Урок русского языка в 6 классе на тему «Повторение темы «Имя прилагательное как часть речи». Подготовка к контрольному диктанту»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Повторение темы «Имя прилагательное как часть речи». Подготовка к контрольному диктанту».
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:
- закрепить и обобщить изученное о прилагательном, совершенствовать графические навыки учащихся.

Задачи:
1) обучающие:
- повторить правила об имени прилагательном, изученные в разделе «Имя прилагательное» в 6 классе.
2) развивающие:
- развивать при ответах навыки монологической речи учащихся;
- совершенствовать орфографические навыки;
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор;
- воспитание умения согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других.

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Методы и формы работы: устный опрос, чтение, обсуждение заданий, самостоятельное выполнение, взаимопроверка, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся о случаях слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
2). Упражнение № 383.

II. Работа с учебником. Контрольные вопросы и задания на странице 39 (устные ответы).

III. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 388: чтение, обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.

Упражнение № 389: письменно выполнение с последующей взаимопроверкой.

IV. Выполнение дополнительного дидактического материала.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: вставьте в прилагательные пропущенные буквы, объясните написание:
(1) На дальн острове; (2) за свежм хлебом; (3) в дремучм лесу; (4) в жгуч крапиву; (5) на длеком ра(с,сс)тояни; (6) предутреннм ветерком; (7) на пршкольнм участке; (8) в прбрежной зелен; (9) причудлив узора; (10) прогромнй сыроежки.

Задание № 2: заполните таблицу «Способы образования имен прилагательных»; выделите морфему, с помощью которой образовано прилагательное:

Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Сложение основ
Сложение слов









(1) Премудрый, (2) безопасный, (3) бесхозяйственный, (4) весенний, (5) матросский, (6) серебристый, (7) безупречный, (8) заморский, (9) надземный, (10) русско-английский, (11) сельскохозяйственный, (12) труднодоступный, (13) вечнозеленый, (14) осенний, (15) водный, (16) безветренный, (17) наручный, (18) подводный, (19) городской, (20) гористый, (21) бесстрашный, (22) привокзальный, (23) приветливый, (24) высокоточный,

Задание № 3: запишите по образцу рядом с полной формой прилагательных краткую; у прилагательных выделите окончания и определите род:
Образец: интересный – интересен (муж. р.), интересна (жен. р.), интересно (ср. р.).
(1) Честный, (2) забавный, (3) редкий, (4) чистый, (5) уютный, (6) сладкий, (7) темный.

Задание № 4: подберите антонимы к данным кратким прилагательным; выделите окончания:
Образец: умен – глуп.
(1) Нежен, (2) печален, (3) сердит, (4) горяч, (5) весел, (6) решителен.

Задание № 5: преобразуйте предложения по образцу:
Образец: Ситец линяет. – Ситец линюч.
(1) Напиток шипит. (2) Мороз трещит. (3) Цветок пахнет. (4) Ветер жжет. (5) Бензин горит.

Задание № 6: спишите, подчеркните прилагательные как члены предложения; назовите антонимы:
Полюбил богатый – бедную, / Полюбил ученый – глупую, / Полюбил румяный – бледную, / Полюбил хороший – вредную; / Золотой – полушку медную.
(М. И. Цветаева)
Задание № 7: подчеркните грамматические основы; выделите суффиксы прилагательных, определите их степень сравнения:
«Я ль, скажи мне, всех милее, / Всех румяней и белее?» / Что же зеркальце в ответ? / «Ты прекрасна, спору нет; / Но царевна всех милее, /Всех румяней и белее». <> «Ах ты, мерзкое стекло! / Это врёшь ты мне назло. <> / Признавайся: всех я краше. / Обойди всё царство наше, / Хоть весь мир; мне ровной нет. / Так ли?» / Зеркальце ж в ответ: / «А царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее». (А. С. Пушкин).

Задание № 8: спишите, раскрывая скобки, объясняя слитное и раздельное написание слов разных частей речи с частицей «не»:
(1) (Не)заслонишь солнышка рукавицей, (не)убьешь молодца небылицей. (2) Кукушка (не)ястреб, а (не)уч (не)мастер. (3) (Не)ряха всегда полдела делает. (Пословицы). (4) Вдали были видны (не)ясные очертания неба. (5) Погода в эту зиму (не)постоянная, а очень изменчивая.

Задание № 9: спишитеё обозначая орфограмму № 37:
(1) Кварцрас лампа, (2) парчвый халат, (3) плечвой сустав, (4) грушвый сок, (5) сторожвой пост, (6) ершвые повадки, (7) моржвый клык, (8) плюшрас скатерть, (9) образцвый порядок, (10) ежвые рукавицы.

Задание № 10: выпишите слова в две колонки: 1) существительные с буквами «о», «е» после шипящих в суффиксах; 2) прилагательные с буквами «о», «е» после шипящих в суффиксах:
(1) Ситцвый, (2) бельчнок, (3) холщвый, (4) овражк, (5) снежк, (6) пятачк, (7) лучвой, (8) галчнок, (9) замочк, (10) свинцвый, (11) песцвый, (12) ножичк, (13) ландышвый, (14) зайчнок, (15) молодцватый, (16) медвежнок.

Задание № 11: вставьте в прилагательные пропущенные буквы, объясните написание; суффиксы выделите:
(1) Конституциоый, (2) осеий, (3) тумаый, (4) утреий, (5) пчелиый, (6) деревяый, (7) журавлиый, (8) расиый, (9) бессоый, (10) оловяый, (11) целиый, (12) огнеый, (13) экскурсиоый, (14) кожаый, (15) серебряый, (16) стекляый, (17) овсяый.

Задание № 12: вставьте в прилагательные пропущенные буквы, объясните написание; суффиксы выделите:
(1) Матросий, (2) близий, (3) английий, (4) немеций, (5) октябрьий, (6) пассажирий, (7) богатырий.

Задание № 13: раскройте скобки, объясните написание сложных прилагательных:
(1) (Сельско)хозяйственный, (2) (физико)математический, (3) (русско)немецкий, (4) (стале)литейный, (5) (средне)вековый, (6) (туго)плавкий, (7) (зеленовато)серый, (8) (десяти)этажный, (9) (паровозо)ремонтный, (10) (юго)восточный, (11) (красный)красный, (12) (трех)метровый, (13) (садово)огородный, (14) (сорока)метровый, (15) (фабрично)заводской.

Домашнее задание: упражнение № 390 (по заданию).


 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.