Урок по русскому языку Что такое корень? Что такое однокоренные слова?


Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое корень ? Что такое однокоренные слова?
Класс-2аУчитель начальных классов МБОУ СОШ №13 им. И.Б. Катунина г. Брянска:
Козлова Татьяна Анатольевна
Тип урока: урок получения новых знаний
Цели: узнать, что такое корень и однокоренные слова, упражняться в подбореоднокоренных слов и в выделении корня.Регулятивные:
находить незнакомые слова и определять их значение по словарю; умение делать простые выводы на основе анализа и выделения, работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные:
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические
высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.
Познавательные:
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.
Ход урокаОрг. МоментНу. Ребята, чур , молчок
Начинается урок!Психологический настройЯ желаю вам на уроке хорошего настроения и бережного отношения к друг другу. Подарите улыбку друг другу.ЧистописаниеВнимание!Минутка чистописания На доске:е к р о н ьНазовите буквы.на ск-ко групп их можно разделить? (3)на какие?Гимнастика для пальцев (замок, двери, горка)Цель чистописания: повторить начертание и и написание данных букв. Задача: написать эти буквы правильно и аккуратно и красиво.
-запишите их в тетрадь, -какое слово рассыпалось?
-Давайте сделаем слого- звуковой анализ слова. (корень-2 слога, 6б,5зв. ( почему 5 зв.)
3.Сообщение темы и целей урока.
-О чем мы поговорим сегодня на уроке?(формулирует ребенок.) Цель: узнать что такое корень.
Словарно-орфографическая работа. *
-как вы думаете, это однозначное или многозначное слово? Докажите, что оно многозначное.
-какие значения имеет слово корень?( они отвечают, я говорю молодец, умница и т.д.)
-и так, давайте подведем итог сказанного На доске:
Корень
? корень зуба, волоса подземная часть
(Я переворачиваю карточку, ребенок зачитывает + картинка)
-Знаение любого слова можно узнать из толкового словаря, (показать)
-А теперь нам предстоит узнать, какое значение имеет корень в русск. Яз.. А поможет нам в этом сказка , которая называется :»Чужак»
4. Прогнозирование: -
-Как вы думаете, о ком пойдет речь в сказке?
Кто по - вашему мнению чужак? Что оно означает? (посторонний человек)
-Я читаю, а вы внимательно слушаете. Ваша задача сказать, кто в сказке оказался чужаком?
Чтение сказки учителем
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
После прочтения
-наши прогнозы оправдались по поводу чужака?(нет)
-Так кто был чужаком?
-А почему вы решили, что он ( водитель ) чужак? Почему вода выгнала водителя?
-Давайте перечислим родственников воды и запишем их на доске. (1-е слово» вода» записать мне. Я проговариваю ребенку так, как он должен записать)-почему они родственники?(общая часть, близки по значению)
-давайте выделим общую часть .-так вот ребята (я вывешиваю 3-е значение и проговариваю сама и подвожу их к хоровому ответу)
5. работа по учебнику
Работа над правилом с. 61
1вариантчитает 1 предложение
2вариант - 2-е предложение
-кто хочет повторить правило ( 2 чел)
Итог: -какие слова называются однокоренными? -что такое корень?
Физминутка_ буду называть пары слов, если вы считаете, что это слова родственные( однокоренные)- хлопаете, если нет, то топаете.
5. На доске:
Гора , горевать, горка, гористый.
-все ли слова в строчке можно назвать родственными?. (лишнее слово зачеркнуть красным мелом)
-почему слово горевать не является родственным словом? Докажите!
-Чтобы это слово не горевало, подберите к нему антоним. Что такое антонимы?
А синонимы? Как по - другому можно сказать?
6. Работа по учебнику
С. 62 упр. 88
1 ученик читает, какое задание нужно выполнить? ( работа у доски 1,2,3, пары слов)
Д/з упр. 87
-прочитайте задание, что нужно сделать? Правило ,только 1,2 предлож. ( ребенок зачитывает только те предложения, которые должны выучить –
7. подведение итогов . Рефлексия
-с какими новыми словами мы познакомились на уроке ? ( корень, однокоренные слова)
-что такое однокоренные слова? -Что такое корень?
-наша героиня из сказки «чужак» , вода просит вас оценить свою работу. Она подготовила для вас 3 ведра с водой. У вас на парте капельки воды. Вы должны свою капельку опустить в то ведро, -если урок прошел плодотворно, с пользой. Я все усвоил и могу помочь другим. ( зеленое ведро)
-я все усвоил, но мне нужна помощь (желтое ведро)
-мне было на уроке трудно. Я плохо усвоил материал (Красное ведро)
Спасибо за урок, вы были молодчинами!