Рабочая программа по биологии 5-6 класс Пасечник Линия жизни


Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
на заседании ШМО
учителей естественно-географического цикла «__»__________ 2016 г.
_____________ М.В.ШопхоноваСогласовано:
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2016 г. __________ А.Д. БалбинаУтверждаю:
Директор школы:
«__»_________ 2016 г.
___________ Г.С. Фёдорова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(5-6 классы)
Программа по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника
Учебники: УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г. Г. Швецов, З.Г. Гапонюк, издательство «Просвещение», 2013 г.
Составила: учитель биологии
Богданова Наталия Кимовнас. Бахтай, 2016 г.
Предметные результаты
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации. Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы. Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Многообразие организмов (17 часов)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы. Особенности строения мукора и дрожжей. Внешнее строение цветкового растения.
Резервное время — 2 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.

6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (16ч)
Обмен веществ – главный признак жизни. Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами.
Почвенное питание растений. Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт «Поглощение воды корнем».
Удобрения. Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растении: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.
Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов. Гетеротрофное питание.
Питание животных. Растительноядные животные. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.
Газообмен между организмом и окружающей средой Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.
Дыхание растений. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании».
Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемофилии и крови в транспорте веществ в организм животного и осуществлении связи между его организмами.
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Выделение у животных. Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Контрольная работа № 1 по теме « Жизнедеятельность организмов»

Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (8ч)
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Размножение организмов, его роль а преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений». Половое размножение.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.
Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторная работа «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений.
Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (9ч)
Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Поведение организмов. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.
Движение организмов. Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.
Организм – единое целое. Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.
Контрольная работа №3 по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов»
Обобщение и закрепление знаний (2 часа)
Реализация агробизнес-образования
Биология тесно связана с сельским хозяйством. Необходимые для питания белки, жиры, углеводы, витамины человек получает в основном от культурных растений и прирученных животных, используя в одних случаях длинные, в других короткие "цепи" от автотрофов (главным образом зелёных растений) до гетеротрофов (животных). Знание законов биологии позволяет совершенствовать агротехнику и зоотехнику, выводить более продуктивные сорта растений и породы животных.
В 5-6 классах учащиеся познакомятся с сельскохозяйственными растениями и животными; получат общие представления о структуре биологической науки и сельского хозяйства; представителях сельскохозяйственных объектов в царствах живых организмов; распространении, их значении в сельскохозяйственной деятельности человека, жизнедеятельности и многообразии.
Реализация агробизнес-образования на уроках биологии предполагает интеграцию материала агробизнес-направленности в темы программ, в результате которой предполагается формирование комплекса определенных знаний, умений и навыков. Результатом реализации данного материала должно стать формирование сельскохозяйственной компетенции, шаг к воспитанию биологически грамотного землепользователя в масштабах как минимум личного подсобного хозяйства.
№ темы Тема Содержание агробизнес-материала
5 класс
3 Разнообразие живой природы. Названия сельскохозяйственных растений и животных в составе Царств Растений и Животных
5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы Влияние экологических факторов на объекты сельского хозяйства
8 Химический состав клетки. Неорганические вещества. Минеральные соли в составе удобрений. Влияние их избытка или недостатка на рост и жизнь растений
17 Классификация организмов Сельскохозяйственные растения и животные в Царствах Растений и Животных
19 Роль бактерий в природе и жизни человека. Роль бактерий в сельском хозяйстве
21 Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Роль грибов в сельском хозяйстве
27 Покрытосеменные растения. Знакомство с сельскохозяйственными растениями отдела Покрытосеменные31 Подцарство Многоклеточные. Холоднокровные и теплокровные позвоночные животные. Животные в сельском хозяйстве. Объяснение теплокровности на примере домашних животных
33 Многообразие и роль растений в природе. Значение растений в сельском хозяйстве. Многообразие сельскохозяйственных растений
34 Многообразие и роль животных в природе. Значение животных в сельском хозяйстве. Многообразие сельскохозяйственных животных
6 класс
2 Почвенное питание растений Влияние полива на рост растений в огороде, дождей на рост сельскохозяйственных растений на полях
3 Удобрения Влияние удобрений на рост и развитие растений. Избыток и недостаток некоторых минеральных солей.
5 Значение фотосинтеза. Продукты фотосинтеза в сельском хозяйстве
7
Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Условия питания сельскохозяйственных животных
11 Дыхание растений Условия для выращивания растений
12
Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ на примере сельхозрастений29 Движение организмов Требования к двигательной активности у сельскохозяйственных животных
15 Выделение у животных. Использование продуктов выделения животных в сельском хозяйстве
17
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Роль размножения растений и животных в сельском хозяйстве
20
Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Изучение разных особенностей роста и развития сельскохозяйственных растений и животных.
14
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Вредные продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных растений. Способы их выведения.
Календарно-тематическое планирование
Биология. 5 класс
Общее количество часов — 34, в неделю — 1час.

урока Тема
урока Количество часов Дата
проведения Примечание, коррективы
Биология как наука (6 часов)
1. Биология — наука о живой природе. 1 07.09. 2. Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. 1 14.09. 3. Разнообразие живой природы. 1 21.09. 4. Среды обитания живых организмов. 1 28.09. 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 1 05.10. 6 Обобщающий урок по теме «Биология как наука» 1 12.10 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
7 Устройство увеличительных приборов. 1 19.10 8 Химический состав клетки. Неорганические вещества. 1 26.10 9. Химический состав клетки. Органические вещества. 1 09.11 10. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). 1 16.11 11. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. 1 23.11 12. Особенности строения клеток. Пластиды. 1 30.11 13. Процессы жизнедеятельности в клетке. 1 07.12 14. Деление и рост клеток. 1 14.12 15. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. 1 21.12 16. Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности» 1 28.12 Многообразие организмов (16 часов)
17. Классификация организмов. 1 11.01 18. Строение и многообразие бактерий. 1 18.01 19. Роль бактерий в природе и жизни человека. 1 25.01 20. Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные. 1 01.02 21. Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. 1 08.02 22. Характеристика царства Растения. 1 15.02 23. Водоросли. 1 22.02 24. Лишайники. 1 01.03 25. Высшие споровые растения. 1 08.03 26. Голосеменные растения. 1 15.03 27. Покрытосеменные растения. 1 29.03 28. Общая характеристика царства Животные. 1 05.04 29. Подцарство Одноклеточные. 1 12.04 30. Подцарство Многоклеточные.
Беспозвоночные животные. 1 19.04 31 Подцарство Многоклеточные.
Холоднокровные и теплокровные позвоночные животные. 1 26.04 32 Обобщающий урок «Многообразие живой природы. Охрана природы» 1 10.05 Обобщение и закрепление знаний (2 часа)
33 Многообразие и роль растений в природе. 1 17.05 34. Многообразие и роль животных в природе. 1 24.05 Итого: 34 часа
Биология. 6 класс.
(34 часа, в неделю – 1 час)
№ Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание, коррективы
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (16ч)
1 Обмен веществ – главный признак жизни 1 07.09 2 Почвенное питание растений. 1 14.09 3 Удобрения 1 21.09 4 Фотосинтез 1 28.09 5 Значение фотосинтеза. 1 05.09 6 Питание бактерий и грибов 1 12.10 7 Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. 1 19.10 8 Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. 1 26.10 9 Контрольно-обобщающий урок по теме: «Обмен веществ. Фотосинтез. Питание» 1 09.11 10 Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. 1 16.11 11 Дыхание растений. 1 23.11 12 Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. 1 30.11 13 Передвижение веществ у животных. 1 07.12 14 Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. 1 14.12 15 Выделение у животных. 1 21.12 16 Контрольно-обобщающий урок по теме «Дыхание. Передвижение веществ»» 1 28.12 Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (8ч)
17 Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. 1 11.01 18 Лабораторная работа № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений» 1 18.01 19 Половое размножение. 1 25.01 20 Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. 1 01.02 21 Лабораторная работа № 3 «Определение возраста дерева по спилу» 1 08.02 22 Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. 1 15.02 23 Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов» 1 22.02 24 Контрольная работа № 2 по теме «Размножение, рост и развитие организмов» 1 01.03 Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (8ч)
25 Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них 1 08.03 26 Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. 1 15.03 27 Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. 1 29.03 28 Поведение организмов 1 05.04 29 Движение организмов 1 12.04 30 Организм – единое целое 1 19.04 31 Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов» 1 26.04 32 Контрольная работа № 3 по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов» 1 03.05
Обобщение и закрепление знаний (2 часа)
33, 34 Итоговое повторение. 2 10.05
17.05 Итого: 34 часа