка.
Познавательные:
1.Отвечать на вопросы учителя;
2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
4.Слушать и понимать речь других;
5.Работать в паре и группе.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка.
Оборудование:
Для учителя – изображение разных бабочек, презентация “Бабочки”, ПК, проектор, экран.
Для учащихся – альбом, простой карандаш, акварельные краски, кисти, палитра, клей. гуашь, набор кистей, учебник,
Музыкальный ряд: лёгкая эстрадная музыка. Литературный ряд: А.А.Фет «Бабочка»
Организация пространства: индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент:
Прозвенел звонок,
Начался урок .
Мы за парты тихо сели
И работать захотели.
Дети садятся группами по 4чел.
На столах лежат каточки «МЭНЭДЖ МЭТ», определите своё место. Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу. Дайте «пять», пожелав друг другу удачи.
Учитель благодарит детей.
Сигнал тишины и привлечения внимания: ХАЙ ФАЙВ (хлопки в ладоши)
Учитель.
Ребята! Я очень рада всех видеть на уроке. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество.
- Итак, начинаем урок.
Введение в тему урока
- А чтобы узнать тему урока отгадайте загадки:
То взлетит, то крылья сложит, То расправит их... Похожа На порхающий цветок В летний солнечный денёк.
– О ком говорится в загадке? – Правильно, это бабочка.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях.
Актуализация. Видео. Внимание на экран! Прослушивание стихотворения «Бабочка» А.А. Фет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анализ услышанного: ФИНК-РАЙТ- РАУНД РОБИН
- Мы с вами прослушали стихотворение.
Вопросы на экране, учитель их читает:
- Вам понравилось стихотворение?
- О ком оно?
- Как можете нарисовать услышанное?
Отвечаем на вопросы: думаем-записываем- - 30 сек., обсуждаем -30сек. На каждого.
Учитель выбирает номер стола и отвечающего, который озвучивает ответ для всех.
Учитель благодарит детей.
Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать бабочку.
- Подумайте, какую цель поставим перед собой.
- Для чего мы изучаем эту тему?
- Где можно применить полученные знания?
ФОЛО – УЗЕ ЛИДЕР (Физминутка «Бабочка»)
- Попробуйте изобразить бабочку движениями, мимикой. Покажите, какая она легкая, воздушная, как она порхает. Дети танцуют за лидером, выполняя движения.(2 мин)
- Спасибо! Садитесь на места!
Работа по теме урока.
В природе существует огромное количество бабочек. Но все они не похожи друг на друга. Вы, конечно, не раз любовались красотой бабочек. Люди с давних времён придумывали множество сказок и легенд о появлении бабочек. Вот одна из них: “Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки За их красоту люди дали этим насекомым необычные и очень красивые имена.
- Каких бабочек вы знаете?
(Ответы детей)
(Крапивница, лимонница, капустница, махаон, адмирал и др.) – Крылья бабочек состоят из сотни маленьких чешуек. Чешуйки отражают солнечный свет, поэтому крылья переливаются разными яркими красками.
- Какого цвета крылья у бабочек?
(Белого, жёлтого, голубого, черного, красного, серого)
Учитель благодарит
-Давайте внимательно рассмотрим бабочек. – Обратите внимание на форму крыльев и рисунок на них. Как можно это назвать? – Правильно, узор. Из чего состоит узор на крыльях? – Давайте рассмотрим узоры на крыльях бабочек. Опишите их.
Слайд - Эта красивая бабочка – Павлиний глаз. Чаще всего ее можно встретить в Японии, а также в странах Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они даже занесены в Красную книгу. Слайд
– Это бабочка – Махаон. С изящной формой крыльев. Сколько цветов присутствует в ее окраске! Давайте подсчитаем. Из чего слагается узор ее крыльев? – Совершенно верно, кроме кругом мы видим и волнистые линии, и пятна. Слайд – Перед вами самая большая бабочка. Размах ее крыльев равен 30 сантиметров. Слайд – Бабочки бывают дневные. Слайд – Ночные. Слайд – Жизнь бабочек очень короткая. Они должны все успеть. Многие бабочки живут всего одно лето, а некоторые – несколько дней. Слайд - Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал. Узор каждой бабочки неповторим. Почему? Кто же рисует эти узоры?
(Природа.)
- Какие узоры могут быть на ее крыльях7 – Из чего состоит узор на крыльях? (Пятнышки, точки, волнистые линии) - Сколько крыльев у бабочки? Какие они?
(Четыре. Два больших крылышка впереди и два маленьких сзади.)
Творческая практическая деятельность учащихся. -Сегодня вы побывали в роли бабочек. Кружились и порхали. - Внимательно рассматривали виды бабочек, существующие в природе. - А хотите изобразить бабочек и украсить их?
- Чтобы правильно нарисовать бабочку познакомимся с понятием “симметрия” и её законом. У вас на парта лежат прямоугольные фигуры. Сложите их так, чтобы противоположные стороны совпали. Разверните. Линия, которая получилась при сгибании, называется линией симметрии. Она делит фигуру на две равные части. Если сложить фигуру по этой линии, правая и левая части совпадут. Слайд
- Выберите из данных фигур симметричные.
Структура «КОНЭРС»
-Посмотрите на стены. У каждого угла висят цифры: 1,2,3,4
-Подумайте 3-5 секунд и подойдите к той цифре, под которой вам кажется нарисованы симметричные фигуры.
-Вопрос «Почему вы выбрали именно эту фигуру?»
-Подумайте 3-5 секунд. Я даю каждому 15 секунд, чтобы он мог высказаться. Начинает партнер, который выше.( ТАЙМД ПЭА ШЭА)
Учитель
- У меня в большой коробке много разных бабочек, но все они белые, одинаковые. Они прилетели на наш урок, для того, что бы вы их украсили - Закройте глаза и протяните ладошки! (Учитель раздаёт заготовки бабочек) Каждый учащийся получает вырезанную учителем заготовку бабочек. Инструкция - Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется. - Помните об оси симметрии. - Используйте для украшения различные пятна, линии и точки. Нарисуйте различные овалы, кружки неправильной формы сразу фломастером без карандаша. - Можно согнуть бабочку пополам, на одной половине нарисовать сразу узоры , акварелью украсить. Затем согнуть, потереть хорошо кулачком, развернут, на полученных отпечатках дорисовать брюшко, усики и все прочее. Такой способ изображения называется монотипия.
Показ учителем последовательности работы. -Повтори ( имя ребёнка), что нужно сделать с бабочкой? - При помощи чего её украсить? - Какие цвета использовать? -О чём нужно не забыть? ( о симметрии) - Всем ли всё понятно? Приступайте к работе!!!
Самостоятельная работа учащихся.
(Индивидуальная помощь при необходимости)
Музыка фоном.
Итог урока. Выставка и анализ работ учащихся.
- Завершаем работу. - С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком.) Рефлексия: - Скоро появятся на наших улицах живые бабочки и будут радовать нас своей красотой. А пока пусть ваши бабочки украсят наш класс. У вас на парте лежат разные бумажные цветы. Прикрепите на один из понравившихся цветов бабочку , а затем цветок и бабочку на нашу полянку (доска) Жёлтый– если - очень понравилось сегодня на уроке. Красный– если - я хотел бы узнать больше. Синий – если - мне было скучно. - Какие красивые и разные получились у вас бабочки, как в стихотворении И. Гуриной “Мотыльки”.
Спасибо за урок!
15