Интегрированный урок (русский язык,литература,украинский язык)в 5 классе


Интегрированный урок (русский язык, литература, украинский язык) в 5-м классе "Простое и сложное предложение. Грамматический разбор"
(Ф. И. Тютчев «Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…»)
Шевчук Майя Михайловна, 
учитель русского языка и мировой литературы
«Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною…» (Тютчев Ф.И.)
Цели:
вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные – определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной;
совершенствовать навык синтаксического разбора предложения с однородными членами;
привлечь внимание детей к красоте родного края;
развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных;
познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему;
расширять кругозор учащихся через подбор материала к данному уроку;
повторить члены предложения и знаки препинания при однородных членах, сложное предложение и знаки препинания в нем, а также практический навык построения схем предложения.
Оборудование:
магнитофон с записью музыки П.И.Чайковского “ Времена года” – “Весна”.
проектор с презентацией “Весна в нашем крае”;
набор вырезанных бумажных цветочков;
россыпи слов на листочках (пословицы /приметы о весне);
Эпиграф урока:
Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет;Всё весны дыханием согрето,Всё кругом и любит и поет. 
А.К.Толстой
Предварительные задания классу:
выучить наизусть стих. о весне;
нарисовать рисунок;
подобрать иллюстрацию картины о весне и рассказать о ней;
найти различные названия весенних месяцев.
План урока.
1. Организация класса: объявление темы урока и задач на нем учащихся. На столах приготовить все необходимое к уроку: тетради, ручки, карандаши, фломастеры.
2. Вступление: Звучит музыка. Ярко светит в окно солнышко, все больше теплых дней, все чаше на перемене хочется выбежать на улицу, все меньше хочется ходить в школу, все труднее высидеть урок – что это? “ Это наступила весна! Значит, скоро конец учебного года и долгожданные летние каникулы! А пока… Урок! И посвящен наш урок Весне! Читаем все вместе вслух название нашего урока и эпиграф к нему. Запишем это в тетрадях.
3. Чтение этого же стихотворения Тютчева Ф.И. наизусть (подготовленные учащиеся).
4. Творческая работа: Всем раздать вырезанные из бумаги контуры цветов: ребята должны узнать цветок, раскрасить его и приколоть себе на грудь (Приложение1). Подобрать и записать как можно больше прилагательных-определений к слову Весна: (румяная, юная, свежая, молодая, звонкоголосая и пр.). Произвести морфемный разбор сложного прилагательного (если дети не придумают, учитель “подкинет” им свое).
5. Грамматическое задание: Записать в тетради названия всех цветов, которые находятся на груди у ребят всего класса, и составить с ними предложение по данной характеристике: простое, распространенное, с однородными членами и обобщающим словом при них (напр. “Подснежник, одуванчик, ландыш, тюльпан – все это замечательные весенние цветы”). Подчеркнуть все члены предложения. Составить схему предложения с однородными членами.
6. Презентация “Весна в нашем крае” (Приложение 2), в том числе загадки, викторина “Какие птицы прилетают к нам весной”.
7. Конкурс “Букет примет”: класс делится на 2 группы и каждая получает “россыпи” пословиц (примет) о весне. Задание: нужно как можно быстрее собрать несколько, например, пословицы: “Весенний день год кормит”, “Весна днем красна”, “Красна весна цветами, а осень – пирогами”, “Зима весну пугает, да сама тает”, “Май холодный – год голодный”, “Пришла весна, так уж не до сна”, “Увидел грача — весну встречай” и др.; приметы: “Луна краснеет – к весеннему дождю”, “Увидел грача – весну встречай”, “Гром на дерево без листьев – к весенним холодам”, “Если весной воды в реке не прибавится – к жаркому лету”, “Если скоро тает и вода бежит дружно – к дождливому лету” и др. По мере составления, пословицы (приметы) записываются на доске.
8. Наш вернисаж: беседа у стенда с рисунками о весне и комментарии авторов. Слушаем также о картинах художников (рассказ по д/з - желающие).
9. Диктант: Особенный час в русской природе.
В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.      Уже прилетели белоносые грачи. Сидят и греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в небесную даль голосистые жаворонки.      Наступает особенный час в русской природе.
Задание: найти сложное предложение, разобрать по членам предложения. Составить схему предложения с однородными членами, подчеркнуть их.
10. Конкурс “Как ее зовут?” Весну в народе называют по-разному (дети зачитывают д/з):
Март: капельник, солнечник, протальник; (в старину: березол (март) - брали сок из берез); 
Апрель: ледолом, капельник, водолей, снегосгон; (в старину: цветень (апрель) - цветение садов); Май: песенник, травень, цветень, (в старину: травень (май) - зеленеет трава; (все это можно теперь записать на доске).Украинские названия весенних месяцев – в презентации “Весна в нашем крае” (Приложение 2), их тоже можно записать на доске (по памяти или запишет ученик с индивидуальным заданием)