Урок в 5 классе по теме : «Имя прилагательное как часть речи». Повторение, обобщение пройденного (Урок – путешествие по родному краю)


Тема:Открытый урок в 5 классе по теме : «Имя прилагательное как часть речи». Повторение, обобщение пройденного (Урок – путешествие по родному краю)Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цели как деятельность учеников.
М/к: договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.
6/4ЛР: обобщить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»; выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам; работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы; совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами; достичь более глубокого усвоения изученного материала; способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, полученные в 5 классе; совершенствовать навыки употребления прилагательных в речи; отработать умение определять синтаксическую роль имени прилагательного
-развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно – выразительными средствами языка, в основе которых лежат прилагательные.
- поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи, воспитывать у учащихся чувство патриотизма, чувство гордости за свой родной Чернский край.
Ход урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Орг. момент. I. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе».
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету скажу вам:
«Будет интересно».
1 –й слайд : фото класса
II. Активизация знаний обучающихся У нас много гостей, и они попросили рассказать об учениках нашего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики?
- Можно ли объединить эти слова по какому – либо признаку?
- Именно по этому признаку прилагательные отличаются от других частей речи.
III. Формулирование темы и целей урока - Сформулируйте тему урока.
- Каковы цели урока?
2 –й слайд: тема и цели урока.
Молодцы! На партах лежат карточки с вопросами. Давайте озвучим свой вопрос и попытаемся ответить на него. (Работа в парах)
Вопросы:
1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2. Что обозначает прилагательное как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное?
4. Как изменяется имя прилагательное?
5. Каким членом предложения обычно бывает имя прилагательное?
6 . С какой частью речи чаще всего связано имя прилагательное?
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (тему) урока.
IV. Вступительное слово учителя
Слайд 1.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему родному краю. А помогут нам в этом прилагательные.
Время основания Черни неизвестно. Самое раннее упоминание о ней встречается в духовной грамоте князя М.И. Ворожынского.( Слайд) Перед въездом в Чернь стоит такая эстакада. Назовите прилагательное и грамматические признаки его.
(Слайд)
На территории Чернского района много литературных и памятных мест. Здесь есть места, связанные с именем И.С. Тургенева. В один из прекрасных июльских дней 1850 году Иван Сергеевич охотился за тетеревами В Чернском уезде., о чем он потом рассказал в своем знаменитом рассказе «Бежин луг». Перед вами отрывок из произведения писателя. Вставьте прилагательные в отрывок.
Был-------- день, когда погода установилось надолго. С самого------- утра небо-----, ----заря не пылает пожаром. Солнце------- и приветно ---- мирно выплывает над тучкой и погружает ее в ---- туман.
Слова для справок:
Прекрасный июльский, утренняя, раннего, светлое, лучезарное, ясно, узкой и длинной, лиловый(Слайд для проверки)
V. Повторение и систематизация изученного
1. Языковая разминка Теперь из данного отрывка выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное». Определить род, число, падеж прилагательных. Как мы определяем эти грамматические категории прилагательного?
ТОУУ
2. Выборочный диктант по материалам творческого проекта-презентации обучающихся — Наша работа по теме «Имя прилагательное» показала, что особое внимание нам стоит уделять правописанию имен прилагательных после шипящих. (Ответы учеников) (Слайд)
Выборочный диктант.
Выписать из пословиц прилагательное и выделить орфограмму (2 человека у доски, остальные в тетрадях)
1. Хорошее дело века живет. 2. Из большой тучки, да мала капля. 3. Чужой славой не проживешь.4. Пригожему человеку все к лицу. 5. Чужого не бери, а своего не теряй.6. От хорошего дерева – хороший плод. 7. В большом деле пустяков не бывает. 8. Маленькое дело лучше большого безделья. Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Е О
(Слайд)
Как вы понимаете смысл последней пословицы?
Морфологический разбор слова маленькое— Да, задание было не из лёгких. Поэтому, кто засомневался, поставьте на полях вопросительный знак. .- Но я рада, что всё-таки мы с заданием справились!
3. «Четвертое лишнее»
4.«Синтаксическая роль кратких и полных прилагательных». - Запишите следующий вид работы – «Четвертое лишнее» (Слайд)
- Спишите с доски. Подчеркните четвертое лишнее.
1. Падеж, спряжение, число, род.
2. (По) многоголосой (ярмарке) – Д.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.3. Разноцветные (платки) – прил., мн.ч., Им.(В.п.), м.р.
- Назовите «четвертое лишнее» под цифрой 1. Почему?-//- под цифрой 2?
-//- под цифрой 3?
- Ребята, кто затрудняется, не забывайте о «вопросике».
Теперь обратите внимание на следующие предложения. Какова синтаксическая роль прилагательных в данных предложениях?
Мы живем на красивой Чернской земле. Красота нашего края хрупка и уязвима.
Какими членами предложения могут являться полные прилагательные?
- Краткие прилагательные?
- Те, кто испытывал затруднения, выполняя эту работу, напротив заданий поставьте вопросительный знак.
-Давайте подумаем, почему краткие прилагательные не имеют падежной формы?
-С каким членом предложения связано краткое прилагательное? (с подлежащим)
- А в каком падеже стоит подлежащее? ( в именительном)
Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – в одном из 3 родов, и сказуемому не нужны падежи.
Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.
VI. Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности Устали с вами не на шутку!
Настало время физминутки.
(Слайд)
Руки кверху поднимаем
А потом их опускаем
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
VII.«Подбери эпитет» (Слайд)
Как мы видим, писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. С их помощью авторы более точно, более красочно, более ярко описывают предметы и явления. А теперь подумаем, по каким признакам можно давать характеристику предметам? (по величине, весу, форме, цвету, месту, материалу)
Как будет называться художественное средство, в котором немаловажную роль играют прилагательные?
_ Конечно, это эпитеты. (Слайд)
Запишите текст, объясните и выделите орфограммы.
А кругом р.са ж.мчужнаяОтл.вала блестки алые,
И над оз.ром серебряным
К.мыши, склонясь, шепталися. С Есенин
Найдите в тексте эпитеты (роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное)
Придумайте синонимы к слову алый.
_ Что такое синонимы? ( алый, багряный, пунцовый, кумачовый).
Из истории слов.
В дренерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко.
Вспомним пословицу:
Весна красна цветами, а осень – плодами.
Красную краску называли БАГР
Багровым называют густой красный цвет, а багряным – яркий, чистый красный цвет.
Вспомните у А С Пушкина: « В багрец и золото одетые леса»
А вот у И.Бунина «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»
Придумайте предложение со словами багровый, багряный.
Молодцы!
А теперь послушайте текст (Слайд черно – белый)
Эта земля. Поля тянутся вдаль, лентой вьется река. Лучи солнца озаряют отблесками ее поверхность. В синеве неба парят птицы. Здесь дымились воздухом трав. Ветерок коснется березок, и они споют песню о нашей стороне.
Ребята, смог ли автор передать прелесть Чернского края?
Насколько точно показал ее неповторимость? Почему?
- Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость Чернского края, так как в тексте нет эпитетов.
Чтобы наш текст не оставался без крыльев, помогите автору передать красоту и своеобразие Чернского края.
Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет нам выразить свои чувства, любовь к нашему родному краю. Вставьте прилагательное.
_Чтение получившегося теста.
(Слайд)
Ребята, посмотрите, - нам удалось передать своеобразие и красоту нашего края- все окрасилось яркими, сочными цветами. VII. Итог урока - Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы совершить наше увлекательное путешествие?
- Какой учебный материал вы знаете хорошо?
- Какой учебный материал вам надо повторить?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание - Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения по конспекту и составив словарный диктант из 15 слов, включающий те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь, или упр 602

IX. Рефлексия - Ребята, я надеюсь, что после нашего урока наш Чернский край открылся для вас по-новому, он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Чернь, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием чернянин!
- В конце урока вас ожидает небольшой сюрприз. Сейчас на улице весна. Деревья и кустарники надевают свои праздничные наряды в виде молодых зеленых листочков. Давайте и нашу березку украсим листочками. На парте у вас лежат листочки, напишите, что больше всего понравилось на уроке и прикрепите свой листочек на березку.