Конспект урока по русскому языку на тему Имя числительное как часть речи (6 класс)


Тема урока: Имя числительное как часть речи

Класс: 6

Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 2 часа


Учебно-методический комплекс:
Балашов Л.В., Деменьев В.В. Курс русского языка. - Саратов: Лицей, 2005.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация.- М.: Махаон, 2005. – 336 с. – (Новейший справочник).
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Авторы-составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.- М.: «Просвещение», 2005.
Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. /Сост. Л.М.Рыбченкова.- 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-160с.


Цели урока:
Обучающая:
сформировать у учащихся 6-го класса понятие об имени числительном как о самостоятельной части речи.
Воспитательная:
воспитать интерес к уроку и чувство ответственности за выполненную работу.
Развивающая:
развить творческие способности учащихся и способность анализировать художественные тексты и их отрывки с точки зрения языка.


Ход урока:
Учитель входит в класс здоровается с учащимися, отмечает отсутствующий и проверяет подготовку к уроку.
1. Воспроизведение знаний по ране изученному материалу, по теме: «Имя прилагательное». Устный опрос и индивидуальная работа с карточками (5-7 минут).

Работа по карточкам
Карточка 1
1.Распределить имена прилагательных по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Оловянный солдатик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, собачья конура, гусиная лапка, тяжелая промышленность, глухой старик, глухой согласный, змеиный яд, городской парк, детская литература, птичий гомон.

Карточка 2
1.Распределить имена прилагательных по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Длинный поезд, куриный суп, шерстяной костюм, школьная форма, трагическая судьба, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, морская пехота, беличий воротник, свинцовые тучи, каменное лицо, каменный дом.

Карточка 3
1.Распределить имена прилагательных по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Толстый мальчик, московский метрополитен, тяжелый портфель, тяжелая промышленность, глухой старик, глухой согласный, смелый поступок, добрый человек, мышиный хвостик, морская пехота, волчья пасть, волчья шуба.

Карточка 4
1.Распределить имена прилагательных по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Оловянный солдатик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, трагическая судьба, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, глухой старик, глухой согласный, постное масло, декабрьские морозы, куриный суп.

Карточка 5
Образуйте от имен прилагательных все возможные степени сравнения.
Красивый, смелый, короткий, старый, хороший, плохой, маленький, мягкий.

Карточка 6
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Канад..кий, клюкве..ый, огне..ый, тунгус..кий, смышле..ый, румя..ый, дли..ый, звер..кий, це..ый, торжестве..ый, второстепе.ый, пря..ый, стари..ый, мыши..ый, драгоце..ый, масле..ый, стекля..ый, ю..ый, конопля..ый, инфекцио..ый, сви..ой, смышле..ый.

Карточка 7
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Звер..кий, це..ый, торжестве..ый, второстепе.ый, ветре..ое поведение, серебря..ый, авиацио..ый, ветря..ая оспа, драгоце..ый, масле..ый, стекля..ый, ю..ый, конопля..ый, инфекцио..ый, сви..ой, смышле..ый, семистру..ый, пенсио..ый, ремесле..ый, октябрь..кий.

Карточка 8
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки.
(Железно)бетонное сооружение, (лесо)степная полоса, (железно) дорожный состав, (учебно) методический центр, (древне) греческая культура, (темно)синий халат , (ярко) красные розы, (мясо) молочный комбинат, (литературно) художестве..ое произведение, (промышле..о) транспортные отделы.


Карточка 9
1. Спишите, раскрывая скобки.
(Не)большой; (не)брежный; (не)избежный; рассказ (не)интересный, а скучный; комната (не)большая, а маленькая; (не)навистный; (не)трудная задача; (не)насытный; (не)ясные воспоминания; (не)белый, а синий; (не)здорвый; (не)здоровый, а больной.

Карточка 10
Сделать морфологический разбор имени прилагательного.
После купания мы лежали на горячем песке от южного солнца песке.

Опрос
Дайте определение имени прилагательного.
Назовите разряды имен прилагательных.
Назовите степени сравнения имен прилагательных.
Сделать морфологический разбор имен прилагательных.
Я, признаться, не люблю это дерево – осину – с его (бледно)лиловым пнем и (серо)зеленой листвой.

2. Объяснение нового материала.
А теперь переходим к изучению новой темы. Открываем тетради, записываем тему урока: «Имя числительное как часть речи».
2.1. Знакомство с материалом учебника.
2.2. Опрос по прочитанному:
На какие вопросы отвечают имена числительные?
Приведите примеры количественных числительных.
Приведите примеры порядковых числительных.
Почему числительные относят к именным частям речи?
Какими членами предложения могут быть числительные?

2.3. Рассказ учителя о происхождении числительных.
Сначала люди использовали для счета только слова: один, два, три и много. Когда же возникла необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти – одиннадцать, два на десяти – двенадцать (запишите оба слова). Устно образуйте остальные числительные.
Идем далее. Два десятка – двадцать, три десятка – тридцать (запишите). Четыре десятка – ...?
Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур – набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.
От пять десятков образовалось пятьдесят (запишите, подчеркните мягкий знак). От шести десятков – ... (и так до 80, все слова запишите, ь подчеркните, корни выделите). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто.
Просклоняем это числительное:
и.п. (сколько?) девяносто, р.п. (скольких?) девяноста, д.п. (скольким?) девяноста, в.п. (сколько?) девяносто, т.п. (сколькими) девяноста, п.п. (о скольких?) о девяноста.
Попробуйте теперь самостоятельно просклонять числительное сто.
На Руси не было слова тысяча, а было другое слово – тьма. Осталось оно сейчас только во фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу).
У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Таким образом, мир получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.
Миллиард еще называют биллионом. Би – по-латыни «два». Какие слова вы знаете с этим значением? (Бинокль, бинарный).
Да и само слово цифра заимствовано. Слово сифр по-арабски означает «ноль». Назовите орфограмму в слове цифра.

3. Проверка усвоения нового материала.
Итак, название «числительное» произошло от слова «число». По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. От них образовано много слов других частей речи.
Дайте определение имени числительному.
Какие бывают числительные?
На какие вопросы отвечают порядковые числительные?
На какие вопросы отвечают количественные числительные?
Какими членами предложения являются?

4. Показ образца применения знаний.
Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.
Упражнение. Записать фразеологизмы, объяснить их значение.
Все как один, в один голос (единодушно), за один присест (сразу), в два счета (быстро), палка о двух концах (что-то может кончиться хорошо или плохо), как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (много), идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев.
О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, загадок.
Упражнение. Учитель читает пословицы, загадки, учащиеся называют сочетания с числительными, выписывают только выделенные.
1) Один ум хорошо, а два ума лучше. 2) Семь раз отмерь один отрежь. 3) Без четырех углов изба не рубится. 4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5) Двумя ложками кашу не едят. 6) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.) 7) Четыре братца под одной крышей. (Стол.) 8) Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) 9) Два братца через дорогу живут. (Глаза.)
Образуйте и запишите от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Возможная запись: второй этаж, четвертого листа, сотого дня.)

5. Закрепление знаний.
Выполнение упражнений на закрепление знаний по данной теме.
Упражнение 319. Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к., над порядковыми букву п.
Подчеркните выделенные слова как члены предложения.
Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.
1. Вход..т семь богатырей, семь румяных3 ус.чей. 2. С первого щ..лка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лка л..шился поп языка, а с третьего щ..лка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш..л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три нечётное число. 6. Семь и четыре одиннадцать.


· Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.

Упражнение 320. Дополните каждый ряд данными ниже словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.
Имя существительное (кто? что?) Двойник, двойка.
Имя прилагательное (какой?) Двойной, семидневный.
Имя числительное (сколько? какой?) Два, второй.
Глагол (что сделать? что делать?) Удвоить.
«Тройка» (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

Упражнение. Учитель называет имя числительное. Нужно вспомнить как можно больше фразеологических оборотов, в состав которых входит это числительное.
Один: один на один; играть первую скрипку; семеро одного не ждут;
первый блин комом; одного поля ягоды...
Два: ум хорошо, а два лучше; меж двух огней; ни два ни полтора; два сапога пара; от горшка два вершка...
Три: заблудился в трёх соснах; лить слезы в три ручья; наговорить с три короба; согнуться в три погибели...
Четыре: на все четыре стороны; сидеть в четырех стенах...

Ребусы. Нужно отгадать, что заключено в этих ребусах.
7я, 40а, 100л, е2, о5, сЗж
(семья, сорока, стол, едва, опять, стриж).

Упражнение. Учитель называет слова. Нужно определить, какими частями речи они являются.
Пара, миллион, четверть, четыре, дюжина, десяток, сто, десять, сотник, пятак, сотня, пятерня, раз, трижды, половина, осьмушка, единица, тройка, трое, троица, полтора, по двое, первый, один, семь, сдвоить, двойник, двойной, семидневный, удвоить.

Упражнение. Запишите под диктовку. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми букву п. (комментированное письмо).
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста). Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол). Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Год, месяцы, дни).

6. Домашнее задание.
1. Прочитать параграф «Имя числительное как часть речи».
2. Найдите и запишите 10 пословиц и поговорок с числительными.

7. Подведение итогов урока.



15