Урок Повторение пройденного материала по теме: Имя прилагательное как часть речи (6 класс)

96
Тема: Повторение пройденного материала по теме «Имя прилагательное».

Цели урока:
-обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, изученные в 5-6 классах, совершенствовать навыки правописания прилагательных и употребления их в речи;
-воспитывать у школьников положительную мотивацию к учению;
-развивать умения владеть собой, умения работать в команде (навыки групповой самоорганизации), умения проявлять инициативу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник, карточки-задания, тестовые задания.
Ход урока
Организационный этап.
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе».

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату, вид нашей работы (оставьте 2 строчки для записи темы урока) и эпиграф к уроку.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
Александр Иванович Куприн.
Ребята, как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с этим утверждением? Ответы детей.
Слова какой части речи преобладают в этом предложении?
Попробуйте прочитать это предложение без прилагательных.
Так для чего же нам нужны в речи прилагательные?

Таким образом, о какой же части речи пойдет речь сегодня на уроке?
После изучения каждого большого раздела, мы с вами повторяем весь пройденный материал по данной теме. Как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Повторение пройденного материала по теме «Имя прилагательное».
Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока.
(так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить),

Актуализация знаний, умений, навыков:
Чтобы ответить на все эти вопросы, давайте вспомним, что же такое «Прилагательное», на какие вопросы оно отвечает и чем является в предложении? ( то материал 5ого класса)
А что нового мы узнали о прилагательном в 6ом классе?
Ответы: степени сравнения имён прилагательных, их формы
Разряды по значению (качественные, относительные, притяжательные)
Правописание НЕ с прилагательными.
Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Н и НН в суффиксах прилагательных
Суффиксысы –к- и –ск- в прилагательных
Дефисное и слитное написание прилагательных

Наш урок пройдёт в форте деловой игры «Ярмарка знаний». На нашей ярмарке вы будете продавать свои знания по данной теме. Я объявляю сегодня мораторий на низкие оценки. А что же такое мораторий? Обратимся к толковому словарю. (Ученик ищет данное слово в словаре).
Морато
·рий  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] moratorius  замедляющий, отсрочивающий)
договоренность государств об отсрочке или воздержании от каких-либо действий на определенный или на неопределенный срок. Например, мораторий на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
отсрочка платежей по долговым обязательствам на определенный срок либо до наступления соответствующего условия  официальный и объявленный мораторий.
прекращение долговых платежей, не оговоренное сроком  фактический мораторий;
документальное заявление заемщика в том, что он не в состоянии оплатить все свои долги или их часть; как правило, преднамеренное действие, имеющее целью пересмотр условий погашения неоплаченной задолженности.
Записали новое слово в тетради.
Применение знаний и умений в новой ситуации
1.Слово учителя
Какие формы и степени сравнения употребляют герои записи? (простую форму сравнительной степени)
А какие ещё формы вы знаете? (составн. Форма сравнит. Степени; прост. И сложн. Формы превосходной степени)
Ученики отвечают, приводя примеры.
А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)

Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая

Я вижу, что вы умеете образовывать разные формы степеней сравнения. Знаю, что и находить их вы тоже умеете. Молодцы.

2. «Наш товар самый качественный».
-Итак, мы на ярмарке, и наш товар самый качественный.
Охарактеризуйте имя прилагательное как часть речи.
Выполнение упр. 391 стр.40 Прочитайте текст и озаглавьте текст
-Какова основная мысль текста?
Укажите разряд прилагательных, а затем выпишите остальные слова с пропущенными орфограммами.

3.Пока все работают над исправлением ошибок, 3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием. Приложение №1
4.Проверка выполнения заданий на карточках
Карточка №1
О каком разряде прилагательных идет речь? (Об относительных прилаг.).
-Расскажите правило об относительных прилагательных.
ОЦЕНКА.

Карточка №2.
Грамматическая шутка о качественных прилагательных.
-Расскажите правило о качественных прилагательных. Выпишите из текста качественные прилагательные.
(Всех сильней, сильный, обильный, сильнее, тяжелее, самый сильный, сильнейший, силен, сильный- сильный).
ОЦЕНКА.

Карточка №3.
Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных.
-Расскажите правило о притяжательных прилагательных. Выпишите их из текста вместе с существительными, к которым они относятся.
(Бабкина избушка, шапка папина, мамино пальто, песья будка, заячья нора).

5.Выполнение тестовых заданий. (Распечатаны на столах)
Ключ:1-б, 2-б, 3-а, 4-а, 5-в.
Три первых работы учеников оцениваются.

6. «Кладовая знаний». Выпишите прилагательные, сделайте их морфологический разбор.
“Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру”
Кто автор этих строк? Как называется произведение?
(Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»).
Зимняя (ночь).Ночь (какая?) зимняя- прил.
1.Н.Ф.-зимний
2.Пост: отн.
Непост: ед.ч., ж.р., Им.п.
3.Определение.

Ясная (ночь).Ночь (какая?) ясная- прил.
1.Н.Ф.-ясный
2.Пост: кач.
Непост: ед.ч., ж.р., Им.п.
3.Определение

Добрым (людям). Людям (каким?) добрым- прил.
1.Н.Ф.- добрый
2.Пост: кач.
Непост: мн.ч., Д.п.
3.Определение
ОЦЕНКИ
«Наш товар интересный».
Отгадайте загадку, запишите её с отгадкой.
Поля стекляые, Межи деревяые, Ручки оловяые. (Оконная рама)
-Чем она интересна? Какое языковое явление мы наблюдаем? (Это слова- исключения).

8.«Наш товар в применении».
Спишите, вставьте Н или НН.
От лебедиых криков, всю осеюю ночь, ветреый день, чужестраый обычай, за ветряой мельницей, в полотняой палатке, безветреый день, юый г(?)рой, лимоый сок, ледяой взгляд, о необыкновеом человеке, в регистрационом листке.
-Какое правило помогло вам справится с заданием?
ОЦЕНКИ (2-3 человека + 1 у доски)

9.Познавательный тир. Игра «ДаНетка». Хлопаем в ладоши если слитно пишется
Не добрый, а злой
Небрежный
Невзрачный
Нелепый
Далеко не удачный ответ
Неряшливый
Не вежлив, а груб
Нелегкий
Не мелкий, а глубокий
Несчастливый.
ОЦЕНКИ

10.Выборочный диктант.
Выписать из предложенных словосочетаний только те, у которых в суффиксе прилагательного пишется О.
Маршвая музыка отцвский наказ
Образцвая школа кольцвое шоссе
Сторожвые огни моржвый клык
Холщвый мешок речвые навыки
Перцвая настойка свинцвые тучи
Замшвая куртка ландышвый аромат
Душвая кабина крестцвая кость
(7 словосочетаний)
Какое правило вспомнили?

Если останется время
11. -Итак, что приобрели на ярмарке?
-Кому что- либо осталось непонятным?
-Кому все понятно?
-Кто уверен в своих знаниях?
А сейчас небольшой тест по этому материалу «Наш товар полезный».


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вот и подошёл к концу наш урок. Скажите, пожалуйста, сложная ли была тема?
В чём у вас возникли трудности?
Что было легко?
Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты?
Молодцы! Всем спасибо за урок!

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Оценки.

§55-66 (повторить правила) подготовится к контрольному диктанту.
Упр.№ 390 (по заданию);