Урок по литературному чтению С.Я.Маршак Угомон (1 класс)


Тема: С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»
Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха, воспитывать уважение к окружающим, правила хорошего тона
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Тип урока: Урок новых знаний.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать выразительно, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Познавательные: уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные: (критерии сформированности УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Образовательные технологии: ИКТ, проблемного обучения, игровые,
Образовательные ресурсы: презентация, «Азбука»
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель Прозвенел звонок веселый!
Дети
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, размышлять
И друг другу помогать.
Учитель
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно! II. Включение в учебную деятельность.
1. Артикуляционная разминка.
- На уроках литературного чтения мы много говорим, а перед чтением нам разминка нужна? Зачем? (для улучшения работы нашего речевого аппарата, правильного дыхания, чтобы язычок был послушным и наша речь была красивой и приятной)
Упражнения «Свеча»
-Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.
- Подготовим голосовые связки. Повторим чистоговорку все вместе.
Ра- ра-ра- начинается игра!
Са- са –са - в лесу бегает лиса?
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Ру-ру-ру- мы закончили игру!
- А какие скороговорки мы знаем?
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы любите сказки?
- Кто помнит, на какие две группы можно разделить сказки?
- Почему сказки называются народные? А почему авторские?
- Приведите примеры народных сказок.
- Какие авторские сказки вы читали? ()
- А сейчас прослушайте ещё одно небольшое произведение. И попробуйте определить, что это сказка или рассказ? («Сказка об умном мышонке». Читает С. Маршак)
- Что вы прослушали? (Сказку)
- А как вы считаете: эта сказка авторская или народная? (Авторская)
- Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.
Проверка дом.задания
III. Изучение нового материала
1. Постановка целей и определение темы урока.
-Ребята, а может быть кто - нибудь знает автора этой сказки? (С. Маршак)
(На доске написана подсказка, выложены буквы справа налево.
- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? Какие цели будем преследовать? (Знакомиться с творчеством и произведениями С. Маршака)
2. Работа по теме урока.
а) Рассказ учителя.
С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)
-Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).
- Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.
б) Работа с учебником.
- Прочитайте сведения о С.Я. Маршаке на с. 106 «Азбуки». (Учащиеся читают.)
-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)
- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем? (Каким он был в детстве)
в) Работа в группах (с карточками).
- А хотите такой фокус? Вы сами сейчас сможете рассказать о С.Я. Маршаке. У вас на столах карточки зеленого цвета. Прочитав текст, каждая группа должна ответить на вопрос «Что вы узнали о жизни Маршака?»
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
Рассказ учителя о С.Я. Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства.
В городе Воронеж есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. В семье было 6 детей, и трое из них стали писателями. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.
Физкультминутка.
3. Знакомство со стихотворением «Угомон»
- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)
Как вы думаете, о чём это произведение?
Чтение стихотворения учителем.
-Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда слушали его?
Словарная работа
- Все ли слова в стихотворении были понятны?
- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?
«нынче» - сегодня
«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой
«бас» - мужской низкий голос
- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.
Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?
Если мы заглянем в толковый словарь то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».
- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
- Кто помог успокоить детей? (Угомон)
- А кто или что такое Угомон?
- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)
- Как вы думаете, что он мог сказать ребятам, зайдя в класс? ()


Подготовка к выразительному чтению
- Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)
-Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)
А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)
Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)
А слова остальных детей? (Крикливо, громко.)
Слова автора как мы будем читать? (Ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.)
Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённое с переживанием.)
Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)
Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.)
На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.)
Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!
Чтение детей по 2 строчки
-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.
- Что случилось нынче в школе (Рассорился 1 класс)
-Что делают дети? (ребята успокаивают друг друга)
- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)
- Кто такой Угомон? Это персонаж, который дал детям хороший совет.
-Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)
-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов, а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»
- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.
На уроке я сижу, Не кричу, и не стучу.
Руку прямо поднимаю, если спросят – отвечаю.
Учитель спросит- надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь, не кричи
А только руку подними.
- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).
4. Знакомство со стихотворением «Дважды два»
Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами.
а) Чтение учителем
С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки?
Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.
б) Чтение стихотворение хором.
в) Заучивание стихотворения «Дважды два»
IV. Закрепление материала
1. Беседа
- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)
- С какими его стихотворениями познакомились? («Угомон», «Дважды два»)
– Назовите героев произведений.
- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению и уважению друг к другу).
2. Работа в парах
-А давайте узнаем каким еще правилам учит нас С.Я. Маршак. (На партах зеленые карточки, с которых дети должны прочитать и пересказать правила) Тех, кто в школу опоздал, Она не станет ждать. Хоть без колес устроен класс, Он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник Без ружья стрелять гусей. Не оставит дома плотник Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять Дома книгу и тетрадь! Парта - это не кровать. И нельзя на ней лежать!
Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно, На уроках не болтай, Как заморский попугай V. ИТОГ УРОКА
- Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания
Пожелания друзьям Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево! VI. РЕФЛЕКСИЯ
- Выразите своё настроение, продолжив предложение:
- Я для себя сделал открытие: - Меня удивило : - Оказывается, что:








Приложение
Игра «Доскажи словечко» Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё (АЛФАВИТ)
Я сижу, едва не плача, Очень трудная (ЗАДАЧА)

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно (КАРАНДАШ)
Портфель у меня Не велик и не мал: Лежат в нём задачник, Букварь и (ПЕНАЛ)
Если всё ты будешь знать, То получишь в школе (ПЯТЬ)

























15