СБОРНИК ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА И ИКТ для профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер», 19.01.10 «Мастер производства молочной продукции», «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»




СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УМР
___________ Н.А. Ряснянская
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.
_____________ ____________
«____» _____________ 20__ г.





СБОРНИК
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

для профессии СПО

19.01.17 «Повар, кондитер»
19.01.10 «Мастер производства молочной продукции»
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»







Преподаватель:
Филатова Ю.А.



Лиски 2016

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №1
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Цель работы: сформировать навыки и умения переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления с помощью Калькулятора.
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы
Задание. Перевести:
целое двоичное число в десятичную систему счисления;
целое десятичное число в двоичную систему счисления;
десятичное число в непозиционную римскую систему счисления.

Варианты выполнения работы:
Перевод различных чисел.
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную, из десятичной в двоичную и римскую с помощью электронного калькулятора NumLockCalculator
Для перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную необходимо установить в качестве исходной системы счисления двоичную, а в качестве конечной десятичную.
В операционной системе Windows запустить электронный калькулятор NumLockCalculator командой [Программы-NumLockCalculator-NumLockCalculator]. В меню калькулятора выбрать вид Универсальный.
С помощью меню ввести команды [Формат чисел в выражении-Двоичный] и [Формат результата Десятичный]. Ввести двоичное число и нажать кнопку {=}. Для перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную необходимо установить в качестве исходной системы счисления десятичную, а в качестве конечной двоичную.
С помощью меню ввести команды [Формат чисел в выражении-Десятичный] и [Формат резулътата - Двоичный].Ввести десятичное число и нажать кнопку {=}.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в непозиционную римскую систему необходимо установить в качестве исходной системы счисления десятичную, а в качестве конечной римскую систему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. С помощью меню ввести команды [Формат чисел в выра- жении-Десятичный] и [Формат резулътата-Римский].Ввести десятичное число и нажать кнопку (=}
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и из десятичной в двоичною с помощью электронного калькулятора WiseCalculator
В операционной системе Windows запустить электронный калькулятор WiseCalculatorкомандой [ПрограммыWiseCalculatorWiseCalculator]. Запустить мультисистемный режим работы калькулятора командой[Tools-Multi-BaseCalculator...].
В диалоговом окне Multi-BaseCalculatorв поле DEC ввести десятичное число, в поле BIN отобразится двоичное число. Наоборот, в поле BIN ввести двоичное число, в поле DEC отобразится десятичное число.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.














































ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №2
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Создание и форматирование гипертекстового документа в текстовых редакторах. Вставка формул, таблицы. Создание списков.

Цель работы: научиться устанавливать параметры страницы, редактировать и форматировать текстовый документ, создавать и редактировать списки, таблицы, графические объекты, колонки; создавать и редактировать формулы с помощью встроенного редактора формул в программе MS Word; создавать и редактировать гипертекстовый документ в программе MS Word
Оборудование: персональный компьютер
Ход работы



Задание.
Создать документ и вставить в него таблицу, используя панель
инструментов Таблицы и границы.

Сведения о работе


записи
Дата
Сведения о приёме на
работу, о переходе на
другую работу и об
увольнении
На основании чего внесена
запись


число


месяц
год




1
2
3
4

1

09

10

1994

АО"ЭВРИС"
Принята на должность
менеджера в отдел
маркетинга
Приказ от
07.10-.94 №12 л\с

2
03

03
1995
Переведена на должность
начальника отдела
маркетинга

Приказ от
01.03.95 №18 л\с


3

07

09
1995

Уволена по собственному
желанию ст.31 КЗОТ РФ

Приказ от
05.09.95 №22 л\с


Задание.
Создать списки, используя кнопки панели инструментов Стандартная,
а также команду Формат | Список главного меню.

Этапы изучения текстового редактора:
1. Структура окна редактора.
2. Создание нового документа.
3. Сохранение документа.
4. Открытие документа.
5. Перемещение по тексту.
6. Основные правила ввода и редактирования текста.

Работа с фрагментами текста:
Перемещение.
Копирование.
Удаление.
1. Форматирование страницы.
1.1. Поля.
1.1.1. Верхнее.
1.1.2. Нижнее.
2. Выравнивание.
2.1. по краю;
2.1.1. левому;
2.1.2. правому.
2.2. по центру;
2.3. по ширине.

Задание.
Ввести следующий текст, содержащий формулы. Для ввода формул
использовать команду Вставка | Объект, выбрав из списка объектов
Microsoft Equation 3.0.
Площадь равностороннего треугольника:
Общий вид полного квадратного уравнения:
Решение:
Действия с корнями:
Примеры химических реакций:









Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.



















ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №3
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

Цель работы: научиться пользоваться онлайновыми словарями и переводчиками.
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы
Задание 1. В Интернете с помощью онлайнового компьютерного словаря перевести с русского языка на английский язык слово, например «словарь».
Варианты выполнения работы:
использование различных направлений перевода;
использование различных слов для перевода.
Задание 2. В Интернете с помощью онлайнового компьютерного переводчика перевести с английского языка на русский язык предложение, например: «The teacher's computer is placed оп the table in the corner of theclassroom». Варианты выполнения работы:
использование различных направлений перевода;
использование различных текстов для перевода.
Задание 1. Перевод в Интернете с помощью онлайнового компьютерного словаря Lingvo
1.В операционной системе Windows или Linux запустить браузер и открыть в Интернете компьютерный словарь по адресу http://www.lngvc.ru.
2.Ввести русское слово (в данном случае «словарь») в текстовое поле.
Выбрать из списка направление перевода (в данном случае Русский-Английский).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Щелкнуть по кнопке Перевод.
Ниже появятся варианты перевода (в данном случае «dictionary; vocabulary, glossary; lexicon»).
Задание 2. Перевод в Интернете с помощью онлайнового компьютерного переводчика ПРОМТ
1.В операционной системе Windows или Linux запустить браузер и открыть в Интернет» компьютерный переводчик по адресу http://www.translate.ru.
2.Ввести английское предложение в текстовое поле Online- ПЕРЕВОДЧИК.
Выбрать из списка направление перевода (в данном случае Англо-Русский перевод). Щелкнуть по кнопке Перевести!
В текстовом поле Результат ПЕРЕВОДА появится перевод (в данном случае «Компьютер преподавателя помещен в стол в углу классной комнаты»). Заметим, что перевод содержит ошибку. Правильный перевод: «Компьютер преподавателя находится на столе в углу классной комнаты».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №4
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Создание электронной таблицы.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Цель работы: формирование у учащихся знаний об абсолютных, относительных и смешанных ссылках, навыков работы с ними в табличном процессоре Excel
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.


ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №5
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Построение диаграмм различных типов

Цель работы: овладение навыками построения диаграмм различных типов:
круговых, гистограмм, графиков
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы







Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.


ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №6
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы:
Растровая графика. Трехмерная векторная графика

Цель работы: приобретение навыков работы с растровым и векторным редактором
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Растровая графика.
Задание 1. Осуществить геометрические преобразования изображения в растровом графическом редакторе (например, отразить и растянуть по вертикали и наклонить по горизонтали слово «информатика»).
Варианты выполнения работы:
использование различных графических редакторов;
использование различных изображений и геометрических преобразований.
Задание 2. В растровом графическом редакторе осуществить преобразование растрового фотографического изображения в мозаику и барельеф.
Варианты выполнения работы:
использование различных графических редакторов;
использование различных фильтров для преобразования изображений.
Задание 3. В растровом графическом редакторе растровое изображение в формате BMP сохранить в различных графических форматах (GIF, JPEG, PNG и TIFF).
Варианты выполнения работы:
использование различных графических редакторов;
использование различных растровых изображений.

Задание 1. Геометрические преобразования изображения в растровом редакторе Paint
1. В операционной системе Windows запустить редактор Paint командой [Пуск-Программы-Стандартные-РатЦ. На панели инструментов щелкнуть по кнопке Надпись и ввести слово «информатика». В появившемся диалоговом окне Шрифты выбрать параметры шрифта.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Ввести команду [Рисунок-Отразить/повернуть...].
В появившемся диалоговом окне Отражение и поворот выбрать параметры действия (например, Отразить сверху вниз).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Ввести команду [Рисунок-Растянуть/наклонить...]. В появившемся диалоговом окне Растяжение и наклон выбрать параметры действия (например, Растянуть, По вертикали и Наклонить, По горизонтали).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. В результате будет получена отраженная по вертикали, увеличенная по вертикали и наклоненная по горизонтали надпись.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 2. Преобразование растрового изображения в графическом редакторе GIMP
1. В операционной системе Windows или Linux запустить растровый графический редактор GIMP командой[Программы-GIMPGIMP 2].
2. В появившемся диалоговом окне графического редактора открыть растровый графический файл в формате BMP(например, rastr.bmp) командой {Файл Открыть...].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Преобразуем изображение в мозаику. Ввести команду [Фильтры-Искажения-Мозаика...]. В появившемся диалоговом окне Мозаика установить параметры преобразования фотографического изображения в мозаику.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Преобразуем изображение в барельеф.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Ввести команду [Фильтры-Искажения-Барельеф...].
В появившемся диалоговом окне Барельеф установить параметры преобразования фотографического изображения в барельеф.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 3. Сохранение растрового изображения в различных графических форматах в графическом редакторе GIMP
1. В операционной системе Windows или Linux запустить растровый графический редактор GIMP командой [Программы-GIMP-GIMP 2].
2. В появившемся диалоговом окне графического редактора открыть растровый графический файл в формате BMP (например, rastr.bmp) командой [Файл Открыть...]. Сохраним это изображение в различных графических форматах: GIF, JPG, PNG и TIF, установив для каждого формата запрашиваемые параметры сохранения.
3. Ввести команду [Файл-Сохранить как...]. В появившемся окне Сохранить изображение щелкнуть по ссылке Выбрать тип файла.
4. В списке выбрать тип формата файла Формат GIF. Щелкнуть по кнопке Сохранить. В появившемся диалоговом окне Сохранить как GIF выбрать параметры сохранения и щелкнуть по кнопке ОК.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Открыть исходный файл изображения в формате BMP. Повторить пункт 3.
В списке выбрать тип формата файла Формат JPEG. Щелкнуть по кнопке Сохранить.
В появившемся диалоговом окне Сохранить как JPEG выбрать параметры сохранения и щелкнуть по кнопке ОК.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Открыть исходный файл изображения в формате BMP. Повторить пункт 3.
В списке выбрать тип формата файла Формат PNG. Щелкнуть по кнопке Сохранить. В появившемся окне Сохранить как PNG выбрать параметры сохранения и щелкнуть по кнопке ОК.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Открыть исходный файл изображения в формате BMP. Повторить пункт 3. В списке выбрать тип формата файла Формат TIFF. Щелкнуть по кнопке Сохранить. В появившемся диалоговом окне Сохранить как TIFF выбрать параметры сохранения и щелкнуть по кнопке ОК.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сравним качество изображений в полученных графических файлах раоличных форматов и информационные объемы файлов.
8. Последовательно просмотреть файлы различных графических форматов с использованием инструмента Лупа для рассмотрения деталей изображений.
9. Открыть папку, где хранятся файлы изображений в различных форматах, и сравнить их объемы. Самый большой объем имеет файл в формате BMP, а самый маленький  файл в формате JPEG.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Трехмерная векторная графика
Задание. Нарисовать различные трехмерные тела (шар, конус и т. д.).
Варианты выполнения работы:
рисование различных трехмерных геометрических фигур;
установка различных параметров (освещенность, материал, цвет и др.).

Создание трехмерной графики в векторном редакторе OpenOffice Draw
1. В операционной системе Windows или Linux запустить интегрированное офисное приложение OpenOffice и ввести команду [Файл-Создать-Рисунок].
2. Ввести команду [Вид-Панель инструментов ЗВ-объекты]. Появится панель 3D-объекты.
3. Последовательно выбрать на панели и нарисовать в поле рисования Шар, Пирамиду, Тэр, Конус, Параллелепипед и Цилиндр.
При рисовании трехмерных тел можно устанавливать различные параметры (режим освещенности, цвет и текстуру поверхности и др.).
4. Выделить одну из трехмерных фигур (например, шар) и в контекстном меню выбрать пункт Трехмерные эффекты. В появившемся диалоговом окне Трехмерные эффекты щелкнуть по кнопке Освещенность и выбрать источник света.
Установить цвет источника и цве^ рассеянного света. Перемещая положение источника с помощью мыши или полос прокрутки, в окне Просмотр наблюдать изменение освещенности трехмерного тела.
Для присваивания установленных свойств щелкнуть по кнопке Присвоить (кнопка с зеленой «птичкой»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Щелкнуть по кнопке Материал и выбрать тип материала, цвет объекта и цвет освещения. Выбрать цвет и интенсивность для точки блика. В окне Просмотр наблюдать результат применения выбранных установок к объекту. Щелкнуть по кнопке Присвоить.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сохраним созданный векторный рисунок в собственном формате редактора OpenOffice Draw.
6. Ввести команду [Файл-Сохранить как...] и на панели Сохранить как выбрать формат Рисунок OpenDocumeid (.odg) и имя файла Трехмерные объекты odg.


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №7
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

Цель работы: закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint, работы с текстом, графикой, анимацией
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы
Задание. Разработать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Устройство компьютера», включающую шесть слайдов, которые должны быть созданы с использованием различных типов макетов слайдов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Варианты выполнения работы:
выбор различного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] презентации и типов макетов для отдельных слайдов.
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» с использованием приложения Microsoft PowerPoint.
Выберем дизайн для слайдов презентации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. В операционной системе Windows запустить приложение Microsoft PowerPoint, и ввести команду [Файл-Создать]. В появившемся окне приложения ввести команду [Формат Оформление слайда]. На появившейся панели Дизайн слайда щелкнуть по ссылке Шаблоны оформлении и выбрать оформление для слайдов презентации. Щелкнуть по ссылке Цветовые схемы и выбрать цветовую схему для слайдов презентации. Создадим заготовки для слайдов презентации.
2. В окне приложения ввести команду [Формат Разметка слайда...]. На появившейся панели Разметка слайда выбрать для каждого слайда разметку (макет). Введем содержание слайдов.
3. Поместить на слайды заголовки, текст и изображения. Сделаем презентацию интерактивной.
4. Обеспечить возможность переходов со слайда 1 «Схема компьютера» на слайды 2, 3, 4, 5 и 6 с помощью гиперссылок. Для этого выделить текст в качестве указателя гиперссылки и ввести команду [Вставка Гиперссылка...]. На появившейся панели Изменение гиперссылки указать нужный слайд в качестве адреса ссылки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Обеспечить возможность обратных переходов со слайдов 2, 3, 4, 5 и 6 на слайд 1 «Схема [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» с помощью управляющих кнопок. Для этого ввести команду [Показ слайдов- Управляющие кнопки...] и в окне выбрать тип кнопки. В результате получим интерактивную презентацию, в которой последовательность показа слайдов управляется пользователем. Установим анимационные и звуковые эффекты, которые должны происходить при смене слайдов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. В окне приложения ввести команду [Показ слайдов-Смена слайдов...]. В появившемся диалоговом окне Смена слайдов выбрать эффект анимации, событие (по щелчку или автоматически по времени) и звуковое сопровождение смены слайдов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №8
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Разработка презентации «История развития ВТ»

Цель работы: закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint, работы с текстом, графикой, анимацией
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Задание.
Разработать презентацию «История развития ВТ», включающую пять слайдов. Подобрать дизайн и тип макета для каждого слайда, а также анимационные и звуковые эффекты, реализующиеся при появлении объектов на слайдах и при смене слайдов.








Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №9
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы:
Настройка браузера. Работа с электронной почтой. Поиск в Интернете

Цель работы: освоение навыков работы с программой-браузером, изучение процесса поиска информации в Интернет, зная адрес страницы, на которой она расположена. изучение процесса регистрации (открытия почтового ящика), подготовки, отправки и приема писем  на почтовом сайте.
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы
Настройка браузера

Задание. Произвести настройку браузера:
установить начальную Web-страницу;
настроить кэш-память браузера;
установить правильную кодировку для отображения Web-страниц.
Варианты выполнения работы:
настройка браузера SeaMonkey;
настройка браузера Internet Explorer.

Настройка браузера SeaMonkey
Установим первую загружавшую в браузер Web-CTpaHiiuy.
1. В меню Правка выбрать пункт Настройки. Откроется диалоговое окно Настройки.
В списке Категория выбрать пункт Навигатор и в поле Адрес: ввести URL-адрес страницы, первой загружаемой в браузер (например, начальной страницы Web-сайта «Информатика и информационные технологии»: http://iit.metodist.ru).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Чтобы убедиться, что введен правильный адрес, щелкнуть на кнопке К началу. Браузер должен загрузить начальную страницу Web-сайта «Информатика и информационные технологии!

Настройка кэш-памяти браузера. 
В случае использования браузера SeaMonkey папка кэш-памяти расположена на жестком диске по адресу:
C:\Documents and Settings\NDU\Loca! Settn ,gs\ Application Data\Moznla\Profiles\default
При использовании других браузеров папка кэш-памяти расположена в ином месте.
С помощью настроек браузера можно установить различные режимы обновления Web-страницы:
при установке опции обновления Никогда всегда будет вестись просмотр копий Wcb-страниц из кэш памяти;
при установке опции Один раз за сеанс будет проводиться проверка обновления страницы при каждом новом запуске окна браузера;
при установке опции Каждый раз, когда я посещаю страницу страница всегда будет загружаться из Интернета.
Настроим кэш-память браузера.
В диалоговом окне Настройки в списке Категория выбрать [Дополнительно-Кэш].
В поле Размер: установить объем кэш-памяти. Для очистки кэш-памяти щелкнуть по кнопке Очистить кэш. Если необходимо сменить папку кэш-памяти, щелкнуть по кнопке Выбрать папку и в иерархической файловой системе выбрать папку.
С помощью переключателей установить режим обновления Web-страницы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Установка кодировки.
Большое значение имеет настройка браузера на просмотр Web-страницы в правильной кодировке, т. е. той кодировке в которой Web-страница была создана. В большинстве случаев браузер автоматически определяет кодировку и, соответственно, правильно отображает Web-страницу
Однако в некоторых случаях пользователю необходимо настроить браузер на требуемую кодировку вручную.
Например, для просмотра Web-страницы в кодировке Windows необходимо ввести команду [Вид Кодировка - Кириллица (Windows-1251)].
На Windows-CD в каталоге \practicum\lnternet\ хранятся пять Web-страниц в различных кодировках (CP-1251.html, CP-866.html, KOI8-R.html, ISO.html и Unicode.html).
5. Последовательно открыть Web-страницы в браузере командой [Файл-Открытъ файл] и настроить правильную кодировку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Работа с электронной почтой
Задание. В почтовой программе:
создать учетную запись почты;
создать, отправить и получить сообщение.
Варианты выполнения работы:
работа с электронной почтой в почтовой программе Outlook Express;
работа с электронной почтой в почтовой программе Почта и конференции, входящей в интегрированное приложение для рабе ы в Интернете SeaMonkey (бывшая Mozilla);
работа каждого учащегося со своим почтовым ящиком.

Создание учетной записи почты
В первую очередь, необходимо в соответствии с полученными в процессе регистрации почтового ящика данными (имя почтового ящика, пароль и до ) настроить почтовую программ у. Создадим в почтовой программе Outlook Express учетную запись user_name@server_name, при помощи которой можно будет отправлять и принимать электронную почту с конкретного почтового ящика.
1. В операционной системе Windows в окне программы Outlook Express ввести команду [Сервис-Учетные записи]. Откроется диалоговое окно Учетные записи Интернета. Выбрать вкладку Почта. Щелкнуть по кнопке Добавить и выбрать пункт Почта.
2. Откроется диалоговое окно Мастер подключения к Интернету. В поле Выводимое имя: указать имя, которое будет видеть человек, получивший от вас письмо.
3. В следующем окне в поле Электронная почта: указать тот адрес, который вы задали при регистрации подключения у провайдера.
Адрес следует указать целиком и именно в том виде, в котором вы его создали.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 4. В появившемся диалоговом окне в поле Сервер входящих сообщений выбрать РОРЗ. Этот протокол наиболее часто используется для электронной почты. В полях Сервер входящих сообщений (РОРЗ) и Сервер и ходящих сообщений (SMTP) указать имена серверов входящей и исходящей почты, которые сообщает провайдер при регистрации подключения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Теперь необходимо указать имя почтового ящика и пароль для входа на почтовый сервер.
5. В поле Учетная запись: вписать имя, которое вы указали при создании своего почтового адреса, перед значком В поле Пароль: необходимо указать тот пароль, который был получен при регистрации подключения у провайдера.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заданные выше параметры электронной почты объединяются под одним именем  именем учетной записи.
6. Ввести команду [Сервис- Учетные записи...]. Откроется диалоговая панель Учетные записи Интернета. Выбрать вкладку Почта.
В поле Учетная запись выбрать имя созданной учетной записи и нажать кнопку Свойства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 7. На вкладках открывшегося диалогового окна можно внести изменения во введенные ранее значения параметров данной учетной записи электронной почты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Создание, отправка и получение сообщений
Создадим пробное сообщение в определенной кодировке с вложенным файлом.
Ввести команду [Сообщение-Создатъ]. В окне Создать сообщение в поле Кому: указать электронный адрес адресата, например: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В поле Копия: можно указать адреса получателей копии сообщения.
В поле Тема: указать тему сообщения, например: «Пробное сообщение».
В области, отведенной для сообщения, ввести текст сообщения, например: «Пробное сообщение (кодировка Windows)».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Достаточно важен выбор правильной кодировки русских букв сообщения. При пользовании электронной почтой чаще всего используются кодировки Windows и КОИ8-Р.
Выбор кодировки осуществить с помощью команды [Формат-Вид кодировки-Кириллица (Windows)\
В сообщение можно вставлять файлы (текстовые, графические, звуковые и т. д.).
Для вставки файла в сообщение ввести команду [Вставка - Вложение файла]. В появившемся окне Вставка выбрать требуемый файл, он будет вложен в сообщение. Вставим, например, в сообщение звуковой файл Windows ХР  fluhb.wav из папки C:\WINDOWS\Media. Название вложенного файла появится в нижней части окна сообщения.
Если создание сообщения производилось в автономном режиме без подключения к Интернету, сообщение автоматически сохранится в папке Исходящие.
После завершения работы над сообщением щелкнуть по кнопке Отправить, сообщение будет помещено в папку Исходящие.
Для того чтобы отправить сообщение адресату, необходимо подключиться к Интернету.
Щелкнуть по кнопке Доставить почту. Произойдет соединение с почтовым сервером, и все сообщения, находящиеся в папке Исходящие на локальном компьютере, будут доставлены на почтовый сервер. Одновременно доставленные сообщения будут перемещены на локальном компьютере в папку Отправленные.
Почтовый сервер провайдера передаст сообщения в Интернет, и через некоторое время они будут доставлены на почтовые серверы получателей. Б данном случае пробное сообщение попадет в почтовый ящик test@mеtoaist.ru">test@metoaist.ru.
Для данного почтового ящика создано правило для сообщений Автоответчик, поэтому через несколько десятков секунд вы получите ответное сообщение на ваш почтовый ящик.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Для получения сообщения абонент должен соединиться с Интернетом и произвести операцию доставки почты с почтового сервера провайдера на свой локальный компьютер.

Поиск в Интернете
Задание 1. С использованием интегрированной поисковой системы Google и поисковых систем Google, Yandex, Rambler и Апорт найти Web-сайты, содержащие энциклопедии. Осуществить поиск по ключевым словам и в иерархической системе каталогов.
Задание 2. Найти файл интегрированного офисного свободно распространяемого приложения OpenOffice и файла драйвера с использованием специализированной системы поиска файлов (например, Файловой поисковой системы).
Варианты выполнения работы:
поиск различных сайтов и файлов.

Поиск информации в Интернете
Для доступа к поисковым системам воспользуемся интегрированной поисковой системой Google, а в качестве ключевого слова укажем, например, «энциклопедия».
1. В браузере открыть стартовую страницу интегрированной поисковой системы Google, для этого в поле Адрес: ввести http://google.ru.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
В поле поиске, интегрированной поисковой системы ввести ключевое слово: «энциклопедия».
2. Для поиска в системе Google выбрать положение переключателя Веб и щелкнуть по кнопке Google. Через определенное время (0,и8 с) будет выведен список, содержащий 2 620 ООО ссылок на Web-страницы, содержащих ключевое слово.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Для поиска в системе Yandex выбрать положение переключателя Везде и щелкнуть по кнопке Yandex. Через определенное время будет выведен список ссылок на 5865 Web-сайтов, содержащих ключевое слово.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Для поиска в системе Rambler выбрать положение переключателя в ТОР 100 и щелкнуть по кнопке Rambler. Через определенное время будет выведен список ссылок на 669 Web-сайтов, содержащих ключевое слово.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Для поиска в системе Апорт выбрать положение переключателя Сайты и щелкнуть по кнопке Апорт. Через определенное время будет выведен список ссылок на 1926 Web-сайтов, содержащих ключевое слово.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6 Внимание, результаты поиска могут изменяться со временем.

Поиск Web-сайта в иерархической системе каталогов
Для поиска Web-сайта определенной тематики в иерархической системе каталогов выберем наиболее подходящий каталог.
1. В браузере открыть поисковую систему Aport.
В иерархической системе каталогов выбрать наиболее подходящий каталог.
Если такого каталога нет, то выбрать начальную букву искомого сайта в Рубриках по алфавиту.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

 Поиск файла с использованием системы поиска файлов
Найдем файл интегрированного офисного свободно распространяемого приложения OpenOffice.
1. Открыть в браузере сервер www.filesearch.ru.
В поле поиска ввести имя файла, например OpenOffice. Другие поля формы поиска позволяют уточнить условия поиска, но их заполнение необязательно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Через некоторое время в окне браузера появятся результаты поиска, т. е. перечень ссылок на серверы файловых архивов, на которых хранится этот файл. Активизировав одну из ссылок, мы соединимся с файловым сервером и можем приступить к загрузке найденного файла на свой компьютер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 Если имя файла неизвестно, но зато известно его назначение (например, драйвер), то можно воспользоваться тематическим каталогом драйверов.
3. Для поиска нужного драйвера на начальной странице поисковой системы щелкнуть по ссылке Драйверы. Появится окно со значками основных устройств компьютера. Щелчок по нужному значку выведет список фирм производителей данного типа оборудования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 

Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №10
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы:
Операционная система Windows XP.
Значки и ярлыки на Рабочем столе. Работа с файлами и папками.

Цель работы: знакомство с основными понятиями и принципами работы с операционной системой; научиться устанавливать нужные значки и ярлыки на Рабочем столе; научиться создавать папки и ярлыки, работать с файлами и каталогами; осуществлять поиск файлов, научиться инсталлировать программы
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Задание 1. В операционной системе Windows установить нужные значки на Рабочем столе.
Задание 2. В операционной системе Windows поместить на Рабочий стол ярлык часто используемого приложения, папки или устройства (например, ярлык принтера).
Варианты выполнения работы:
выбрать разные наборы значков на Рабочем столе;
выбрать создание ярлыков различных приложений, папок и устройств.

Установка значков на Рабочем столе в операционной системе Windows
В операционной системе Windows установим требуемые значки на Рабочем столе.
В операционной системе Windows в контекстном меню Рабочего стола выбрать пункт Персонализация.
В левой части появившегося диалогового окна Панель управления \ Персонализация активизировать ссылку Изменить значки рабочего стола.
В появившемся диалоговом окне Параметры значков рабочего стола установить флажки тех значков, которые нужны пользователю.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Создание ярлыка на Рабочем, столе в операционной системе Windows
В операционной системе Windows поместим на Рабочий стол ярлык (например, принтера). В операционной системе Windows ввести команду Принтеры. В появившемся диалоговом окне Панель управления\Принтеры выбрать значок принтера и перетащить его на Рабочий стол. На Рабочем столе появится ярлык принтера.

Работа с файлами и папками
На локальном диске С создайте систему папок предложенную на рисунке 1.



Рис. 1

Технология работы
Создайте на диске С: папку Новая следующим образом (Способ 1):
откройте Мой компьютер далее локальный диск С;
откройте меню Файл, выберите параметр Создать;
в раскрывшемся подменю выберите пункт Папка, таким образом, вы выполните команду Файл – Создать – Папка (Рис. 2);










Рис.2 Способ 1

введите в поле ввода имени рядом со значком созданной папки «Новая» (вновь созданная папка появляется с именем Новая папка);
нажмите клавишу Enter.
Создайте папки Моя и Общая в папке Новая следующим образом (Рис. 3):
откройте папку Новая, дважды щелкнув на значке папки;
сделайте првый щелчок мыши в свободной (белой) области папки (УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО НИ ОДИН ФАЙЛ В ПАПКЕ НЕ ВЫДЕЛЕН!), выберите Подменю Создать – Папку – Впишите название 1 папки Моя – Enter. Вернитесь на один уровень назад, нажав на кнопку на панели инструментов папки или на кнопку на клавиатуре. Убедитесь в том, что Вы находитесь в папке Новая. Правым щелчком мыши на свободной области папки создайте папке под названием Моя.
Выполните стандартный набор действий над папками и файлом, используя команды меню Правка программы Проводник: Вырезать, Копировать, Вставить.









Рис. 3 Способ 2

Технология работы
Запустите программу Проводник и перейдите в папку Новая.
Переместите папку Моя в папку Общая следующим способом:
откройте папку Новая; выделите папку Моя;
выполните команду Правка - Вырезать, папка Моя будет перемещена в буфер обмена; откройте папку Общая;
выполните команду Правка - Вставить; папка Моя будет вставлена из буфера обмена в папку Общая.
Скопируйте папку Моя из папки Общая в папку Новая:
откройте папку Общая; выделите папку Моя;
выполните команду Правка - Копировать папка Моя будет перемещена в буфер обмена; откройте папку Новая;
выполните команду Правка - Вставить папка Моя будет вставлена из буфера обмена в папку Новая.
Скопируйте любой Файл с диска С: в папку Новая:
откройте диск С: и выделите Файл;
выполните команду Правка - Копировать;
откройте папку Новая; выполните команду Правка - Вставить.
Удалите Файл из папки Новая, папку Моя из папки Общая:
на диске С: откройте папку Новая;
выделите Файл;
выполните команду Файл - Удалить;
подтвердите удаление;
откройте папку Общая;
выделите папку Моя;
выполните команду Файл - Удалить;
подтвердите удаление;
Переименуйте папки Моя и Общая:
откройте папку Новая;
выделите папку Моя;
выполните команду Файл - Переименовать;
в поле ввода введите новое имя: Моя1 и нажмите клавишу Enter;
выделите папку Общая;
сделайте щелчок правой кнопки мыши;
выберите команду Переименовать;
в поле ввода введите новое имя: Общая1 и нажмите клавишу Enter.

Восстановите удаленную папку.
Технология работы
Восстановите удаленную папку Моя:
откройте Корзину, дважды щелкнув на ее значке;
в окне Корзины выделите папку Моя;
выполните команду Файл - Восстановить;
закройте Корзину.
Очистите корзину:
откройте Корзину, дважды щелкнув на ее значке;
выполните команду Файл - Очистить Корзину.
После выполнения должна получиться следующая структура папок (Рис. 4):













Рис. 4

Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №11
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы:
Защита от компьютерных вирусов

Цель работы: научиться лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Задание 1. В операционной системе Windows лечить и удалять файловые вирусы в режиме реального времени.
Задание 2. В операционной системе Windows лечить и удалять файловые вирусы на выбранных носителях информации при признаках заражения.

Защита от файловых вирусов в режиме реального времени с использованием файлового монитора Файловый Антивирус, входящего в Антивирус Касперского.
С помощью антивирусной программы Антивирус Касперского проверим компьютер на наличие вирусов, и при их обнаружении вылечим или удалим зараженные файлы.
Файловый Антивирус контролирует файловую систему компьютера в реальном времени (файловый монитор). Он проверяет все открываемые, запускаемые и сохраняемые файлы на вашем компьютере и всех присоединенных дисках. Каждое обращение к файлу перехватывается приложением, и файл проверяется на присутствие известных вирусов. Дальнейшая работа с файлом возможна только в том случае, если файл не заражен или был успешно вылечен Антивирусом Касперского. Если же файл по каким-либо причинам невозможно вылечить, он будет удален.
Прежде всего, необходимо через Интернет обновить саму антивирусную программу и вирусную базу данных.
1. В операционной системе Windows соединиться с Интернетом.
На Панели задач в контекстном меню значка антивирусной программы Антивирус Касперского выбрать пункт Обновление.
В появившемся диалоговом окне будет отображаться процесс обновления антивирусной программы и вирусной базы данных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Настроим параметры антивирусного монитора (Файловый Антивирус). 
2. В контекстном меню значка антивирусной программы выбрать пункт Настройка....
В меню левой части появившегося диалогового окна выбрать Файловый Антивирус.
В правой части окна щелкнуть по кнопке Настройка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. В появившемся диалоговом окне на вкладке Общие выбрать типы проверяемых файлов.
На вкладке Область защиты выбрать проверяемые диски. На вкладке Дополнительно выбрать режим проверки. На вкладке Эвристический анализатор выбрать режим его использования и уровень эвристической проверки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Антивирусный монитор (Файловый Антивирус) запускается автоматически при старте операционной системы и работает в качестве фонового системного процесса, проверяя на вредоносность совершаемые другими программами действия. Активизировать ссылку Открыть отчет. Появится информационное окно с результатами проверки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Защита от файловых вирусов в режиме реального времени с использованием файлового монитора, входящего в антивирус KlamAV.
Прежде всего, необходимо через Интернет обновить саму антивирусную программу и вирусную базу данных.
1. В операционной системе соединиться с Интернетом. Запустить антивирус KlamAV и в диалоговом окне приложения выбрать пункт Обновить. В появившемся диалоговом окне будет отображаться процесс обновления антивирусной программы и вирусной базы данных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Настроим параметры антивирусного монитора антивируса KlamAV.
2. В диалоговом окне антивирусной программы выбрать пункт События. Щелкнуть по кнопке Options. Появится диалоговое окно Настройка. Выбрать пункт Auto-Scan и установить режим проверки файлов в реальном времени.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Антивирусный монитор антивируса KlamAV запускается автоматически при старте операционной системы и работает в качестве фонового системного процесса, проверяя на вредоносность совершаемые другими программами действия.

Поиск, лечение или удаление файловых вирусов в Windows
Крайне важно периодически проводить проверку вашего компьютера на присутствие вирусов. Это необходимо делать для того, чтобы исключить возможность распространения вирусов, которые не были обнаружены компонентами постоянной защиты в реальном времени.
В операционной системе Windows для поиска вирусов в состав Антивируса Касперского включен сканер, который проверяет на наличие вирусов следующие области:
Критические области. Проверка на присутствие вирусов всех критических областей компьютера (системная память, объекты, исполняемые при старте системы, загрузочные секторы дисков, системные каталоги MicrosoftWindows). Цель быстрое обнаружение в
системе активных вирусов без запуска полной проверки компьютера.
Мой Компьютер. Поиск вирусов на вашем компьютере с тщательной проверкой всех подключенных дисков, памяти, файлов.
Объекты автозапуска. Проверка на присутствие вирусов объектов, загрузка которых
осуществляется при старте операционной системы, а также оперативной памяти и загрузочных секторов дисков.
Проведем проверку на вирусы выбранных областей хранения программ и данных.
1.В контекстном меню значка антивирусной программы выбрать пункт Антивирус Касперского.
В меню левой части появившегося диалогового окна выбрать Поиск вирусов.
Раскроется список областей поиска вирусов.
2.Выбрать пункт Критические области.
В правой части диалогового окна появится список критических областей.
3.Выбрать пункт Мой Компьютер.
В правой части диалогового окна появится список некоторых критических областей и всех дисков компьютера.
4.Выбрать пункт Объекты автозапуска.
В правой части диалогового окна появится список некоторых критических областей, объекты автозапуска и загрузочные секторы дисков.
5.Запустить проверку выбранной области хранения программ и данных (например, Критические области). Появится информационное окно, показывающее, сколько файлов проверено, сколько вирусов обнаружено (если они есть) и другая информация.


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №12
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Создание табличной базы данных

Цель работы: Научиться создавать табличные базы данных в системе управления базами данных (СУБД)
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Задание. В СУБД OpenOfficeBase создать табличную базу данных «Процессоры» (см. табл. 3.1).

Варианты выполнения работы:
включить в табличную базу данных различные поля;
заполнить табличную базу данных различными записями.

Создание табличной базы данных «Процессоры»
1. В операционной системе  Windows  или  Linux  запустить  СУБД OpenOfficeBase  командой  [Пуск-Программы-OpenOffice-OpenOfficeBase]
2. В появившемся диалоговом окне Мастер базы данных (шаг 1) выбрать с помощью переключателя пункт Создать новую базу данных.
Щелкнуть по кнопке Далее >.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.  В появившемся диалоговом окне Мастер базы данных (шаг 2) установить флажок Открыть базу для редактирования.
Щелкнуть по кнопке Готово.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.Откроется диалоговое окно Сохранить как, в котором выбрать место сохранения и имя базы данных («Процессоры»).
5.В левой части появившегося диалогового окна Процессоры в разделе Базы данных выбрать пункт Таблицы, в средней части окна в разделе Задачи выбрать пункт Создать таблицу в режиме дизайна...
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. В появившемся окне Таблица 1 в столбце Имя поля ввести имена полей базы данных «Процессоры». В столбце Тип поля с помощью раскрывающегося списка выбрать для каждого поля его тип.

В диалоговом окне Процессоры в разделе Таблицы появится пункт Таблица 1.
Ввод данных в таблицу базы данных и их редактирование мало чем отличается от аналогичных действий в других офисных приложениях.
При вводе данных в режиме Таблица в поле маркера записи, которое расположено слева от полей таблицы, может отображаться один из следующих символов:
* (звездочка) обозначает пустую запись в конце таблицы;

· (стрелка) обозначает выделенную (активную) запись;
У (карандаш) обозначает, что в записи были сделаны изменения.
Осуществить двойной щелчок по пункту Таблица 1 ив появившемся диалоговом окне  Процессоры: Таблица 1 ввести записи базы данных «Процессоры».
    Перемещение между записями можно осуществлять с помощью мыши, клавиш управления курсором или полосы прокрутки. Для быстрого перемещения между записями в базе данных можно использовать кнопки перемещения на панели Запись, которая находится в нижней части окна таблицы.


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №13
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Создание формы в табличной базе данных

Цель работы: Научиться создавать формы для табличных баз данных.
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Задание. В СУБД OpenOffice Base создать форму для базы данных «Процессоры».
Варианты выполнения работы:
задать различные дизайны формы и расположение полей и надписей на форме.

Создание формы для базы данных «Процессоры»
Создание формы можно проводить различными способами с использованием:
самостоятельно (в Режиме разработки)  этот способ позволяет начать создание формы «с нуля»;
с использованием Мастера форм (более простой путь), который с помощью серии диалоговых окон помогает пользователю в создании формы.
Создадим теперь форму для базы данных «Процессоры» с помощью Мастера форм.
В левой части появившегося диалогового окна Процессоры в разделе Базы данных выбрать пункт Формы, в средней части окна в разделе Задачи выбрать пункт Использовать мастер для создания формы ...
В появившемся диалоговом окне Мастер форм (шаг 1: Выбор поля) выбрать поля базы данных из Таблицы 1, которые будут отображаться на форме.
Щелкнуть по кнопке Дальше >.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


3. В диалоговом окне Мастер форм (шаг 5: Расположить элементы управления) выбрать расположение полей, которые будут отображаться на форме. Щелкнуть по кнопке Дальше >.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4. В диалоговом окне Мастер форм (шаг 6: Установка источника данных) установить переключатель в положение Форма для отображения всех данных. Щелкнуть по кнопке Дальше >.
5. В диалоговом окне Мастер форм (шаг 7: Применить стили) выбрать стиль и обрамление поля. Щелкнуть по кнопке Дальше >.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


6.В диалоговом окне Мастер форм, (шаг 8: Задать имя) ввести название формы (например, Форма 1) и установить переключатель в положение Модифицировать форму. Щелкнуть по кнопке Готово.
7.Получим заготовку формы, в которой слишком мелкий шрифт, размеры некоторых полей не вмещают данные и т. д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вид формы можно изменять в Режиме разработки. В созданной нами форме базы данных «Компьютеры» не все надписи хорошо видны, поэтому размер шрифта нужно увеличить. Некоторые поля вывода числовых значений также нужно увеличить, чтобы числовые данные в них помещались.
8. В режиме разработки (необходимо щелкнуть по кнопке Режим разработки, в нижнем ряду второй слева). Выделить поле с надписью и осуществить двойной щелчок.
В появившемся диалоговом окне Свойства установить необходимые параметры (в том числе размер шрифта). Проделать это для всех полей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Для изменения параметров надписи и поля по отдельности их нужно разгруппировать.
9. Выделить надпись и поле, в контекстном меню выбрать пункт [Группировка- Разгруппировать]. Проделать это для всех полей.
Теперь форма для базы данных «Процессоры» готова. С ее помощью можно просматривать записи, редактировать их или вводить новые записи.
После открытия форма содержит запись № 1. При работе с формой для перехода от одной записи к другой необходимо воспользоваться панелью Запись, которая находится в нижней части окна формы.
10. В окне Форма 1 щелкнуть по кнопке Режим разработки. С использованием панели Запись, которая содержит кнопки со стрелками, можно перемещаться по записям. Также можно в поле номера записи ввести номер искомой записи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.


ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №14
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных
Цель работы: Научиться осуществлять поиск записей в табличной базе данных с использованием фильтров и запросов. Научиться осуществлять сортировку записей в табличной базе данных.
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
Задание 1. В табличной базе данных «Процессоры» осуществить поиск записей с использованием простого фильтра (например, будем искать записи, удовлетворяющие условию: частота процессора больше 300 МГц).
Задание 2. В табличной базе данных «Процессоры» осуществить поиск записей с использованием сложного запроса.
Варианты выполнения работы:
задать различные условия поиска записей в фильтрах и запросах.

Поиск записей с использованием простого фильтра в базе данных «Процессоры»
1. Открыть Таблицу 1 базы данных «Процессоры», дважды щелкнув по соответствующей ссылке в окне базы данных.
Появится таблица базы данных с кнопками на Панели инструментов, позволяющими создавать и отменять фильтры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Щелкнуть по кнопке , позволяющей выбрать параметры фильтра. В появившемся диалоговом окне Фильтр по умолчанию ввести условия поиска записей (Имя поля, Условие и Значение). Фильтр будет создан. Щелкнуть по кнопке ОК. В появившемся окне Процессоры: Таблица 1 будут выведены записи, удовлетворяющие условиям поиска. В данном случае это записи 3 и 4.
3. Для того чтобы отменить фильтр и возвратить все записи базы данных, щелкнуть по кнопке,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Поиск записей с использованием сложного запроса в базе данных «Процессоры»
Создание запроса можно проводить различными способами:
самостоятельно (в Режиме разработки)  этот способ позволяет начать создание запроса с нуля.
с использованием Мастера запросов (более простой путь), который с помощью серии диалоговых окон помогает пользователю в создании запроса.
Создадим сложный запрос для табличной базы данных «Процессоры» с помощью Мастера запросов.
1. В левой части диалогового окна Процессоры в разделе Базы данных выбрать пункт Запросы, в средней части окна в разделе Задачи выбрать пункт Использовать мастер для создания запроса ...
2. В появившемся диалоговом окне Мастер запросов (шаг 1: Выбор полей) выбрать поля базы данных из Таблицы 1, которые будут отображаться в запросе. Щелкнуть по кнопке Дальше >.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. В диалоговом окне Мастер запросов (шаг 3: Условие поиска) выбрать поля базы данных из Таблицы 1, Условия и Значения, которые будут в запросе. Щелкнуть по кнопке Готово.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В появившемся окне Процессоры: Запрос Таблица 1 будут выведены записи, удовлетворяющие условиям поиска. В данном случае это записи 2 и 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Данная таблица, полученная в результате запроса, сохраняется в базе данных «Процессоры» как самостоятельный объект.
Сортировка записей в табличной базе данных
Задание. В табличной базе данных «Процессоры» осуществить сортировку записей по разным полям (например, по полю Процессоры).
Варианты выполнения работы:
выбрать различные поля для сортировки записей в табличной базе данных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание. Сортировка записей в табличной базе данных «Процессоры»
1. Открыть Таблицу 1 базы данных «Процессоры», дважды щелкнув по соответствующей ссылке в окне базы данных. Появится таблица базы данных с кнопками на Панели инструментов, позволяющими сортировать записи по возрастанию и убыванию.
2. Выделить поле базы данных, по которому будет вестись сортировка (например, Процессор).
3. Осуществить сортировку записей по убыванию, щелкнув по кнопке на Панели инструментов.
Результатом будет отсортированная база данных.


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю
зам.директора по УР
____________И.М. Гайдай

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практической работы №15
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Наименование работы: Создание отчета в табличной базе данных

Цель работы: научиться создавать отчеты в табличной базе данных
Оборудование: персональный компьютер

Ход работы

Задание. В табличной базе данных «Процессоры» создать отчет.
Варианты выполнения работы:
задать различные дизайны отчетов в табличных базах данных.

Создание отчета «Процессоры» в табличной базе данных
Создадим отчет для базы данных «Процессоры» с помощью Мастера отчетов.
1. В левой части появившегося диалогового окна Процессоры в разделе Вазы данных выбрать пункт Отчеты, в средней части окна в разделе Задачи выбрать пункт Использовать мастер для создания отчета ...
2. В диалоговых окнах Мастер отчетов выполнить шаги 1-6 самостоятельно. Будет получен один из вариантов отчета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]











Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол №____от «______» 20__г.
Председатель ЦМК _______ Федорова С. Н.


Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1