Урок обобщения и систематизации знаний на основе системно-деятельностного подхода во 2 классе по математике на тему Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз


Урок обобщения и систематизации знаний на основе системно-деятельностного подхода во 2 классе по математике
Тема урока: Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Задачи урока:
- Актуализировать знания о задачах на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- Ввести понятие «увеличение (уменьшение) числа в несколько раз».
- Научить:
— решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз;
— определять различие между задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и обосновывать своё мнение;
— определять удобный приём вычисления и обосновывать своё мнение;
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— выполнять взаимопроверку учебного задания;
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Планируемые результаты.
Личностные: понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Познавательные умения: определять различие между задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и обосновывать своё мнение; определять различие между задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и обосновывать своё мнение; определять удобный приём вычисления и обосновывать своё мнение.
Предметные: решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; составлять и решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
-Ребята, всё в ваших руках, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Так пусть же лучики весеннего солнца проникнут к нам в класс и придадут вам уверенности в ваших знаниях.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
1) Проверка дом. зад.
2) Устный счёт
1. Решите примеры, ответы, записывая в строчку. 5х3=
20:5=
5х2=
3х6=
7х4=
4х6=
12:6=
21:3=
(15, 4, 10, 18, 28, 24, 2, 7)
- Запишите получившиеся результаты в порядке убывания (1 вар.)
- Запишите получившиеся результаты в порядке возрастания (2 вар.)
2. Математический диктант.
Запишите только ответы.
а) В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в трех таких стручках?
б) В одном мешке 18 кг картофеля, а в другом в 2 раза меньше. Сколько килограммов картофеля в другом мешке?
в) С одной грядки сняли 24 огурца, а с другой на 4 огурца меньше. Сколько огурцов сняли со второй грядки?
- Прочитайте ответы(18, 9 , 20, )- Назовите среди них те, которые делятся на 2.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите на доску. Я прикрепила к ней карточки, чтобы вы, глядя на них, поняли, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке.
Но перед уроком я проветривала класс и, видимо, сквозняк эти листочки сдул, и они перепутались.
Восстановите порядок:
больше
в
меньше
в
:
х-Ключевые слова помогут нам сформулировать тему и цели урока.
в… больше
в…меньше
- Назовите правила, которые помогут в решении этих задач. (Вывод: задачи на уменьшение числа в несколько раз решаются делением. Задачи на увеличение числа в несколько раз решаются умножением.)4. Первичное закрепление.
1.Тренинг вычислительного навыка.
9 1 2 3 4 5 6 7 8
Увеличь в 4 раза Увеличь на 4 2.Комментированное задание.
Я предлагаю выполнить следующее задание. Оно очень интересное, кроме того, оно подскажет, чем вы будете заниматься дальше.
а 3 4 9 3
b8 4 2 9
а · b28 20 12 36 ЗА
Д
А
Ч
А

Посмотрите на доску. Что нужно сделать? (Заполнить таблицу.)
Выполним это задание. Посмотрите . как числа преобразуются в буквы.
Прочитайте, какое задание будет следующим? (Задача.)
3. Работа в парах.
(решение задач на карточках)
На ветке сидело 12 синиц, а снегирей в 3 раза меньше. Сколько сидело снегирей?
На кормушке сидело 6 сорок. Голубей в 2 раза больше. Сколько голубей сидело на кормушке?
Самопроверка по эталону.
Физминутка4. Самостоятельная работа.
- Решить выражение на порядок действий.
1 вариант.
(27-15): (61-59)
2 вариант
(14+26): (45-40)
5. - Разноуровневая самостоятельная работа
Задания написаны на листах разного цвета.
- У кого всё получалось, берет лист зеленого цвета.
Задание: реши задачу.
В альбоме 36 цветных фотографий, а чёрно-белых в 9 раз меньше. Сколько всего фотографий в альбоме?
- Кто затруднялся берёт лист синего цвета.
Задание: реши задачу.
На катке каталось 12 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько девочек каталось на катке?
- Объединитесь в группы и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны помечайте «?».
- Проверим вашу работу.
5. Проблемные задания.
Игра «Угадалка»
Сколько ушей у 5 малышей? 2х5=10
Сколько брюшек у 8 хрюшек? 8х1=8
Сколько хвостов у 3 слонов? 3х1=3
Сколько усов у 3 сомов? 2х3=6
Сколько глазиков у 5 карасиков? 2х5=10
6. Домашнее задание.
Т. п. с. 39 (1 вар.)
Т. п. с. 39-40 (2 вар.)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Подведём сейчас итог: может зря прошёл урок?
Какую цель вы перед собой ставили? (научиться решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз )Удалось ли достичь цели?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Посмотрите на «лесенку успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Закончите предложение. Я узнал …
Я вспомнил …
Я постарался …