Сценарий педагогического совета «Объединение усилий педагогического коллектива и семьи для достижения целей воспитания и образования»


Сценарий педагогического совета
«Объединение усилий педагогического коллектива и семьи для достижения целей воспитания и образования»
          Цель:
провести анализ работы педагогов дополнительного образования с семьёй, определить эффективные формы сотрудничества для достижении желаемого результата в воспитании и образовании учащихся ДДТ
Задачи:
Обобщить и систематизировать сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и педагогов ДДТ на данном этапе;

Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и педагогического коллектива ДДТ;
Оценить работу педагогов ДДТ по взаимодействию с родителями и разработать перспективный план на дальнейшую совместную деятельность.
         Подготовительная работа:
     Педагогический диктант для педагогов ДДТ
        Присутствуют: педагоги дополнительного образования
Повестка дня:
I.   Выступление по теме педсовета  «Объединение усилий педагогического коллектива и семьи для достижения целей воспитания и образования» (докладчик педагог-психолог). Содокладчики: (регламент выступлений - 5 минут)
1)«Привлечение родителей для организации совместного досуга» - педагог-организатор
2)  «Привлечение родителей к проблемам образования детей. Пути эффективного взаимодействия» -  педагог дополнительного образования 3)     «Взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями учащихся » (на примере личного опыта в творческом объединении «Изонить») - педагог дополнительного образования
4) «Родительское собрание как одна из форм работы с родителями» - заместитель директора по УВР
II.   Работа в творческих группах  (40 минут)
 1)      Интерактивная методика «Записки на полях» (обсуждение, поиск решения)
2)      Проективная методика «Дом сотрудничества»
3) Презентация Устного Журнала
III.  Обсуждение и принятие решения педагогического совета. (7 минут)
Ожидаемые результаты:1. Оценка взаимовлияния семьи и педагогов дополнительного образования; 2.Построение моделей успешного общения педагогов с родителями и их детьми, получение рекомендаций психолога по данной проблеме и использование их в работе.3.Определение степени необходимости и эффективности использования различных форм работы с родителями 4. Осознание педагогами того, что дополнительное образование предоставляет государственные услуги и предназначена для детей и их родителей.
ХОД ПЕДСОВЕТА:
Цитаты на доске:
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.Н.Макаренко
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»
В. А. Сухомлинский.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В Концепции новых стандартов говорится, что современное образование должно воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и эффективно применять для достижения целей инновационные технологии. Исходя из этого, возникает проблема, что мы, педагоги дополнительного образования можем оказаться «хромыми», уж точно на одну ногу, если в процессе образования и воспитания ребёнка не будут участвовать родители; только в совместной деятельности можно полностью реализовать новые цели и задачи современного образовательного стандарта, нам нужно сотворчество: педагоги-учащиеся-родители. Так появилась тема нашего педсовета «Объединение усилий педагогического коллектива и семьи для достижения целей воспитания и образования», который мы задумали провести в форме устного журнала.
Уважаемые педагоги! В течение всего педсовета предполагается работа в творческих группах. Во-первых, слушая докладчиков, выступления коллег, тем самым как бы «листая устный журнал», вы должны создать свой наглядный устный журнал (для этого у вас на столе лежат заготовки, инструменты). Итак,
1. Страница устного журнала – информационная
-выступление педагога-психолога по теме педсовета
- выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе
-выступление педагога-организатора
    2. Вторая страница - диагностическая
- выступление педагога-психолога о результатах проведенного теста «педагогический диктант».
     3. Следующая страница – аналитическая
-выступление педагогов с опытом работы по теме педсовета
      4. Практическая страница
- работа в творческих группах;
Интерактивная методика «Записки на полях» (обсуждение, поиск решения)
       5. Итоговая страница
     Проективная методика «Дом сотрудничества»
Презентация Устного Журнала
После прослушивания каждой странички вам будет дано время (3 минуты) для заполнения Устного журнала.
Во-вторых, мы предлагаем вам поработать по интерактивной методике «Заметки на полях». Она заключается в следующем: вы должны внимательно слушать выступления докладчиков и фиксировать те проблемы, которые на ваш взгляд можно разрешить при групповом обсуждении, тем самым «делать заметки на полях». Обсуждение этих проблем последует на практической странице нашего устного журнала. Итак, мы ждем от вас активного слушания и соучастия!
1 СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИОННАЯ
Доклад: «Объединение усилий педагогического коллектива и семьи для достижения целей воспитания и образования» - педагог-психолог
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте —
родители и педагоги.
Макаренко А. С.Исходя из многовековой истории сложного, многообразного процесса воспитания и образования наших детей, можно с уверенностью сказать, что его успешная реализация возможна только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. С каждым годом решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, в досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку поддержать его.
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относится:
познавательная сфера жизни;
поддержка физического здоровья учащихся;
развитие творческого потенциала;
поддержка одаренных детей;
социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:
Система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, познакомиться с его воспитывающей и развивающей средой;
Приобщение родителей к педагогическому процессу;
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей;
оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одаренных учащихся;
оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;
совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей
Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, советами и т.дНо все эти задачи необходимо выполнять, соблюдая чувство меры, с учётом их образования, опыта воспитания детей, индивидуальных возможностей.
Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:
-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;
-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;
Программа развития учреждения педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призвана выполнять следующие функции:
-Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;
-Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
-Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
-Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения также характеризуется такими приоритетными направлениями как приобщение к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей, организация досуговой деятельности.
Широкое распространение получают семейные праздники, фестивали, конкурсы.
О данном направлении совместной деятельности нам подробнее расскажет педагог-организатор
Доклад: «Привлечение родителей для организации совместного досуга» - педагог-организатор
-Итак, наша первая страница завершена, просим вас оформить эту страницу в вашем журнале (для этого можно использовать различные методы художественной выразительности, тезисы и т.д.)
(творческие группы оформляют 1 страницу Устного журнала)
2 СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИОННАЯ – ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
С целью определения уровня организации работы с родителями в творческих объединениях ДДТ 17 февраля 2015 года было проведено анкетирование.
Участники анкетирования: педагоги дополнительного образования
Всего в исследовании приняли участие 17 педагогов.
По результатам анкетирования выявлено, что:
1. В определении целей в отношении работы с родителями доминируют :-
-
-
2. На вопрос удовлетворены ли вы в целом взаимодействием с родителями Ваших воспитанников?
0тветили «да»-
Ответили «нет»-
3. На вопрос в каких формах вы организуете общение с родителями большинство ответили:
-
-
-
4. На вопрос каким образом вы проводите изучение потребностей родителей в конкретной информации о воспитании и обучении детей большинство ответили
-
-
-
Эти формы считаю эффективными -% педагогов
неэффективными - % педагогов
5. На вопрос каким вы хотите видеть отношения родителей к себе как к профессионалу многие ответили:
-
-
-
На вопрос совпадает ли это реально с тем как ведут себя родители
Ответ «Да»-%
Ответ «Нет»-%
6. На вопрос что вызывает у вас наибольшие затруднения при организации общения с родителями наибольший результат получили ответы
-
-
-
7. На вопрос что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы совместные усилия педагогов и родителей в процессе воспитания и обучения детей достигли оптимальных результатов большинство ответили:
-
-
-
Вывод: Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что в целом, уровень организации работы с родителями в творческих объединениях ДДТ средний. Обозначены недостатки, затруднения в данном виде деятельности. В дальнейшем, рекомендуется проанализировать данные результаты и учесть в планировании работы с родителями.
-Вторая страница Устного журнала закончена, просим вас оформить эту страницу в вашем журнале.
(творческие группы оформляют 2 страницу Устного журнала)
3 СТРАНИЦА АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Большое значение в организации совместной деятельности придается выбору всевозможных форм и методов работы с родителями. Какие же методы и формы наиболее приемлемы и оптимальны для данного процесса совместной деятельности?
Итак, формы можно распределить по характеру деятельности следующим образом:
1.Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
2.Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
3.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.А ведущими методами взаимодействия могут стать:
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
Вы наверняка тоже знакомы со многими из них.
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП. Итак, я предлагаю творческим группам активизироваться и из многообразия всех форм и методов выбрать только одну форму и (назвать какие методы используются в данной форме), которая на ваш взгляд является наиболее перспективной, результативной. Объясните почему?
(время обсуждения 3 минуты).
А сейчас мы познакомимся с опытом работы наших коллег, узнаем какие интересные формы и методы используются в их профессиональной деятельности.
Уважаемые коллеги, не забывайте про интерактивную методику «Записки на полях».
Доклад: «Привлечение родителей к проблемам образования детей. Пути эффективного взаимодействия» - педагог дополнительного
Доклад: «Взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями учащихся »
Доклад «Родительское собрание как одна из форм работы с родителями» - заместитель директора по УВР
-Вот и подошла к завершению третья страница Устного журнала, просим вас приступить к оформлению этой страницы в вашем журнале.
(творческие группы оформляют 3 страницу Устного журнала)
4 СТРАНИЦА ПРАКТИЧЕСКАЯ – (не оформляется)
Работа в творческих группах по интерактивной методике «Заметки на полях».
Уважаемые педагоги! Мы переходим к самой интересной части нашего педсовета - практической. Пришло время обратить пристальное внимание на свои заметки в блокноте. Обсудите, пожалуйста, эти проблемы в вашей творческой группе и выделите те, которые на ваш взгляд повторяются. Запишите их на листе. А теперь предайте свои заметки другой творческой группе. Обсудите эти проблемы. Найдите пути их решения.
Проективная методика: «Дом сотрудничества» на итоговой странице
А сейчас, я предлагаю немного порисовать. Нарисуйте и заполните символический дом сотрудничества педагогов и родителей. Это будет ваш творческий проект.
Наша задача: найти эффективные формы сотрудничества с родителями. (5 минут)
Заполнить символический дом сотрудничества педагогов и родителей.
Фундамент дома – принципы сотрудничества.
Стены из кирпичей – формы сотрудничества
Крыша – результат сотрудничества.
Труба – то, от чего в результате сотрудничества вы избавитесь
Окно – проявите фантазию
Вот и наш журнал готов! И мы предлагаем каждой творческой группе его представить.
ЗАЩИТА УСТНОГО ЖУРНАЛА
4 СТРАНИЦА ИТОГОВАЯ -
Итак, подводя итог нашего педагогического совета можно предположить, что он позволил систематизировать и обобщить знания по эффективному взаимодействию с семьями учащихся, определить направления для совершенствования совместной педагогической деятельности, определить собственный потенциал, выработать стратегию дальнейшего взаимодействия дополнительного образования и семьи.
Позвольте зачитать проект решения педагогического совета:
Проект решения педагогического совета:

Считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.
С целью дальнейшего вовлечения родителей в педагогический процесс и поддержания у них интереса к образовательной деятельности, как необходимому условию развития собственного ребенка:
-принять выработанные принципы эффективного взаимодействия семьи и ДДТ за основу в своей деятельности каждому педагогу;
- продолжить использование активных форм взаимодействия с семьей и чаще использовать нетрадиционные формы;
-в общении с родителями использовать методические рекомендации по взаимодействию с семьей.
Ответственные: педагоги дополнительного образования
Продолжить знакомство родителей и педагогов с существующими в современной педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы через родительские собрания, круглые столы, консультации, конференции, открытые занятия и т.д.
При определении тематики родительских собраний учитывать мнение родителей и чаще использовать нетрадиционные формы.
Ответственные: зам. директора по УВР, педагог-психолог
Разработать план воспитательной работы на 2015 – 2016 учебный год с учетом предложения педагогов, родителей, учащихся ДДТ. Ответственные: зам. директора по УВР
Продолжить привлечение родителей к работе по организации совместного досуга (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся и т.д.).
Ответственные: педагоги дополнительного образования, педагог-организатор
Провести в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и воспитательной деятельностью”.
Ответственные: педагог-психолог.
Для организации более тесного взаимодействия семьи и ДДТ организовать День открытых дверей.
Ответственные: зам. директора по УВР, педагог-организатор
Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями.
Ответственные: педагоги дополнительного образования, педагог-психолог
В заключении педагогического совета хочется напомнить ,что создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа: взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса. Поэтому я бы хотела вам зачитать
«Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и их родителями»
- Неизменно поддерживай авторитет ДДТ высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьей.
- Изучай потребности родителей своего коллектива, используй активные формы в проведении родительских собраний.
- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребенку, говори о недостатках корректно и спокойно.
- Терпеливо выслушивай родителей.
- Давай рекомендации с учетом индивидуальных особенностей учащегося и их родителей.
- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.
- Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.
- Взаимодействуй с психологом при решении конкретных проблем с семьями.