Презентация к сценарию заседания педагогического совета


Активные и интерактивные формы работы с участниками образовательного процесса Заместитель директора МБОУ СОШ № 40 г. Смоленска Макаренкова С.В. ПЛАН ПЕДСОВЕТА "Использование активных и интерактивных форм и методов работы в учебно-воспитательном процессе". (Макаренкова С.В.)Деловая игра (Иванова И.В.)Заключение. Рефлексия. 4. Решение педсовета. Цель педсовета: мотивация педагогического коллектива на повышение профессиональной компетентности, на освоение новых технологий, на создание и разработку условий для внедрения активных и интерактивных форм работы. Практическое задание № 1 АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - это… ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это… Дайте определения понятиям: Практическое задание № 2 Изучите материал статьи и представьте текстовую информациюв виде краткой таблицы, содержащей основные критерии и понятия Критерий характеристики Особенности технологии обучения традиционная инновационная Место и роль учителя в учебном процессе Субъект, определяющий все аспекты процесса обучения Субъект, который инициирует процесс обучения и стимулирует превращение учащихся в активных субъектов процесса обучения Место и роль учащихся в учебном процессе Восприятие, усвоение и воспроизведение информации, предоставляемой учителем Активное усвоение и генерирования знаний, полученных из различных источников Типинформационной коммуникации Управляемая учителем информация Многоканальная система, которая генерирует информацию между учителем и учащимися, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними Методы управления процессом обучения Тоталитарное илиавторитарноеуправления Демократическое управление Уровень творчества Творчество присуще учителю, ученику предлагается уже готовая информация Творчество учителя становится все более разнообразным, а деятельность учащихся имеет ярко выраженный творческий характер Проблемность процесса обучения В лучшем случае имеет место описание проблем или проблемных ситуаций Обучение происходит в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, способствует формированию умений их определения и решения Уровень контроля за процессом обучения Формальные, не индивидуализированные формы контроля. Жесткий контроль Гибкие индивидуализированные формы контроля, обучения учащихся самоконтролю и рефлексии Результат обучения Совокупность знаний Совокупность знаний, практических умений и навыков, способность их творческого использования в практической деятельности Критерий характеристики Особенности технологии обучения традиционная инновационная Место и роль учителя в учебном процессе Субъект, определяющий все аспекты процесса обучения Субъект, который инициирует процесс обучения и стимулирует превращение учащихся в активных субъектов процесса обучения Место и роль учащихся в учебном процессе Восприятие, усвоение и воспроизведение информации, предоставляемой учителем Активное усвоение и генерирования знаний, полученных из различных источников Типинформационной коммуникации Управляемая учителем информация Многоканальная система, которая генерирует информацию между учителем и учащимися, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними Методы управления процессом обучения Тоталитарное илиавторитарноеуправления Демократическое управление Уровень творчества Творчество присуще учителю, ученику предлагается уже готовая информация Творчество учителя становится все более разнообразным, а деятельность учащихся имеет ярко выраженный творческий характер Проблемность процесса обучения В лучшем случае имеет место описание проблем или проблемных ситуаций Обучение происходит в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, способствует формированию умений их определения и решения Уровень контроля за процессом обучения Формальные, не индивидуализированные формы контроля. Жесткий контроль Гибкие индивидуализированные формы контроля, обучения учащихся самоконтролю и рефлексии Результат обучения Совокупность знаний Совокупность знаний, практических умений и навыков, способность их творческого использования в практической деятельности Методические принципы интерактивного обучения Принцип проблемностиСовместная деятельностьПринцип дифференцированного подходаРефлексивность обучения Практическое задание № 3 Из предложенного перечня выделите те методы и формы работы, которые соответствуют принципам интерактивного обучения. ИНСЕРТ (INSERT) Метод активного чтения. Даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу «Аквариум» это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода:Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.Стимулирует участников к практической работе. Активная учебная лекция      отличается тем, что учитель, используя разнообразные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями в этой области, активизируя процесс обучения, прерывает лекцию вопросами, анализом кейсов или фрагментами дискуссии.   Использование иллюстративных средств, например:аудио и видеоматериалов;фрагментов кино или изображения основных тезисов на флип-чарте;демонстрация слайдов проектором на экране или печатного материала с помощью диапроектора; демонстрация компьютерных презентаций. Синквейн это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам1 строка – Существительное (название темы)2 строка – Два прилагательных (определение темы)3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, высказывающая отношение автора к теме.5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речиРусский языкЖивой, удивительный,Учит, объясняет, творит.Береги наш родной язык!Познание. Работа с родителями Творческие лабораторииПрактические занятияТренингиСемейные клубыСеминары-практикумыКруглые столыКонференцииМастер-классыСемейные проекты и др. Практическое задание № 4 1.Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса? 2. Какие риски могут ожидать нас? Эффекты Риски 1. Эффективное усвоение знаний. 1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция) 2. Снижение утомляемости. 2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия. 3. Повышение учебной мотивации 3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»). 4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п. 4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.). 5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося. 6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся. 7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету. 8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками». Таксономия Блума   СРАВНЕНИЕ Цели высшего порядка СИНТЕЗ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЕ ПОНИМАНИЕ Цели низшего порядка ЗНАНИЕ АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - это организация и ведение учебного процесса, направленные на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования педагогических и организационно-управленческих средств.  ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися. Риски необоснованного использования интерактивных методов Непонимание того, что такое интерактив.Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.Бессистемное применение интерактивных методов.Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся). РЕФЛЕКСИЯ сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…мне захотелось… РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА 1. Учителям-предметникам составить технологические карты по ликвидации задолженности и довести информацию до сведения учащихся и их родителей. 2. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. 3. Учителям внедрять в практическую деятельность активные и интерактивные формы работы. Успеха в овладении интерактивными методами в работе!