Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» для студентов, обучающихся по специальностям 200112 «Электромеханические приборные устройства», 190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования

ГБПОУ Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина»










ИНФОРМАТИКА

Методические рекомендации по выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы для студентов,
обучающихся по специальностям
200112 «Электромеханические приборные устройства»,
190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»






Пенза
2014 г.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» для студентов, обучающихся по специальностям 200112 «Электромеханические приборные устройства», 190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)».


Автор-составитель: И.Г. Обойщикова, кандидат педагогических наук, преподаватель Пензенского колледжа управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина.

Рецензенты: Сугробов Г.В., кандидат физ.-мат. наук, профессор кафедры «Компьютерные технологии» Пензенского государственного университета; М.Ш. Асмаева, преподаватель высшей категории Пензенского колледжа управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина.



Методические рекомендации предназначены для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 200112 «Электромеханические приборные устройства», 190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)» при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информатика».
В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы.
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc380059226" 14Оглавление 13 PAGEREF _Toc380059226 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc380059227" 14Введение 13 PAGEREF _Toc380059227 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc380059228" 141. Карта самостоятельной работы студента 13 PAGEREF _Toc380059228 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc380059229" 142. Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы 13 PAGEREF _Toc380059229 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc380059230" 142.1. Методические рекомендации по работе с литературой 13 PAGEREF _Toc380059230 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc380059231" 142.2. Методические   рекомендации  по составлению конспекта 13 PAGEREF _Toc380059231 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc380059232" 142.3. Ответы на вопросы темы 13 PAGEREF _Toc380059232 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc380059233" 142.4. Методические рекомендации по подготовке доклада 13 PAGEREF _Toc380059233 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc380059234" 142.5. Методические рекомендации по выполнению реферата 13 PAGEREF _Toc380059234 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc380059235" 142.6. Методические рекомендации по разработке макета проекта, продумыванию слайдов презентации 13 PAGEREF _Toc380059235 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc380059240" 142.7. Методические рекомендации по выполнению практических занятий 13 PAGEREF _Toc380059240 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc380059241" 142.8. Подготовка к зачету 13 PAGEREF _Toc380059241 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc380059242" 143. Контроль самостоятельной работы студентов 13 PAGEREF _Toc380059242 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc380059243" 144. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов 13 PAGEREF _Toc380059243 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc380059244" 145. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины 13 PAGEREF _Toc380059244 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc380059245" 147. Заключение 13 PAGEREF _Toc380059245 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc380059246" 148. Литература 13 PAGEREF _Toc380059246 \h 14281515
15

Введение

Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой.
В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию и организации учебно-воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности.
Самостоятельная работа студентов в колледже является важным видом учебной и исследовательской деятельности студента. Обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студента должна стать эффективной и целенаправленной работой.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговому зачету.
Выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание контрольных работ и эссе;
подготовка к семинарам и практическим работам, их оформление;
составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов;
подготовка рецензий на статью;
выполнение микроисследований;
компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
текущие консультации;
прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
прием и защита практических работ (во время проведения л/р);
выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС).
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель учебной дисциплины – овладение студентами навыками работы с персональным компьютером и программными средствами, обеспечивающими их эффективное использование в курсе общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также последующей профессиональной деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
- формирование представлений об общих методах и средствах компьютерной обработки информации;
- приобретение навыков решения на компьютере учебных и профессионально-направленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать изученные прикладные программные средства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины:
Вид учебной нагрузки
Специальность


200112 «Электромеханические приборные устройства»
190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»

Максимальная
120
118

Обязательная аудиторная
80
80

Самостоятельная работа обучающегося
40
38

Перечень видов самостоятельной работы по данной дисциплине представлен в таблице:
Вид самостоятельной работы
Форма контроля
Количество часов



200112 «Электромеханические приборные устройства»
190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»

Подготовка докладов, рефератов.
Устное сообщение
3
5

Ответы на вопросы темы.
Устный или письменный опрос
12
15

Оформление отчета по работе.
Защита работы
19
12

Конспектирование темы.
Устный опрос
2
2

Разработка макета проекта, продумывание слайдов презентации.
Демонстрация проекта
2
2

Подготовка к зачету.
Тест, практическое задание
2
2


Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Карта самостоятельной работы студента

Наименование раздела
Количество часов на самостоятельную работу
Содержание самостоятельной работы
Вид контроля и отчетность по результатам самостоятельной работы


200112 «Электромеханичес-кие приборные устройства»
190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»



Раздел 1. Основные понятия информатики и информационных технологий
6
4
Ответы на вопросы темы.
Устный или письменный опрос




Конспектирование темы.
Устный опрос




Подготовка доклада на тему: «Этапы развития информационных технологий».
Устное сообщение

Раздел 2. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
6
6
Ответы на вопросы темы.
Устный опрос




Оформление отчета по работе.
Защита работы

Раздел 3. Прикладные программные средства
25
26
Ответы на вопросы темы.
Устный опрос




Оформление отчета по работе.
Защита работы




Разработка макета проекта, продумывание слайдов презентации.
Демонстрация проекта




Подготовка доклада на тему: «Современные графические редакторы, принципы работы»; «Услуги компьютерных сетей», «Локальные и глобальные сети».
Устное сообщение

Раздел 4. Автоматизированные системы: понятие, состав, виды
3
2
Ответы на вопросы темы.
Устный опрос




Подготовка к зачету.
Тест, практическое задание


Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы

Методические рекомендации по работе с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект, ответы на вопросы.
План - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические   рекомендации  по составлению конспекта

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
Выделите главное, составьте план.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.



Критерии оценки конспекта

Конспект оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за логически построенный, емкий конспект. Сформулированы основные положения текста своими словами. Приведены цитаты.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях конспект при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении, например, основные положения текста изложены словами автора или конспект слишком большой по объему.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за конспект, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за конспект, в котором не рассмотрены основные вопросы темы, написан слишком кратко.

Ответы на вопросы темы

После изучения теоретического блока по каждой теме студенту предлагается самостоятельно найти ответы на вопросы для самопроверки, которые изложены к каждой теме.
Самостоятельная работа студента над теоретическими вопросами включает в себя следующие этапы:
самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других источников информации, обозначенных в списке;
по ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы;
ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены.

Критерии оценки ответов на вопросы темы

Ответы на вопросы темы оцениваются по системе:
Оценку «отлично» студент получает, если:
- обстоятельно с достаточной полнотой отвечает на вопрос;
- дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
неполно, но правильно отвечает на вопрос;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
при изложении ответа на вопрос была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
излагает ответ на вопрос недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
при изложении ответа на вопрос были допущены существенные ошибки.

Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада.
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.
Выступление состоит из следующих частей:
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
- название доклада;
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- интересную для слушателей форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Критерии оценки доклада

Доклад оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за доклад, содержание которого полностью соответствует теме, материал глубоко проработан, последовательно изложен. Сделаны самостоятельные обоснованные выводы. Студент свободно ориентируется в теме работы и отвечает на вопросы.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Отсутствуют собственные выводы. Студент относительно свободно ориентируется в теме работы, способен ответить на вопросы.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который является обобщением и систематизацией основной литературы по теме, анализ и выводы не представлены. Студент не способен ответить на все дополнительные вопросы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который представляет собой не переработанный материал одного или нескольких учебников, отсутствует анализ материала, выводы. Студент не ориентируется в материале доклада, не может ответить на вопросы.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Количество страниц

Титульный лист
1

Содержание (с указанием страниц)
1

Введение
2

Основная часть
15-20

Заключение
1-2

Список использованных источников
1-2

Приложения
Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
- обосновывается актуальность выбранной темы;
- определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
- описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
- кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).