Реализация системно — деятельностного подхода на уроках физики через ИКТ


Реализация системно – деятельностного подхода на уроках физики через информационно – коммуникационные технологииУчитель физики МБОУ СОШ №21 г.Белгород Доронина Е.А. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу. Понятие "Системно - деятельностный подход" было введено еще в 1985 году. Школа сегодня стремиться идти в ногу со временем. В наш бурный век развития науки и техники, знания довольно быстро устаревают и необходимы новые. И поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. С этим связано внедрение образовательных стандартов второго поколения.
Задача системы образования состоит теперь не в передаче знаний от учителя к ученику, а чтобы научить ребенка учиться самому. Именно в действии порождается знание. В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход. Меня учатЯ учусь!Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода. Физика - одна из немногих школьных дисциплин, в ходе усвоения которой учащиеся могут быть активно вовлечены в различные виды деятельности. Но как организовать учебную деятельность учащихся? Как сформулировать цели и обеспечить их достижение? Какие технологии, методы и средства выбрать? проблемно – диалогическая технология;технология мини – исследования;организация проектной деятельности;игровые технологии,технология сотрудничества;ИКТ–технология. Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики можно использовать различные образовательные технологии: Учителю необходимо учитывать, что в современном мире молодое поколение и компьютер, это связь современной реальности, и это необходимо учитывать при построении учебного процесса. В настоящее время в школе появилась реальная возможность провести урок на более высоком уровне, благодаря внедрению в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку. ИКТ–технология позволяет сконцентрировать внимание учащихся, повысить интерес к изучаемой теме,выступает как инструмент исследования,как источник дополнительной информации, как способ самообразования, как способ самореализации Материал урока, представленный с помощью ИКТ Деятельностный подход на уроках физики с использованием ИКТ можно осуществить с помощью Организация и участие в проектной и исследовательской деятельностиВовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельностьМоделирование и анализ жизненных ситуаций на занятияхИспользование активных и интерактивных методик11 использование интерактивной доски учителем и учащимися, использование на уроке презентаций, видеофильмов, мультимедиа материалов. . Использование информационно – коммуникационных технологий включает в себя Использование мультимедиа технологий на уроках физики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивающим творческую деятельность учащихся Выделяю 2 цели: деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.Урок «открытия» новых знаний 14 {69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}физические явленияпримерыфизических явлениймеханические световыезвуковыетепловыемагнитныеэлектрическиепрыгает кроликзвенит будильникпритяжение магнитовлетит птицапереключение сигналов светофорапротекание электрического токав спирали плиткизвучит барабаннаядробьостывание кофесияние пламени костраЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ,расположив явления внужной строке














Урок построения системы знаний деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий. 16 На уроках, когда учащиеся сами готовят и выступают со своим продуктом деятельности, происходит развитие информационно - технологических навыков учащихся, обучение учащихся работе с информацией, отбору, классификации и систематизации материала. (Например, при изучении темы «Принципы радиосвязи» в 11 классе учащиеся сами готовят презентации об истории изобретения радио)
Отец-основательАлександр Степанович Попов, 1859–1905 (1906 по нов. стилю) Первая публичная демонстрация приемника Попова состоялась во время его доклада «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 г. на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества в Санкт-Петербургском университете.
Урок развивающего контролядеятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.19 уроки-турниры, уроки-соревнования, уроки-путешествия(Например, в 8 классе после изучения темы "Тепловые явления", проводится урок –путешествие) Игровые технологии с помощью ИКТ. Маршрут путешествияt , град Сt , с- 1010Старт «теоретик»«знайкино»«процессоград»«наблюдайкино»«Литературоград»«умейкино»Финиш «подведение итогов» «НАБЛЮДАЙКИНО»Q = ? C (t 2 – t 1)? = Q / λQ = L ?? = ? / qφ = (ρ/ ?) ×100%К.П.Д. = (Аполезная / ?) × 100% λ = ? / mq = Q / ?L = Q / ? Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности. Содержательная цель: - проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка. (Например, на уроке в 8 классе при изучении стандартных источников тока учащиеся, используя интернет ресурсы, рассказывают об альтернативных источниках энергии, проводят исследования. При изучении темы «Влажность воздуха» производят исследования микроклимата кабинетов своей школы)Уроки исследования - еще один вид системно - деятельностного подхода. Участие учащихся в интернет олимпиадах, конкурсах по физике –подтверждают этоСДП - основан на большой мотивации учащихся к познанию законов мира, законов физики 26Таким образом, Использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует:личностномусоциальномупознавательномукоммуникативному развитию учащихся т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества. Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс деятельностным – прямая обязанность учителя!