Конспект урока Поэтические индивидуальности Серебряного века


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Поэтические индивидуальности Серебряного века.
«Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Дисциплина Литература
Преподаватель: Риве Ю.А.
Магнитогорск, 2015 г.
Согласовано
Предметной комиссией
Гуманитарных дисциплин
Председатель _________________ Ю.А. Риве
Протокол № 7 от «16» апреля 2015 г.
Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________ Ю.А. Риве
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса
Раздел рабочей программы (для дисциплины) Поэзия начала XX века
Дисциплина способствует формированию:
Общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Тема учебного занятия Поэтические индивидуальности Серебряного века. «Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Дидактическая цель: Представить своеобразие поэтического мира поэтов Серебряного века (К. Бальмонта, В. Брюсова, М.Кузьмина, Д. Бурлюка, В. Хлебникова), составить представление об особенностях модернистских течений н.XX века – символизма, акмеизма, футуризма.
Развивающая цель: Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное, развития исследовательских навыков учащихся.
Воспитательная цель: Способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
Организационная форма проведения занятия: урок-семинар
Методическая цель: показать комплекс приемов, способов и средств, возможных при работе с художественным материалом.
Методическое обеспечение урока: раздаточный материал (тексты стихотворений для анализа, шаблон таблицы); мультимедийное оборудование; презентации, подготовленные студентами.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Изучаемая дисциплина Обеспечиваемые дисциплины
Литература
История Литература Литература
Русский язык
История
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обобщение Обеспечиваемые темы
Литература рубежа веков
Серебряный век русской поэзии Художественный мир А.А.Блока
Художественный мир В.В. Маяковского
Художественный мир А.А.Ахматовой
Художественный мир М.Ц.Цветаевой
Художественный мир С.А.Есенина
Ход занятия
Организационный этап занятия
Слово учителя и беседа:
Сегодня наш урок посвящен поэтическим индивидуальностям серебряного века. Мы познакомимся с жизнью и творчеством поэтов начала XX века, которые сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. Литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века. 
Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи - нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве. "Уж на что они непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог", - так писал о поэтах серебряного века в 1923 году Осип Мандельштам.
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную, отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки.
- Какие основные литературные течения начала XX века вы знаете?
(Символизм, акмеизм, футуризм)
Учитель:
Давайте вспомним основные характеристики этих литературных направлений и познакомимся с яркими их представителями.
Работа группы «Символисты»
(Студенты в виде презентации представляют кратко основные положения символизма, опираясь на манифесты и программные статьи, знакомят с жизнью и творчеством К. Бальмонта)
Учитель:
К. Бальмонт имеет репутацию одного из самых музыкальных поэтов XX века, почему? Из чего складывается «музыка стиха»?
(Предполагаемый ответ – Для музыкальности стиха используются лексические повторы, звукопись, аллитерация, ассонанс.)
Давайте прочитаем стихотворение К. Бальмонта «Фантазия» (выразительное чтение учителем).
Вопросы по стихотворению:
Почему поэт назвал стихотворение «Фантазия»?
Исчерпывается ли содержание стихотворения описанием зимнего леса?
Какие образные средства использует поэт для создания ощущения таинственности, зыбкости?
Сделайте вывод о своеобразии поэтической манеры К. Бальмонта.
(Описывается спящий зимний лес, в это описание вложена вся игра лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений, постепенно появляется мистический подтекст стихотворения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду Бога». Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении все живет, движется, чувствует.)Сообщение о жизни и творчестве В. Брюсова
Учитель:
Современники противопоставляли К. Бальмонта и В. Брюсова как представляющих два типа поэта – поэта стихийного, спонтанного, подчиняющегося лирическому порыву, и поэта волевого, рационального, «выстраивающего» стихотворение.
Работа с художественным текстом.
Прочитаем стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» (выразительное чтение стихотворения учителем)
Вопросы по стихотворению:
О чем это стихотворение? Что это за бледный юноша?
О каких заветах говорит лирический герой?
Сделайте вывод о своеобразии поэтической манеры В.Брюсова.
(Три завета представляют собой в лаконичной форме программу символистов. Заветы передаются предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения – «не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству». Лирический герой не просит, а требует.)Работа группы «Акмеисты»
Презентация об акмеизме, сообщение о жизни и творчестве М. Кузьмина.
(Творчество Кузьмина перекидывает мостик от символизма к постсимволизму, прежде всего к акмеизму, категорически размежевывается с символистами (познание этой реальности, требование логичности, неприятие ложных «туманностей» и «многозначностей»Работа с художественным текстом (стихотворение М. Кузьмина «Мои предки»)
В чем своеобразие стихотворения по сравнению с произведениями К.Бальмонта, В. Брюсова?
( Принцип композиции – свободное нанизывание образов, составление разноцветной мозаики. Внешне движется логикой простого перечисления, как будто рассматривается семейный альбом. Подчеркнута обычность и заурядность тех, чьим наследником ощущает себя поэт. Это принципиальная позиция Кузьмина, он дорожит своей «нормальность» Отсутствие четкой построфной организации, стих становится свободным, особый ритмический рисунок – верлибр. Замаскированная строфическая композиция: поэт представляет предков группами – четыре мужские и три женские, мужские выступления короче и энергичнее, женские – дольше.)Работа группы «Футуристы»
Презентация об особенностях футуризма, сообщение о жизни и творчестве Д. Бурлюка, В. Хлебникова.
Работа с художественным текстом (стихотворение В. Хлебникова «Заклятье смехом»)
Вопросы по стихотворению:
В чем особенность этого стихотворения?
Какие принципы футуризма нашли в нем свое отражение?
(Обыграно всего одно слово – смех, которое благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально меняет свой смысл: от радости и веселья до профессиональной работы – рассмешить людей. Слово «смехачи» создано по аналогии со словами циркачи, трубачи. А то, что они работают профессионально, свидетельствует выражение «смеянствуют смеяльно». Проводится четкая параллель между «усмейными смехачами», которые веселят толпу, и «надсмейными смехачами» - они сами являются объектами насмешек. Создание неологизмов, свободное обращение с языком.)Учитель
Итак, мы познакомились с разными представителями эпохи Серебряного века, нам осталось лишь попытаться сравнить три основных литературных направления – символизм, акмеизм и футуризм. Составим сопоставительную таблицу по следующим аспектам:
Отношение к реальности.
Взгляд на призвание поэта.
Отношение к предшествующим эпохам и иным культурам.
Близкий род искусств.
Особенности поэзии.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕЧЕНИЙ РУБЕЖА XIX – XX вв.
Основные положения СИМВОЛИСТЫ АКМЕИСТЫ ФУТУРИСТЫ
1.Отношение к реальности Неприятие реальности, уход в инореальность (идеальный мир) Безусловное приятие реальности Революционное преображение реальности
2. Поэт – это… Поэт-пророк, медиум (преображение мира красотой) Поэт-ремесленник
(совершенствование своего стиха) Поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности
3. Отношение к традиционной культуре интерес к культурной экзотике, экзотическим и древним культурам, к средневековью;
предшествующая традиция – лишь путь к символизму как «вершине» культуры. 1)интерес к «лицу» предшествующей культуры, ее особенностям, традициям, формам;
2) бесконфликтное гармоничное прошлое как предмет изображения.
Декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство поэзии; разрушение старых норм.
4. Близкое искусство музыка архитектура живопись
5. Особенности поэзии Намеренная размытость, зыбкость конкретных смыслов: не назвать предмет, а выразить его ощущение;
Символизация образа: часть смыслов бесконечного образа-символа постигаются лишь с помощью интуиции. Предметность и четкость образов, отточенность деталей; сближение стихотворений с живой разговорной речью. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек; активное словотворчество.
Домашнее задание – читать лирику А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме», стихи по выбору наизусть.
Приложения
В.Брюсов
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно,
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
МОИ ПРЕДКИ
М.Кузьмин
Моряки старинных фамилий,влюбленные в далекие горизонты,пьющие вино в темных портах,обнимая веселых иностранок;франты тридцатых годов,подражающие д'Орсе и Брюммелю,внося в позу дендивсю наивность молодой расы;важные, со звездами, генералы,бывшие милыми повесами когда-то,сохраняющие веселые рассказы за ромом,всегда одни и те же;милые актеры без большого таланта,принесшие школу чужой земли,играющие в России "Магомет"и умирающие с невинным вольтерьянством;вы - барышни в бандо,с чувством играющие вальсы Маркалью,вышивающие бисером кошелькидля женихов в далеких походах,говеющие в домовых церквахи гадающие на картах;экономные, умные помещицы,хвастающие своими запасами,умеющие простить и оборватьи близко подойти к человеку,насмешливые и набожные,встающие раньше зари зимою;и прелестно-глупые цветы театральных училищ,преданные с детства искусству танцев,нежно развратные,чисто порочные,разоряющие мужа на платьяи видающие своих детей полчаса в сутки;и дальше, вдали - дворяне глухих уездов,какие-нибудь строгие бояре,бежавшие от революции французы,не сумевшие взойти на гильотину -все вы, все вы -вы молчали ваш долгий век,и вот вы кричите сотнями голосов,погибшие, но живые,во мне: последнем, бедном,но имеющем язык за вас,и каждая капля кровиблизка вам, слышит вас,любит вас;и вот все вы:милые, глупые, трогательные, близкие,благословляетесь мноюза ваше молчаливое благословенье.
Фантазия
К. БальмонтКак живые изваянья, в искрах лунного сиянья,Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлетИ роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнитсяТо, что людям не приснится, никому и никогда.Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,Неустанного стремленья неизменная печаль,-Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданьяЧуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлютИ с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.