Предупреждение и профилактика травм на занятиях гимнастикой


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Спутник
Доклад на тему:
«Предупреждение и профилактика травм на занятиях гимнастикой».
Автор: учитель физической культуры
Новожилов М.А.
Можайск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Предупреждение и профилактика травм на занятиях гимнастикой…………..3
1. Причины травматизма и способы его предупреждения.................................3
2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика.......5
3. Требования к местам проведения занятий........................................................7
4. Страховка и помощь как меры предупреждения травматизма......................9
5. Обучение приёмам страховки и помощи..........................................................11
6. Врачебный контроль и самоконтроль...............................................................12
Список использованных источников.........................................................................14
1. Причины травматизма и способы его предупреждения
В процессе занятия гимнастикой применяются самые разнообразные и в том числе редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями, которые требуют от занимающихся высокой степени технического совершенства, развития двигательных способностей и технической подготовки.
На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их. Они проявляются:
в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается;
в несоблюдении наблюдения движения потоков занимающихся, неправильном их размещении;
в несвоевременном начале и окончании занятий.
Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо:
заранее тщательно продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся;
предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов или освобождённых от занятий.
Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.
Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в трудовой деятельности. Систематическая работа не только предупреждает травматизм, но и формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качество учебно-тренировочного процесса.
Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.
Для устранения этих причин необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок. Систематическая работа над конструкцией гимнастического оборудования существенно снижает возможности травматических повреждений у занимающихся и способствует повышению эффективности учебного процесса.Несоответствие формы одежды и обуви: проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жесткими каблуками.
Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены. Для устранения этих причин нужно строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, необходимых для успешного проведения занятий. Особое значение придаётся личной гигиене учащихся, в частности и их причёске.
Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся:
несвоевременность и недостаточно тщательный профилактический медицинский осмотр;
несоблюдение рекомендаций врача;
непродуманная диспансеризация занимающихся после перенесённых травм, заболеваний или функциональных расстройств;
перенапряжение во время занятий в результате пренебрежительного отношения к индивидуальному дозированию нагрузки с учётом состояния здоровья, уровня физической работоспособности;
наращивание физических нагрузок по инициативе самого занимающегося или его педагога-тренера без согласования с врачом;
нарушение режима труда, сна, питания;
допуск к занятиям без предварительного осмотра врача.
Для устранения этих причин необходимо строгое соблюдение требований врачебного контроля за состоянием занимающихся со стороны медицинских работников, родителей учащихся, а также учителей и педагогов-тренеров.
Недооценка и неправильное применение приёмов страховки и помощи:
пренебрежительное отношение к страховке;
незнание требований, предъявляемых к страхующему;
отсутствие необходимого опыта и слабое владение навыками страховки и неумение её организовать;
необученность занимающихся самостраховке.
Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твёрдых предметов и от расположения группы занимающихся. В том случае, когда невозможно установить их на нужном расстоянии от стены, принимаются соответствующие меры предосторожности. Занимающиеся не должны мешать друг другу, пересекать путь разбега при выполнении прыжков и акробатических упражнений.
2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика
При несоблюдении указанных выше мер предосторожности на занятиях гимнастики возможны травмы: повреждение кожи ладоней, намины, мозоли, трещины, растяжения связок, обрывные переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков, разрывы мышечных волокон, ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы, сотрясение мозга. Меры их предупреждения изложены выше. Наряду с ними в профилактике травм большое значение имеет специальная подготовка опорно-двигательного аппарата к большим нагрузкам.
Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти, подскоки и передвижения на руках в упоре лёжа, из положения стоя согнувшись падение вперёд в упор лёжа. С целью более быстрого разогревания этих суставов используют шерстяные манжетки или перчатки. Для мышц, фиксирующих лучезапястный сустав, эффективными являются упражнения с теннисным мячом, гантелями, вращение валика с отягощением.
Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями в сопротивлении и без него, подниманием на носках на возвышение высотой 5 см., ходьбой на пальцах в балетной обуви, балансирование на двух полусферических опорах стоя, продвижением вперёд усилением пальцев ног, прыжками в глубину.
Для подготовки локтевых и плечевых суставов применяются вращательные и рывковые движения, сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих движений с использованием гимнастических палок и отягощений.
Подготовка межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке осуществляется с помощью прогибаний, глубоких наклонов, различных поворотов и вращений. При этом можно использовать отягощения и оказания непосредственной помощи со стороны педагога или товарища.
Учителя физической культуры, тренеры должны уметь оказать потерпевшему первую медицинскую помощь. Ушибы обрабатываются хлорэтилом, охлаждаются водой, после чего накладывается бинтовая повязка. Срыв кожи ладонной поверхности обрабатывается раствором перекиси водорода с последующим наложением бинтовой повязки со смягчающей мазью. Первой помощью при средних и особенно тяжёлых травмах должна быть иммобилизация повреждённой руки или ноги наложением шины. При повреждении кожного покрова сначала останавливается кровотечение, а затем рана обрабатывается раствором перекиси водорода или йода.
3. Требования к местам проведения занятий по гимнастике
Подготовка мест занятий, качество спортивного инвентаря и оборудования имеют важное значение для повышения мастерства гимнастов и обеспечения их безопасности в процессе учебных занятий и соревнований. Размеры гимнастического зала должны соответствовать установленным стандартам, пол быть гладким и нескользким, естественное освещение, определяемое отношением площади окон к площади пола. В процессе проведения занятий нужен приток свежего воздуха. До и после занятий помещения тщательно проветриваются и содержатся в чистоте.
Безопасность занятий зависит от правильности установки снарядов и другого подсобного инвентаря. В зале снаряды располагаются на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Их ставят так, чтобы при выполнении упражнений свет не падал в глаза занимающимся. Гимнаст должен хорошо видеть снаряд и место приземления при соскоках. Установка и проверка состояния различных снарядов имеют свою специфику.
При установке коня с ручками необходимо соблюдать следующие правила:
он должен стоять устойчиво на полу без малейших колебаний;
ручки должны быть тщательно прикреплены к телу коня и иметь гладкую, очищенную от магнезии поверхность;
покрытие коня без порезов и различных неровностей.
При установке брусьев необходимо:
следить за параллельным расположением жердей;
следить за соединением жердей со стойками;
проверить исправность крепящих винтов и зажимов, а также вращение стержней в стойках;
передвигать брусья с помощью специальной тележки или приподнимания их над полом;
проверить устойчивость снаряда.
При установке брусьев разной высоты соблюдаются правила, установленные для брусьев и перекладины.
При подвеске колец высоту устанавливают в соответствии с ростом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и прижек, а также надёжность крепления цепи в металлическом стержне, наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют прочность крепления блоков к потолку. Если установка колец состоит из специальной рамы, прикреплённой тросами к полу, то обеспечение прочности её крепления аналогично требованиям к установке перекладины.
При установке бревна необходимо следить, чтобы его поверхность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.
При установке прыжковых снарядов обеспечивается:
исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу;
исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим материалом, и его установку на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста.
Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки у стенки должны быть крепкими, надёжно прикреплёнными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывание узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоскостям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное положение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка должна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность. Необходимо следить за исправностью металлических креплений, которые часто выходят из строя.
Во всех случаях тщательно проверяется правильность установки и крепления снарядов, укладка матов и дорожек.
Маты кладут без промежутков и с таким расчётом, чтобы приземление приходилось на середину одного из них, при этом учитывается и возможность падения занимающихся. При выполнении относительно сложных соскоков с больше высоты маты укладываются в несколько слоёв. Они должны быть цельными, ровными.
4. Страховка и помощь как меры предупреждения травматизма
В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гимнастов и мерой предупреждения травматизма.
Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата руки или других частей тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.
Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе формы страховки применяются на различных этапах обучения наиболее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателями или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определённом месте и выполняет необходимые условия. Надеяться на партнёра по обеспечению страховки категорически запрещается. Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства.
К специальным относятся:
ладонные накладки-полоски из натуральной кожи, надетые на пальцы и закреплённые ремешком на запястье;
лямочные петли и перчатки используются для обучения разматыванию с большой амплитудой и большим оборотом;
поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину жерди, а также при соскоках с бревна.
К техническим средствам относятся:
различные тренажёры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений;
амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений.
Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.
Различают следующие виды помощи:
проводка – действия тренера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или отдельной его части;
фиксация – задержка гимнаста педагогом в определённой точке движения;
подталкивание – кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз;
подкрутка – кратковременная помощь гимнасту при выполнении поворотов;
комбинированные приёмы – использование различных приёмов, применяемых одновременно и последовательно;
серийные приёмы – используются в соответствии с построением комбинации: подталкивание – поддержка, поддержка – подталкивание, подкрутка – подталкивание.
При осуществлении страховки необходимо:
знать технику исполняемого упражнения;
уметь быстро и правильно выбирать место для страховки;
применять правильные способы и приёмы страховки и помощи;
учитывать индивидуальные особенности учеников.
При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка – умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения.
5. Приемы страховки и самостраховкиКаждое гимнастическое упражнение требует особых приёмов страховки, помощи и самостраховки. Обязательное обучение занимающихся приёмам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспечить их при проведении занятий с несколькими группами. Навыками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой.
В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке верёвки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, обкрутки в руках педагогов.
В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка оказывается у моста отталкивания, а при соскоках сбоку гимнаст поддерживается в области спины и живота. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.
В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперёд и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону, так чтобы не помешать выполнению упражнения.
В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в использовании некоторых статических элементов можно держать руки и над жердями.
В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой – за плечо или под грудь.
6. Контроль и самоконтроль
Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и самочувствием. Перед каждым занятием преподаватели должны выяснять настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться.
Утомление и переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его основные признаки следующие:
снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия;
ухудшение качества исполнения упражнений;
нарушение координации движений;
побледнение, дрожание рук и ног.
После болезни или длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочной занятости.
Значительную роль в профилактике травматизма играет агитационно-пропагандисткая работа по врачебному контролю и самоконтролю. Всё это позволяет педагогу методически правильно строить учебный процесс.
Для предупреждения спортивных травм при занятиях гимнастикой необходимо применять комплексные профилактические меры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Брыкин А.Т. Гимнастика. - М., 1971.
Журавина М.Л. «Гимнастика». 2002 г.
Гавердовский Ю.К. «Спортивная гимнастика» 1994г.
Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982.
Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. «Спортивная гимнастика» Киев Олимп литература 1999 г.
Смоленский В.М. Гимнастика и методика преподавания Издание 3-е, переработанное и дополненное. М., «Физкультура и спорт», 1987
Филиппович В.И. Теория и методика гимнастики. М., 1971.
Шлемина А.М., Брыкин А.Т. Гимнастика М., 1979.