Тема. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Урок русского языка в 4А классе.

Тема. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Цель: 1. Обучающая
систематизировать знания об имени существительном
тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
Развивать устную и письменную речь учащихся;
развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

Оборудование: дидактические карточки для работы в паре , проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро
Длится до вечера.

2. Минутка чистописания.

На доске слова: детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю, местность, трудный.
- Прочитайте слова. Определите, какую букву будем писать сейчас. Она есть в каждом имени существительном этого ряда. Какая это буква, и в каких словах она присутствует? (буква «т»)
- Выпишите только имена существительные.
- Что объединяет эти имена существительные? (орфограмма – непроизносимая согласная)
Какое слово лишнее? (лестница – нельзя проверить)

3. Словарная работа
-Двум ребятам нашего класса было дано домашнее задание: поработать со словом «лестница», используя словари.

1. Лестница имя сущ., ед. ч., ж. р.
Лестница сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
При проверке непроизносимой согласной слово-помощник «лезти, лезть» с помощью старинного суффикса -me(а).
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг то овраг.
2. Лестница древнерусское слово. Согласный звук [т] исчезает. Почему? Дело в том, что три согласных подряд очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. В древнерусском языке было слово «лъствица». Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как «сахарница», «чернильница». Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано от глагола «лезти», «лезть», с помощью суффикса -тв(и). Значит, непроизносимый звук [т] в существительном «лестница» это остаток суффикса -тв(a)
4. Кроссворд
- Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.




М
е
д
в
е
д
ь


г
0
р
о
д



д
е
Р
е
в
н
я



ф
а
м
и
л
и
я

в
о
р
О
н
а




п
а
Л
ь
т
о


с
О
б
а
к
а

Г
е
р
о
й



л
И
с
и
ц
а





Я
г
о
д
а





1 Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.
2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.
3. Синоним этого слова – село.
4. Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.
5.Птица с черным или серым оперением.
6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.
7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.
8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
- Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает?
- Ребята, скажите, на какие 2 группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные).
Назовите самостоятельные части речи! (сущ. прил, глагол, наречие). А служебные? (частица, союз, предлог, междометия).
Двое учащихся разделяют на 2 группы служебные и самостоятельные части речи.

5. Имя существительное
- Сегодня на уроке мы вспомним об одной части речи и вы сами мне скажете как ее зовут.
- Слова какой части речи записаны в кроссворде? (имена существительные).
На какие группы можно их разбить? (одушевленные и неодушевленные, по родам)
Какой вопрос задаем к одушевленным именам существительным? А к неодушевленным?
Запишите ребята в 2 столбика эти слова, записав, вопрос кто? и что? Что у них можем определить?
Какие слова записали в 1 столбик? 2 столбик?
Как определить род? Какие это признаки? (род - постоянный, число - непостоянный)

Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет) Какие употребляются только в ед.ч. и какие только во мн. Числе? (молоко, молодежь, хвоя – ед.ч. качели, ножницы, очки, штаны – мн. ч.)

6. Текст. Предложения.
-Давайте узнаем, какими членами предложения являются имена существительные.

-Перед вами конверты со словами. Постройте из них предложения.

В осенние
дни
готовит
ёжик
жилище
на зиму



Придет
зима
и глубокий
сугроб
накроет
норку.




Мох
и
листочки
таскает
в норку
хлопотливый
ёжик


Прочитайте их. Получился ли текст?
Что нужно сделать, чтобы получился текст? (поменять предложения местами)
Какое будет 1 предложение? Запишите его.
Выделите грамматическую основу. Какое это предложение? (простое)
Подпишите сверху над словами части речи. Назовите их. Каких больше? Определите род имен существительных. Что сделать, чтобы определить род? (поставить в начальную форму)

Какое будет 2 предложение? Давайте его разберем по членам и частям речи. Схема.

- Какими членами предложения могут являться имена существительные?

Запишем 3 предложение. Выделим грамматическую основу. Какое это предложение? (сложное)
Какая у меня ошибка? Подпишите имена сущ. Прочитайте имена сущ. Ж.Р., М.Р.,
Сущ. какого рода нам не встретилось в предложении?

7. Закрепление. Работа с учебником.
- Стр. 86 Упр. 103
Прочитайте первых четыре предложения. Выпишите имена существительные, поставив в начальную форму, определите род и число.

8. Предложение.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

Найдите имена сущ. Докажите, что это имена существительные

9. Обобщение.
- Что называется именем существительным?
- Какие признаки имен существительных вспомнили на уроке?


















15