Эссе для заочного этапа конкурса Педагогический дебют


Эссе
Название – "Фотоальбом педагогических взглядов"
Автор – Крекотнева Вероника Олеговна
Образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 182
У многих людей есть фотоальбомы. Все они наполнены яркими воспоминаниями из прошлого. Перелистывая страницы, мы, возможно, обнаружим чистые листы, когда-то осознанно оставленные нами самими… Каждый из нас сам со временем решает, чем заполнить это пустое место. Тщательно позируя, находя время на то, чтобы распечатать и вклеить фотографии в альбом, мы создаём свою историю.
Фотоальбом моих воспоминаний большой. Сначала его вела мама. Она относилась к этому со всей ответственностью: не только аккуратно вырезала уголки и бережно вставляла в них фотографии из тогдашнего "полароида", она ещё и подробно описывала мой характер, анализировала поступки, с радостью и гордостью аккуратным, каллиграфическим почерком записывала первые слова дочери. Это очень ценно, ведь даже крошечный человек – личность, пусть находящаяся в начале своего формирования, но личность. И та степень уважения, с которой относятся ко всем этапам взросления ребёнка взрослые, несомненно, откладывает отпечаток на наше будущее. По большому счёту, все мы «родом из детства», и именно этот отрезок времени часто определяет, будем ли мы счастливы…
Мама была моим первым Учителем: с ней я научилась ходить, говорить, читать, писать, применять первые правила этикета и законы вежливости. Уже тогда, не до конца осознавая, что уже учусь, я кое-что узнала о своей будущей профессии:
Учитель может быть близким человеком, и в этом случае учиться можно с интересом и удовольствием.
Страницы меняются, девочка на фотографиях растёт, становится воспитанницей детского сада, мелькает в смешных и трогательных, строгих и нарядных костюмах, затем идёт в школу. С первым сентября начинается новый этап, более самостоятельный.
Именно в это время я решила, что буду учителем. Началось всё с детского и наивного взгляда на эту профессию. Кто такой учитель? Для меня, первоклашки, Учитель – это тот, кто рисует и пишет на доске сколько хочет и ставит отметки, даёт задания и, если они хорошо выполнены, хвалит своих учеников. Да, и только Он имеет право писать красной ручкой!
Страницы мелькают с невероятной скоростью, за ними не уследить. Время своенравно, суетно, но, как бы мы ни жаловались, объективно.
Среднее звено…Огромные банты, похожие на заморские, диковинные цветы сменяются на модные заколки. Это внешние изменения. Но я-то знаю, что гораздо большие сдвиги произошли в моём сознании: ощущаю себя «взрослой». Больше понимаю, больше рассуждаю. Теперь мне доподлинно известно, что помимо рисования на доске Учитель вычисляет отметки за четверть, заполняет журналы, пишет отчёты. Пока не знаю как, но это необычайно интересно. Понять это помог человек, совсем недавно появившийся на фотографиях. Это моя классная руководительница, вторая мама. Она сразу поняла моё желание, поддержала и раскрасила его самыми разными оттенками. С её появлением значение слова Учитель в моём понимании расширяется, обрастает самыми разными понятиями и образами.
Учитель – добрый, понимающий. Он всегда чувствует учеников, он знает, когда они хитрят, а когда искренне переживают что-либо.
Учитель – строгий. Ведь дети редко думают о последствиях, и только он может направить их на истинный путь, пусть даже поначалу речь идет о простом домашнем задании.
Учитель – эмоциональный. Он испытывает самые разные чувства вместе со своими учениками: волнуется, когда они участвуют в конкурсах, радуется каждой победе, пусть даже крошечной, расстраивается, если у ученика что-то не получается, если ученик не честен или совершает глупости. Эта эмоциональная параллель связывает Учителя и ученика единой нитью, которая является неотъемлемой частью учебного процесса.
Листаю быстрее, не терпится вспомнить, где же я сделала первый шаг на пути к педагогической профессии...
Восьмой класс. На фото девочка с чересчур завитыми волосами, в очках и в синем пиджаке. Серьёзная и улыбчивая одновременно. Это был первый настоящий День учителя в моей жизни, он особенно запомнился, ведь в этот день старшеклассники примеряли на себя роль своих наставников, сами становились, пусть всего на день, настоящими педагогами. Моя Учительница видела во мне желание попробовать силы, применить творческий потенциал. Я провела один урок в пятом классе. В альбоме моих воспоминаний даже сохранилась тема урока – "Спряжения глаголов". Готовилась к нему неделю под чутким руководством наставницы. После урока она подготовила для меня еще один подарок: договорилась с пятиклассниками, чтобы они написали мини-отзывы об этом уроке. Мои первые ученики постарались на славу: отзывы получились очень тёплыми, положительными и приятными. Я поняла, что урок удался, контакт с учениками состоялся. Девочка на фотографии сияет, она поняла такую сложную и, вместе с тем, такую простую вещь:
Учитель умеет за один урок сблизиться с учениками, понять их, найти с ними точку соприкосновения. Всегда можно подать материал так, чтобы понял каждый.
Листаю дальше. С каждым годом уроков в День учителя у меня становится всё больше. Я научилась находить не только сильные места своих уроков, но и слабые. Поняла ещё одну важную вещь:
Учитель всегда рефлексирует. Анализирует свои ошибки и недочеты, устраняет "технические сбои", осознаёт, чего на уроке не успел, заполняет пустые страницы фотографиями знаний, целей и результатов.
Следующие страницы пестрят костюмами, грамотами, дипломами, медалями. «Русский медвежонок», «Ученик года», «Литературная гостиная», конкурсы чтецов и сочинений… Пробуя свои силы во всех творческих состязаниях, что предлагала мне моя Учительница, я добавила в свой список педагогических мыслей ещё одну:
Учитель вдохновляет, не даёт расслабиться и отдышаться. Нет времени. В мире столько интересного: ступеньки ведут вверх, и, только поднимаясь, ты сможешь узнать, а что там, дальше..? Учитель буквально вынимает наружу творческий потенциал своих учеников, вылавливает из мутных вод сомнений и лени таланты и способности. Находит нужные слова, чтобы ребёнок увидел свои сильные стороны и правильно их развивал.
Но Время неумолимо движется вперед. На страницах моего альбома появляются белые банты и фартучки, шарики, улыбки, общие фото с одноклассниками, родственниками, затем фартучки сменяют бальные платья самых разных цветов и фасонов. В руках по-прежнему улыбчивой девочки золотая медаль, а в голове нет ни единого сомнения в том, куда и на какую специальность поступать. Фотографируясь со своей Учительницей, я понимаю, что не прощаюсь, что через несколько лет вернусь, чтобы бок о бок с ней продолжать своё путешествие по Педагогической стране.
Множество страниц отделяют последний учебный день и первый рабочий. Студенческие годы на фотографиях насыщенные, наполненные, творческие. Каждый день на занятиях и после них улыбчивая девочка создаёт в себе Учителя, активно участвуя в студенческой жизни. И вот уже на следующей фотографии она с дипломом и чётким осознанием, где будет работать: всё было ясно ещё тогда. Ведь Вы внимательно листали вместе с ней альбом?..
Девочка стала выше, взгляд серьёзнее. И теперь она совсем взрослая. Теперь всё иначе. Она наставник: ей нужно понимать детей, чувствовать, когда они хитрят, а когда их чувства искренние, быть в меру строгой и доброй, видеть сильные и слабые стороны уроков, планировать, заполнять журнал, строить отчёты.
На этих страницах фотографии сменяют друг друга еще стремительнее, чем раньше. Дни пролетают, они насыщенны событиями. Не всё запланированное реализуется, что-то идёт не так, что-то приходится переделывать на ходу. Вот фотография, где я мою посуду, но делаю это механически, потому что в голове строятся стадии закрепления для завтрашнего урока, и хочется скорее бежать к книгам, компьютеру в поисках вдохновения и источников к созданию будущих уроков. Каждый из них должен стать событием. Но таким событием, чтобы ученики не только играли и творили, но при этом получали знания, отметки (это тоже очень важно) и улучшали свой уровень владения русским языком и литературой.
Теперь уже я создаю образ Учителя в их сознании. Это ответственность, о которой нужно помнить всегда. Понимаю, что значит выражение "учись учиться", учусь вместе со своими маленькими подопечными.
Моя Учительница рядом. Вот фото, где она даёт важные советы, делится историями из своей практики. А на этом – просто улыбается, ведь у неё свой путь, и она знает, что многие вещи я должна постичь сама. Вместе с ней мы участвуем в конкурсе литературно-музыкальных композиций, посвященном Великой Отечественной войне, занимаем первое место сначала на районном уровне, затем на городском. Теперь я понимаю, что часто руководители волнуются гораздо сильнее своих воспитанников. Учитель – это воспитатель. Он бережно и аккуратно взращивает в сознании учеников понятия нравственности, духовности, милосердия.
Мои педагогические взгляды строились постепенно, с детских лет. Листаю альбом дальше и дохожу до ещё не заполненных страниц, которым ещё предстоит стать расцвеченными самыми разными событиями и воспоминаниями. Мои принципы продолжают формироваться и складываться в целостную картину. Никогда не стоит останавливаться в своём развитии. Никогда.
Что же будет на этих пустых страницах?
Движение вперёд, постановка самых разных задач, возможно, на первый взгляд, невыполнимых, но всегда добрых, смелых и полезных.
Развитие, самосовершенствование, новые горизонты, новые дипломы с образованием, новые конкурсы…Ради чего? Я думаю, Вы поняли.
И на первом же пустом листе напишу одно из любимых высказываний моей Учительницы:
"Продолжение следует..."