Занятие с элементами тренинга Личный профессиональный план

Кириченко Татьяна Викторовна
педагог-психолог муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Федоровский центр дополнительного образования»
Сургутского района
Методическая разработка занятия
Класс: 9
Курс: «Профессиональное самоопределение»

Занятие с элементами тренинга "Личный профессиональный план"

Цель - сформировать у обучающихся представлений о личном профессиональном плане и подвести к выводу о необходимости его составления.
Задачи:
Образовательные
Научить составлять личный профессиональный план, объективно осуществляя самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних ресурсов для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Развивающие
Развивать основные способы мыслительной деятельности: анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать.
Воспитательные
Воспитывать чувство социально-значимой интеллектуальной личности, ответственности в профессиональном самоопределении.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Вид занятия: обучающий.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: занятие с элементами тренинга.
Приемы обучения: практико – диагностический.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
проблемный
частично-поисковый
исследовательский
Оборудование: ПК, проектор, презентация, волчок, лоты, карандаши, альбомные листы.
Время: 2 часа.

План занятия:
Организационно- психологический блок. Сообщение о цели занятии, тренинговое упражнение на проверку пройденного материала “Аукцион профессий”(20 мин)
Организация познавательной деятельности. Сообщение новых знаний по теме «Личный профессиональный план». Тренинговое упражнение « Ценности». (20 мин)
Обсуждение темы «Личный профессиональный план». Анализ индивидуальных мнений. (10мин)
Практический блок. Первичное закрепление знаний. Составление «лестницу желаний». (10мин)
Диагностический блок. Автоматизированная экспресс-диагностика «Ориентир». (10мин)
Заключительный блок. Обсуждение степени полезности и значимости материала урока по формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане. (4 мин)
Рефлексия. Итоги занятия. (4 мин)
Рекомендации для достижения ближайших целей. (2 мин)

Ход занятия


Время
Название этапов
Конспект
Материал

I. Организационно – психологический блок

1.
3 мин.
Начало работы. Психогимнастика
Разделение на две группы – команды. Группы становятся напротив друг друга, приветствуют «соперников» рукопожатием. Две цепочки (команды – соперницы) движутся навстречу друг другу. Упражнение усложняется следующими действиями:
- необходимо поздороваться левой рукой;
-похлопать соперника по плечу;
-одновременно с рукопожатием и похлопыванием необходимо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например, «Мы сегодня поиграем», «Сегодня будет интересное занятие», «У меня сегодня хорошее настроение», «Ты замечательно выглядишь», «Мы – единое целое». Члены второй подгруппы также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к сопернику.
Фоновая мелодия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.
5 мин.
Представление. Информация о цели занятия.
Здравствуйте! Я рада нашей встречи. Сегодня я научу вас анализировать свои внутренние ресурсы, необходимые для составления личного профессионального плана.
- Назовите внутренние ресурсы человека. Ответы обучающихся.
“Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий”.
- Как вы понимаете высказывание журналистки Кэти Селигман?
Ответы обучающихся.
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Кем работают ваши родители? Как они этого добились?
И вы уже не раз задавались вопросом: «Кем я стану, какую профессию мне выбрать? Продолжить дело родителей?». Узнаем об этом в игре “Аукцион профессий».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
12 мин.
Тренинговое упражнение “Аукцион профессий”

- На аукционе будут продаваться профессии. А какие, вы определите с помощью волчка. Я буду продавцом, а вы – покупателями. Покупатели пожелавшие приобрести профессию, должны дать ей полную характеристику.
На торги выставляются профессии, выбранные ребятами при индивидуальном опросе: инженер, учитель, журналист, риэлтор, консультант в сфере торговли, бурильщик, оператор ЭВМ, экономист.
- Итак, начинаем торги.
Первый лот
Какие качества личности нужны для этой профессии?
Второй лот.
Как вы думаете, каким учебным предметам нужно уделить больше внимания?
Третий лот..(и т.д.)
Специальный лот – сюрприз:
- Что это за профессия? Краткая характеристика дня человека этой профессии: «Звонок – завтрак-звонок-урок-двоечники-вопрос-ответ-тройка-учительская-директор-скандал-урок-отличники-звонок-дом-сон.» (учитель)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
волчок

II. Организация познавательной деятельности. Сообщение новых знаний по теме «Личный профессиональный план».


4.
4 мин



















6 мин















5 мин

















2 мин


3 мин
Выстраивание «лестницы желаний»




















«Мозговой штурм»
















Тренинговое упражнение «Ценности»


















Обсуждение в малых группах (по 3-4 человека)

Анализ упражнения



У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь.
Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни.
Как бы вы назвали эту лестницу? (Предложения детей)
Называем эту лестницу - “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице желаний, не всегда пойдёте уверенно: можете ошибаться, оступиться и даже упасть. В жизни бывает всякое: болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.
Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
Давайте попробуем сформулировать понятие «Жизненный план» с помощью метода «Мозговой штурм».
Ответы обучающихся.
Итак, жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
Я расскажу вам одну историю про старушку, после чего ответьте на вопросы (на экран проектируются вопросы):
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.» (ответы обучающихся на вопросы)
- А какие жизненные ценности у каждого из вас?
Ответить на этот вопрос вам поможет тренинговое упражнение: “Ценности”.
На проекторе представлен список возможных жизненных ценностей:
интересная работа;
хорошая обстановка в стране;
общественное признание;
материальный достаток;
любовь;
семья;
удовольствия, развлечения;
самосовершенствование;
свобода;
справедливость;
доброта;
честность;
искренность;
вера;
целеустремленность.
Вам необходимо выбрать из списка пять самых главных для себя ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент.

Каждая малая группа обсуждает свои варианты.


Давайте проранжируем по популярности вами выбранные ценности и определим иерархию жизненных ценностей нашей группы, как единого субъекта.

Жизненные ценности являются составляющими в выборе профессии.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


III. Обсуждение темы «Личный профессиональный план»


5.
10мин.
Обсуждение понятия «личный профессиональный план»






Погружение в тему занятий
Как вы думаете – что такое личный профессиональный план?
(высказывание мнений обучающихся, поиск вариантов понятия)
Таким образом, мы пришли к решению что, профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Как вы думаете, на какое время можно составить личный профессиональный план? (варианты ответов обучающихся)
А теперь давайте подытожим все ваши варианты.
Планирование обычно бывает:
долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд);
на средний срок (несколько месяцев или лет);
краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные:
временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу),
событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


IV. Практический блок. Первичное закрепление знаний.


10 мин.
Составление личного профессионального плана
Для того чтобы нам закрепить новые знания, предлагаю вам составить свою «лестницу желаний» - личный профессиональный план. Для планирования своего профессионального пути используйте схему профессионального планирования, разработанную Е.А. Климовым :
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю
Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну.

Ближайшие задачи и более отдаленные цели
Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста

Пути и средства достижения ближайших целей
Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы)

Внешние препятствия на пути достижения цели
Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей

Свои возможности для достижения цели
Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию

Запасные варианты и пути их достижения
Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д.

Помните, что при составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. В профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕГЭ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
фломастеры, альбомные листы, плакат


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

V. Диагностический блок.

6.
10 мин.
Проведение автоматизированной экспресс - диагностики
Что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
Используя автоматизированную систему «Ориентир» на персональном компьютере, ответьте на вопросы, которые помогут определить и сопоставить свои “хочу” и “могу”, оценить характер труда, профессиональные намерения и помогут в принятии решения в планировании профессионального выбора
Программа «Экспресс – диагностика «Ориентир»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

VI. Заключительный блок.

7.
4 мин
Обсуждение степени полезности и значимости материала занятия по формированию представлений о личном профессиональном плане.
Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях.
Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.
Проектор


VII. Рефлексия. Итоги занятия.

8.
4 мин.

Подведём итоги. Предлагаю каждому высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
занятие дало мне для жизни
мне захотелось

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


VIII. Рекомендации для достижения ближайших целей.

9.
2 мин.

Используя знания по теме «Личный профессиональный план» и результаты экспресс - диагностики, самостоятельно скорректируйте пути и средства в построении личного профессионального плана.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Библиографический список, используемый при подготовке к занятию:
«Тесты по профориентации для учащихся»/ сост. А.А. Аркадьев, - Минск, 2008.
О. Потемкина, Е. Потемкина «Законы успеха, или как найти свое место в жизни», - М., 2005.
«Рабочая книга практического психолога»/Под ред.А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева,
А.Г. Лидерс «психологический тренинг с подростками» - М., «Академия», 2004
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
Программа «Экспресс – диагностика «Ориентир», СПб, «ИМАТОН», 2007


Интернет - ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


C:\Documents and Settings\Hakker\Рабочий стол\Титова\Новая папка\документы стола\Аттестация педагогов ФЦДО 20011-2012\Аттестационные материалы Кириченко ТВ_ педагога-психолога_ФЦДО\занятие.docxУ
·
·
·
·Мультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPTМультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPTМультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPTМультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPTМультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPTМультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPTМультимедийная разработка занятия__Кириченко ТВ_педагог-психолог/Занятие .PPT±ђ Заголовок 115