Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 г. Улан-Удэ»
Профилактическая работа по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма

Улан-Удэ, 2016
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Актуальность
Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.  Уже с младшего школьного возраста начинается подготовка к «пожизненной профессии» участника движения – пешехода.
Понимая проблему безопасности дорожного движения, наш педагогический коллектив на протяжении многих лет осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у школьников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города.
В нашей школе накоплен богатый опыт по обучению детей ПДД.
Однако, как показывает диагностика, дети знают правила перехода дороги по светофору и без него, правила поведения пассажиров, но не все хотят применять их на практике. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Мы видим проблему в том, что процесс формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге длителен и долгосрочен, детям гораздо интереснее перебежать дорогу перед движущимся автомобилем или рядом со светофором, не задумываясь о последствиях и ответственности.
Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?
Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах.
Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр и тут, в буквальном смысле, палочкой - выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и, к тому же, поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть и у них выработаются положительные привычки, которые для них явление жизненно необходимы, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. Цель работы коллектива нашей школы:
Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей, педагогов, родителей.
Задачи:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий и других видов деятельности по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Организация и управление процессом обучения детей. Формы и методы дифференцированной профилактической работы по профилактике ДДТТ с учащимися начальных, средних и старших классов.
Среди учащихся 1-4 классов организуются такие мероприятия как минутки безопасности, беседа «Мой безопасный путь домой», классные часы, конкурсы рисунков, викторины, тематические дни по ПДД.

Средние классы: Учащиеся среднего звена вместе с классом проводят конкурсы сказок «Самые нужные знаки», беседы, классные часы об опасностях катания на роликовых коньках, скутерах, велосипедах по дорогам и местам, не предназначенным для этого, конкурсы рисунков «Игры на дорогах - опасность для жизни», практические занятия по ПДД.
Старшие классы: Старшеклассники активно участвуют в разработке памяток для пешеходов и велосипедистов «Дорожная ловушка»,
проведение конкурса рисунков «Безопасная жизнь в твоих руках». Работа по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма ведется в нескольких уровнях:
1) обучение, изучение правил дорожного движения;
2) проведение массовых мероприятий и практических занятий
3) выступление агитбригады ЮИД «Пульс»

С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний, формирования культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой, школа реализует программу «Дорога безопасности». Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов. Программа реализуется в несколько этапов:
1-ый этап – игра между классами «Азбука без букв» (1-4 кл);
2-ой этап – конкурсы «Ловкий пешеход» (5-7 кл);
3-ий этап – соревнования «Дорожная азбука» (8-9 кл);
4-ый этап – завершающая игра «Дорога безопасности» (10-11 кл).
В школе действует агитбригада ЮИД «Пульс». Донести знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения – в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских наук и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.


В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка.
Работа кружка ЮИД «Пульс» основывается на различных видах деятельности:
- создание уголка безопасности дорожного движения;
- изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- встречи с медицинским работником с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
Викторина «Олимпиада автоэрудитов» (по истории ПДД).
Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).
Уроки творчества (составление викторин, сочинению писем водителю, стихов по ПДД, конкурс рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами).
Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).
Викторины, конкурсы, кроссворды.
Игра «Да-нет» (при проверке знаний по ПДД).
Проведение минуток по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.
Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – Дом» в начальных классах.
Прогнозируемые результаты работы кружка.
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи, разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся, а также успешное выступление команды отряда на конкурсах «Безопасное колесо», «Я лучший в ПДД», конкурс агитационных бригад.
В школе проводится акция «Внимание – дети!», в рамках которой проводятся викторины, конкурсы и итоговая игра-викторина «В стране дорожных знаков». Для первоклассников проводится праздничное мероприятие «Посвящение в пешеходы». Организован выпуск листовки – обращения «В добрый путь!». В рамках плана работы учебного года были проведены школьные ступенчатые мероприятия:
- конкурс детского творчества «Дети за безопасное движение» 5-9 класс;
- конкурс рисунков среди учащихся младшей школы «Мой друг – дорога» и др.;
Аналитические материалы проведенных мероприятий становятся основанием для планирования дальнейшей деятельности.
Рисунки и сочинения детей, фотографии с различных мероприятий, показывают, что детям интересно заниматься изучением правил дорожного движения. Не менее интересным становится подготовка этих мероприятий, в которой школьники принимают активное участие.

Наличие специально оборудованного уголка по Правилам дорожного движения, на наш взгляд, объединяет усилия администрации школы в организации и проведении:
- занятий по систематическому изучению школьниками Правил дорожного движения;
- работы агитбригады юных инспекторов движения.
Безусловно, организация данной работы – заслуга школы. Поддержка интереса детей к познанию соблюдения правил дорожного движения, отработка мероприятий – все это требует и времени, и сил. Оценивая положительно проделанную работу, следует заметить, что все-таки главная цель – изучение детьми правил ДД и соблюдение их в конкретных жизненных ситуациях. И в какой бы форме это обучение не производилось, главным остается – точность изложения правил.
Руководителем ЮИД, классными руководителями, заместителем директора по ВР организуются и проводятся месячники, дни безопасности, классные часы, инструктажи по безопасному переходу дороги к школе. На внеклассных мероприятиях используется методическая литература по ПДД, практические занятия.
Особое внимание в школе уделяется работе с родителями, которая начинается с планирования. Организуются тематические родительские собрания по классам, проводятся беседы, анкетирование. Совместно с родителями изготавливаются и обновляются учебные пособия по ПДД, проводятся конкурсы по безопасности дорожного движения, оформляются выставки рисунков. На первом родительском собрании родители вместе с детьми под руководством классных руководителей разрабатывают маршруты безопасного движения ребенка в школу. Эти маршрутные листы и памятки хранятся в дневниках учащихся в течение всего учебного года.
Инновации в работе педагогического коллектива отдельных педагогов.
Учителя  школы при работе  с детьми используют как можно больше разнообразных приемов, форм и методов. На занятиях  применяется  и рассказ учителя, и таблицы, макеты, игрушечные автомобили, рассказы самих учащихся. Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей.  При работе по профилактике ДДТТ используется также принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге. Новая ступень в обучении ребёнка опирается  уже на основное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни. Большую роль в этой работе играет комплексное использование средств диагностики, куда включены ориентации обучающегося на усвоении изучаемого материала, на овладение умениями и навыками и на развитие психорегулятивных особенностей личностей ребенка.
Интеграция деятельности образовательного учреждения
с другими учреждениями города
Воспитательная работа со школьниками по профилактике дорожного травматизма объединила наше педагогическое сообщество и позволила расширить образовательное пространство.
Значимую помощь в пропаганде безопасности дорожного движения оказывают инспектора ГИБДД, которые совместно с педагогами проводят учебно-познавательные занятия со школьниками, а также проводят совместные акции («Водитель, притормози перед пешеходным переходом»).

С большим вниманием относятся к нашей работе сотрудники МБОУ ДО ДЮЦ «Безопасное детство». Они проводят для детей интересные игровые тематические занятия, а также занятия по вождению велосипедом.

Знания детей по ПДД закрепляются через сотрудничество с Республиканской детско-юношеской библиотекой им. Б. Абидуева. Здесь сотрудники помогают ребятам преодолевать трудности в вопросах дорожной азбуки посредством познавательных бесед, логических заданий, интерактивных опросов.


Годовой общешкольный план работы по предупреждению ДДТТ
2015 – 2016 учебный год
1 четверть
№ п/пМероприятия Период проведения Ответственные
1 Неделя безопасности «Внимание, дети!» Сентябрь Руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД,классные руководители
2 Организация отряда ЮИД, оформление уголков по ПДД Сентябрь Руководитель ЮИД
3 Инструктивное совещание с учителями о формах и методах работы с детьми по предупреждению ДДТТ Сентябрь Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели
4 Проведение родительских собраний на тему: «Опасные для движения детей участки дороги в посёлке и принятие мер в их устранении» Сентябрь Классные руководители, Родительский комитет
5 «Посвящение первоклассников в пешеходы» Октябрь Руководитель ЮИД, Отряд ЮИД
6 Познавательно-развлекательная игра «Мы – пешеходы, мы – пассажиры» Октябрь Отряд ЮИД
2 четверть
№ п/пМероприятия Период проведения Ответственные
1 Общешкольная линейка. Тема: «Безопасный путь в школу и домой, правила  при переходе дороги и перекрестка» Ноябрь Заместитель директора по ВР  Представитель ГИБДД
2 Конкурс на лучшее оформление уголка по ПДД (рисунки, плакаты, кроссворды и т.д.) Ноябрь Классные руководители, воспитатели,родители
3 Олимпиада по ПДД Ноябрь Руководитель ЮИД
4 Брейн-ринг по ПДД Ноябрь Руководитель ЮИД, классные руководители
5 Проведение родительских собраний на тему: «Опасности зимней дороги» Декабрь Классные руководители
6 Конкурс знатоков дорожных знаков Декабрь Отряд ЮИД
7 Консультации, методическая помощь классным руководителям по вопросам проведения занятии по ПДД (занятия, классные часы, минутки безопасности) Декабрь Зам. директора по ВР
3 четверть
№ п/пМероприятия Период проведения Ответственные
1 Профилактическая работа по фактам ДТП по вине учащихся Январь Классные руководители
2 Общешкольная линейка на тему: «Итоги каникул, ситуация по детскому ДДТ» Январь Заместитель директора по ВР, Представитель ГИБДД
3 Конкурс рисунков и плакатов «Мой город» Февраль Учитель ИЗО, Классные руководители
4 Развлечение «Азбука дороги» Февраль Отряд ЮИД
5 Выступление агитбригады «Светофор» Февраль-март Руководитель ЮИД, Отряд ЮИД
6 Организация экскурсии для дошкольников «Я и дорога» Март Руководитель ЮИД, Отряд ЮИД
4 четверть
№ п/пМероприятия Период проведения Ответственные
1 Подготовка отряда ЮИД для участия в конкурсе «Безопасное колесо» Апрель Руководитель ЮИД
2 Проведение совместно с родителями спортивной игры «Юный велосипедист» Май Классные руководители, родители
3 Совещание на тему: «Итоги работы классного руководителя, воспитателя  по изучению ПДД» Май Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели
4 Развлечение «Азбука дороги» (агитбригада) Май Отряд ЮИД
5 Проведение операции «Внимание, дети!» совместно с ГИБДД Май Заместитель директора по ВР  Классные руководители, воспитатели Представитель ГИБДД


2.1. Визитная карточка
Место расположения: г. Улан-Удэ, ул. Тарбагатайская, 49 МАОУ СОШ №9
Год открытия школы: 1936 г
Количество детей (классов, групп), охваченных изучением Правил дорожного движения (ПДД): 39 классов
Краткая характеристика педагога:
Доржиева Елена Баировна – руководитель ЮИД «Пульс»
Базовая специальность – учитель русского языка и литературы, обществознания
Педагогический стаж – 10 лет
История школы. Наша школа была построена в середине 30-х годов прошлого века. Уже во время ее строительства в 1934-1936 гг. небольшими группами здесь учились 1-4 классы, поэтому она называлась четырехклассной школой №8. По окончанию строительства здания в 1936-1937 учебном году школа в количестве 7 класс-комплектов переводится в новое здание. Тогда начальная школа №8 переименовывается в семилетнюю №2. Статус средней общеобразовательной был присвоен школе в 1939 году. Первый выпуск был в 1940 году, второй военный – в 1941 году. В годы войны левую половину первого этажа занимал эвакогоспиталь. В правой располагалось профессиональное училище «Трудовые резервы», в небольшом помещении находился опорный пункт милиции. Левое крыло второго этажа занимал детский дом. На третьем этаже учились старшие классы, а один кабинет был отведен в педагогическое училище. С весны 1943 года до осени 1947 года школа находилась в аварийном состоянии, поэтому ее временно расформировали. Из 360 выпускников 1940-1945 гг. на фронт ушли 150. Половина из них не вернулась домой.
С 1951 г. в связи с введением раздельного обучения наша школа переформировывается в женскую школу №9. С 1954-1966 гг. в связи с изменениями в системе образования школа получила название «Средняя трудовая политехническая школа с производственным обучением №9».
Сегодня в МАОУ СОШ №9 г. Улан-Удэ обучается – 1023 учащихся. В 1-4 классах учится – 459, в 5-9 классах - 476, 10-11 классах – 88. Средняя наполняемость классов – 29 учеников. Социальный состав: из неполных семей – 33,6 %, находящихся под опекой – 1,8 %, из многодетных семей – 12,6 %, из неблагополучных – 5,5 5%. Для материальной и моральной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации разработаны и реализуются проекты, которые стали составной частью образовательных программ школы.
Общая численность учителей - 64, 3 учителя имеют ученую степень кандидата наук. Количество учителей, имеющих почетные звания - 10, высшую категорию - 26.
Обеспечение безопасности.
Каждый ребенок имеет право на обучение и воспитание в условиях, гарантирующих его безопасность.
В целях безопасности в школе введен пропускной режим. Создана комиссия по охране труда, которая осуществляет контроль за безопасностью образовательного процесса. Контролю подлежат:
- безопасность детей во время урока
- безопасность детей на переменах
- во внеклассной работе
- во время проведения массовых мероприятий
- противопожарная безопасность, правила поведения на дорогах, правила поведения у железнодорожных путей, поведение в экстремальных ситуациях.
Разработана карта безопасности.
Описание предметной среды для обучения ПДД:
В кабинете 27 по графику проходят занятия по обучению ПДД, в котором находится все необходимое для изучения безопасного поведения в городе и правил дорожного движения:
- основные юридические законы, среди которых ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- предметно-игровая среда для сюжетно-ролевых игр: макеты основных дорожных знаков, жезл инспектора ППС, светофор, свисток, автомобильная аптечка;
- пособия и методические рекомендации;
- Сайты: Добрая дорога детства, сайт проекта Дети. ГИБДД, сайт Госавтоинспекции России;
- ребусы, игра «Светофор»;
- плакат и детские рисунки по ПДД;
- экзаменационные билеты теоретического экзамена на право управления транспортными средствами категории А и В;
Учащимся начальных классов выдавались светоотражатели на одежду с проведением профилактической беседы о необходимости быть заметным на дороге в вечернее время суток. От методического объединения  начальной школы была представлена программа по ПДД.
Оформлены рекреации коридоров школы по пропаганде безопасного движения:
- на первом этаже начальной школы



В коридоре второго этажа



В основной и средней школах проходят демонстрации автомобильной аптечки с профилактической  беседой об оказании первой медицинской помощи; проверка знаний происходит с помощью игры «Светофор»; организуются просмотры познавательных роликов по БДД.  В кабинете 27 класса имеется  выставка  основных юридических законов, среди которых ФЗ «О безопасности дорожного движения».