выступление на Учитель года Мое педагогическое кредо

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО








Учитель я! Моя задача -  Решить вопрос и дать ответ,  И детям посулить удачу,  Познания раскрыть секрет.  Вхожу я в класс, и сердце бьется;  "Надеюсь, верю и люблю!"  И эти три святые слова  Душе ребенка отдаю.  Учитель я! И званье это -  Предназначение судьбы,  Великий дар, сиянье света,  Осуществление мечты!
          Здравствуйте уважаемые жюри, дорогие коллеги!
Я Джакупова Турсун Жусуповна, учитель математики Борисовской средней школы.
Я часто задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию учителя? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя.
Еще маленькой девчонкой была просто очарована своей первой учительницей – Прохоровой Людмилой Никитичной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости и требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей. Даже любимой игрой в детстве были игры в школу. А любовь к математике мне привила учитель математики Эрика Густавна Зайферт, мой классный руководитель. Тогда я решила быть учителем и только учителем математики. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла. И я осуществила свою мечту.
Они научили меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Они зажгли во мне огонь, который я несу в своем сердце, душе. Огонь, согревающий и меня, и моих учеников.
И вот я в школе. Первый звонок, первый урок в Ладыженской средней школе. Добрые, смешные лица пятиклассников.
Мой первый урок!
Воспоминания о нём никогда не сотрутся из моей памяти.
Мой первый урок - что это? Волненье? Переживанье? Быть может, сомнение? А может, мой первый урок заключение? А может, и жизни моей продолжение? Мой первый урок, может быть, нетерпение, И голос не мой, руки сильно дрожат Ошибки, запинки и много волнений, И двадцать пар глаз в ожидании глядят. Мой первый урок -  это много и мало, Запомни сейчас, помни это и впрок! Куда бы по жизни тебя ни бросало. Знай, каждый урок - это первый урок!
В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности.  Второй урок, который я получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми. Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.
  Ах, как годы летят! Идут очень быстро. Взрослеют дети, переходя из класса в класс, а вместе с ними и я. Первый выпускной бал, слезы радости и волнения. Пожелания и напутственные слова, расставание. А затем встреча с выпускниками уже через 20 лет! Встреча уже со взрослыми людьми!
Мои выпускники. Самым старшим моим выпускникам уже за 30 лет, у них своя жизнь, свои дети но, встречаясь с ними, я всегда рада поговорить, обсудить проблемы, порадоваться их успехам и достижениям. 
Но какими бы они ни были , дети всегда остаются детьми, учителя – учителями.
Я понимаю и принимаю это. И не жалею я о том, Что детям жизнь свою я посвящаю, Что светом путь их озаряю, Что ничего в судьбе своей не изменю, Что очень я свою профессию люблю.
Профессия учителя – нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно её и посвятила жизнь свою.
Более 25-и  лет отдано школе, а, если точнее, математике, научно-методической работе, олимпиадному движению, исследовательской деятельности, концерты, встречи, наконец, дежурству на дискотеках , ночь «выпускного вечера»). За время работы моими учениками были разные дети. Мотивированные и слабоуспевающие, одаренные и ученики коррекционных классов. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, при планировании, разработке и проведении уроков я использую много наглядных материалов, презентации к урокам, компьютерные образовательные программы.
В связи с модернизацией образования, с запросами общества  XXI века  перед  собой я ставлю серьёзные требования.  Мой современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Стараюсь воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.    
  К своим ученикам я отношусь с уважением,  считаюсь с их мнением, часто разговариваю по душам, учу личным примером, обращаюсь к ним на «ВЫ».  Для меня учитель должен быть совершенным во всем: в поведении, в одежде, в речи   
 Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях.
Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни».
Есть притча о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
Да, за годы работы с детьми я могу сказать, что я состоялась и как учитель математики, и как классный руководитель. За эти годы я создала собственную систему взаимодействия с учащимися.
Я сумела привить любовь к профессии Учителя своим ученикам, смогла донести до сердца каждого, как дорог труд Учителя. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся . Успех педагога в успехе ученика.
Настоящий учитель тот, чьи ученики превзошли его. И я с гордостью могу сказать, что результаты есть – это мои ученики, ныне учителя, воспитатели детских садов, директора школ- это Смагулова Кенжетай Джамбуловна - директор Есенгельдинской средней школы, а так же выпускники Есенгельдинской средней школы, учителя нашего района - Байтурова Гузаль Болатовна, Козбагарова Салтанат Болатовна, Колодяжная Татьяна Анатольевна, Козбагарова Гульмира Каирбековна, Нурмуханова Гулим Куанышбековна, Смагулова Гульсана Сарсембаевна, Исмаилова Аягоз Валихановна, Сексенбаева Гульмира Болатовна, Сексенбаева Альмира Болатовна, и конечно же мои дети - Джакупова Аягоз Дуйсеновна, Джакупова Мадина Дуйсеновна.
Незаметно быстро проходят годы, меняются времена, меняются дети, но со мной остается моя СЕМЬЯ. Они всегда рядом, они со смой и мыслью и делами. И сегодня со мной мой сын Диаз ученик 7 класса, участник всех мероприятий школы и района и мой родной уже пятый выпуск - мой 7 класс!.
Свое выступление я хочу закончить словами нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева:
«первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках». Это и есть основной принцип моей педагогической деятельности, которым я руководствуюсь в данное время в своей работе.
"Учительский вальс"
(ориг. текст: И. Львова, музыка А. Заруба)
Модифицированная версия (как в ролике):
Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит. Начался листопад, приглашает нас в осень. Снова дел и забот у нас неимоверно. Вдруг осенней порой начинается год и зовётся учебным.
ПРИПЕВ: Время выбрало вас Зажигать души - свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно.
Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится. Это надо же так в свою школу влюбиться. Где бумаг виражи, и программы, и планы. Разумеется, здесь и проходит вся жизнь, А ведь это немало.
ПРИПЕВ: Время выбрало вас Зажигать души - свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно.
Сохрани же вас, Бог, и хранит ведь, наверно. Пусть в стотысячный раз на урок вы спешите как в первый. И увидев детей проницательный взгляд, совершайте открытья. Просто, это судьба,  это ваша судьба - школа, дети, учитель.
ПРИПЕВ: Время выбрало вас Зажигать души - свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно.















































ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО
Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Нам каждый год встречать и провожать И каждый день глядеть в ребячьи души. Нам каждый час единство с ними ощущать И с каждым мигом становиться чище, лучше.
Звучит песня
Читает ученица: Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. И это наша учительница – наша Турсун Жусуповна!

Математику я преподаю детям уже более 25-и лет. Мой жизненный и профессиональный опыт позволяют констатировать: в любом обществе, в любую эпоху учитель, как важный конструктор человечества, должен быть обязательно счастлив во всех отношениях. Это совокупная категория всех качеств, которые необходимы каждому, кто выбрал эту профессию. Только счастливый человек способен научить поиску путей стремления к счастью.
           У каждого непременно  есть своя стезя,  свой путь, своя судьба. Но дать хороший импульс - заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребенку, подростку, юноше, девушке – главная миссия Учителя.
           В связи с модернизацией образования, с запросами общества  XXI века  перед  собой я ставлю серьёзные требования.  Мой современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Стараюсь воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.    
  К своим ученикам я отношусь с уважением,  считаюсь с их мнением, часто разговариваю по душам, учу личным примером.  Для меня учитель должен быть совершенным во всем: в поведении, в одежде, в речи   Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.   
 Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. От того насколько мудро жизнь учителя сплела воедино все его тропинки знаний, умений и навыков, ума и опыта, психологического здоровья, нравственных и духовных ценностей, зависит душевное «Я», физическое «Я», интеллектуальное «Я», многих воспитанников. Ведь дети – это самые чувствительные индикаторы человеческих отношений.
Итак, первый мой принцип: учитывать личность ученика, его образовательные потребности и особенности интеллекта. Второй принцип, тесно взаимосвязанный с первым: учитель не должен быть идолом. Третий принцип: применять новые технологии, методы обучения, которые ориентированы на раскрытие умственного и личностного потенциала ученика, на формирование у него умений и навыков самообразования. Четвертый принцип моей педагогической деятельности: никогда не останавливаться на достигнутом и прививать ученикам интерес ко всему новому. Воспитание культурного человека, духовно богатого, благородного – вот что для педагога важно. Но этими качествами должен обладать и сам педагог, ведь только воспитав в себе эти качества, мы сумеем передать их своим ученикам.
Убеждена в том, что любовь к ученикам, стремление понять их, умение развивать в них способность к поиску самого себя – главные вехи на пути совершенствования профессионального мастерства. А отличительной чертой каждого урока должно быть творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в освоении новых знаний.
Я убеждена: образование нельзя дать, его можно только обрести. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть УЧУ их УЧИТЬСЯ. Недаром мудрый Л. Н. Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Значит, я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину Я должна направлять размышления учеников, а не подсказывать решение, чтобы в результате поиска юный математик смог воскликнуть: «Эврика! Нашёл!» Когда я вижу торжество победы в глазах своего ученика, чувствую в эти минуты, что, наверное, как преподаватель математики я состоялась.
Но только ли в этом моё учительское призвание? За партами в школе сидит Наше Будущее.Каким оно будет, во многом зависит от учителей. Учитель не только преподаватель, но и воспитатель – эту прописную истину знает каждый. Значит, я прежде всего должна воспитывать человека и делать это не только личным примером, но и средствами своего предмета – Её Величества Математики. Для меня Математика не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий. Это стройная, логическая система, всё объясняющая и во всё проникающая. Математика вокруг нас, математика – сама жизнь. Я стремлюсь приобщить детей к математике как к части человеческой культуры. Со временем к моим школьникам приходит понимание того, что серьёзное занятие этой наукой воспитывает характер, вырабатывает терпение и внимание, формирует волю, делает людей более уравновешенными и сосредоточенными.
Быть вместе с детьми, вместе творить и обретать – вот моя философия сотрудничества, сотворчества, основанная на неравнодушии и любви, любви к детям, к профессии, к жизни. Дети мне отвечают тем же.
Моя цель, как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. А самым способным я должна уделить особое внимание.
Моя задача – вплести математические знания ученика в общую картину видения мира.
Учитель обязан внушить если не любовь, то хотя бы уважение к царице наук. И обязательно постоянно возвращаться к истории математики, так как она как никто, учит уважать наш трудный предмет.
           
   Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. И вообще, математика – это полет мысли, полет фантазии. С годами, с опытом работы моя деятельность все больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. И за это – спасибо вам, мои ученики!     Звенит звонок, окончен рабочий день, а завтра снова урок. Сколько будет еще этих звонков и уроков в моей судьбе? Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения! 
Свое выступление я хочу закончить словами нашего президента Нурсултуна Абишевича Назарбаева:

«первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».

                                                    















Мое педагогическое кредо:
Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – школа. И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они  «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Вот уже четвертый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Изучая педагогику, я поняла, что это очень интересная наука. Я хочу выяснить, в чем главное предназначение учителя? Могу ли я научить моих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них? Думаю, да, если буду ясно представлять себе, кто такой учитель и стану им в полном смысле этого слова. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И  в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя. В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальш будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип. Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека. Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания. Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит я смогла их заинтересовать, значит у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии. Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в университете, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание. Седьмой принцип – сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания. Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. Я преподаю информатику. Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Это, прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека. Большинство представителей юного поколения воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается эту деятельность направить в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен. Поэтому я считаю, что мое предназначение, как учителя информатики, это воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, выявить и развить детей, чья дальнейшая профессиональная деятельность может быть связана с применением компьютерных технологий. Для успешного достижения этих целей и применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка. И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки. Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. На пороге новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
Звенит звонок, класс замер в ожидании. Учитель – дети, все в этой паре слов. Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!» И начинается урок.
Читайте также:
Профессия учителя – нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно её. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда –  это доставляет мне радость.
Учитель я! Моя задача -  Решить вопрос и дать ответ . И детям посулить удачу,  Познания раскрыть секрет.  Вхожу я в класс, и сердце бьется;  "Надеюсь, верю и люблю!"  И эти три святые слова  Душе ребенка отдаю.  Учитель я! И званье это -  Предназначение судьбы,  Великий дар, сиянье света,  Осуществление мечты!
Я очень уважаю В.А.Сухомлинского как педагога. Его книги “Сердце отдаю детям” и “Письма к сыну” помогают мне в моей педагогической работе решать многие педагогические проблемы. Я хорошо запомнила его слова “Понимать чувства ребёнка – это значит понимать самые тонкие, порой скрытые, недоступные с первого взгляда побуждения, причины, стимулы его поступков”. Врачам доверяют здоровье людей, а нам доверено в детях всё: и здоровье, и психику, и душевную красоту.
Учительский авторитет...Он добывается ежедневно с великим трудом, главным образом, педагогическим творчеством. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой ребята встречают меня в школе, радости в глазах детей, когда захожу в класс, букета первых весенних цветов, бережно собранных детскими руками. Когда ученики посвящают тебе стихи, пишут сочинения о любимом учителе, благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость....
Ради этого стоит быть учителем!
Слова Сент Экзюпери из “Маленького принца” - “Все мы родом из детства” относятся ко мне.
Еще маленькой девчонкой была просто очарована своей первой учительницей – Чукиной Людмилой Николаевной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла - только учителем! И я осуществила свою мечту. Закончив в 2000 году Новокузнецкий государственный педагогический институт, я вернулась в свою родную школу № 16, которую закончила в 1996 году.
В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это сталопервым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.  Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми.
Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.
Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой третий принцип.
Ещё К.Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...”. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый принцип моей педагогической философии.
На уроках необходимо не только формировать компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни - это моя задача. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая новому - это мой пятый принцип.
Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.
Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой.
С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними. И пока дети будут познавать, и взрослеть, я ещё не раз перечитаю страницы книги В. Сухомлинского “Сердце отдаю детям” и буду углубляться в свои педагогические проблемы, которые мне предстоит решить.
“Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души”, - говорил В.Сухомлинский. Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано. И сколько предстоит ещё отдать!



Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять – сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это – особая страна. Это – школа. И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они  «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Вот уже четвертый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Изучая педагогику, я поняла, что это очень интересная наука. Я хочу выяснить, в чем главное предназначение учителя? Могу ли я научить моих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них? Думаю, да, если буду ясно представлять себе, кто такой учитель и стану им в полном смысле этого слова. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И  в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя. В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальш будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип. Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека. Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания. Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит я смогла их заинтересовать, значит у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии. Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в университете, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание. Седьмой принцип – сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания. Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. Я преподаю информатику. Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Это, прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека. Большинство представителей юного поколения воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается эту деятельность направить в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен. Поэтому я считаю, что мое предназначение, как учителя информатики, это воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, выявить и развить детей, чья дальнейшая профессиональная деятельность может быть связана с применением компьютерных технологий. Для успешного достижения этих целей и применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка. И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки. Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе? Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. На пороге новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
Звенит звонок, класс замер в ожидании. Учитель – дети, все в этой паре слов. Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!» И начинается урок.
Читайте также:



"Учительский вальс"
(ориг. текст: И. Львова, музыка А. Заруба)
Модифицированная версия (как в ролике):
Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит. Начался листопад, приглашает нас в осень. Снова дел и забот у нас неимоверно. Вдруг осенней порой начинается год и зовётся учебным.
ПРИПЕВ: Время выбрало вас Зажигать души - свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно.
Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится. Это надо же так в свою школу влюбиться. Где бумаг виражи, и программы, и планы. Разумеется, здесь и проходит вся жизнь, А ведь это немало.
ПРИПЕВ: Время выбрало вас Зажигать души - свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно.
Сохрани же вас, Бог, и хранит ведь, наверно. Пусть в стотысячный раз на урок вы спешите как в первый. И увидев детей проницательный взгляд, совершайте открытья. Просто, это судьба,  это ваша судьба - школа, дети, учитель.
ПРИПЕВ: Время выбрало вас Зажигать души - свечи. Пусть учительский вальс Не кончается вечно.

 Моё педагогическое кредо
 
Многому я научилась у своих наставников,  ещё более – у своих товарищей,  но более всего – у своих учеников.  Талмуд
    Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно я встретилась со своими первыми учениками. А за плечами уже более  20 лет в школе. Сколько доброго, согревающего душу, приходит на память! Это были годы поисков, раздумий, разочарований, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.     В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.     Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми.     Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.    Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой третий принцип.     Ещё К.Д. Ушинский писал: «ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью». Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый принцип моей педагогической философии.     На уроках математики необходимо не только формировать математические компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – моя задача. Пусть и языком чисел и формул. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая новому – это мой пятый принцип.     Сейчас мы все переживаем достаточно трудное время. Работа учителя становится все менее привлекательной. Это очень тяжелый труд. Почему же я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. И вообще, математика – это полет мысли, полет фантазии. С годами, с опытом работы моя деятельность все больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. И за это – спасибо вам, мои ученики!     Звенит звонок, окончен рабочий день, а завтра снова урок. Сколько будет еще этих звонков и уроков в моей судьбе? Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения! 



  И не жалею я о том,                                                      Что детям жизнь свою я посвящаю,                                                                    Что светом путь их озаряю,                                                 Что ничего в судьбе своей не изменю,                                                   Что очень я свою профессию люблю.
С детства меня всегда завораживало слово «Учитель», оно казалось мне каким-то необычным, ярким и светлым. В школе, а затем в педагогическом колледже и в университете вводили меня в мир знаний строгие, ласковые, чуткие учителя. В эти незабываемые годы они для меня были людьми мудрыми, дающими не только знания, но и помогающие найти своё предназначение, свой жизненный путь.
К моменту окончания школы у меня сложилось чёткое представление о профессии учителя, и я, не раздумывая, выбрала её, так как Учитель для меня всегда стоял и стоит на особом месте.
Математику я преподаю детям уже 10 лет. Мой жизненный и профессиональный опыт позволяют констатировать: в любом обществе, в любую эпоху учитель, как важный конструктор человечества, должен быть обязательно счастлив во всех отношениях. Это совокупная категория всех качеств, которые необходимы каждому, кто выбрал эту профессию. Только счастливый человек способен научить поиску путей стремления к счастью.
           У каждого непременно  есть своя стезя,  свой путь, своя судьба. Но дать хороший импульс - заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребенку, подростку, юноше, девушке – главная миссия Учителя.
 
          В связи с модернизацией образования, с запросами общества  XXI века  перед  собой я ставлю серьёзные требования.  Мой современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Стараюсь воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.    
 
К своим ученикам я отношусь с уважением,  считаюсь с их мнением, часто разговариваю по душам, учу личным примером.  Для меня учитель должен быть совершенным во всем: в поведении, в одежде, в речи   Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.   
 
           Моя мечта - научить  детей учиться . Сегодня это необходимо.  А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса. Это трудно,  потому что многие дети сегодня  просто не хотят учиться. Нет желания, терпения, усидчивости. Но  мне кажется, что выход из создавшейся ситуации всё  же, есть. Мы должны сделать  учебный процесс творческим,  а школу превратить в  мир  интересных открытий. И если ребенок ощутит это, он  будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе.
 
 


Мое педагогическое кредо.
 
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Я всегда знала, что школа - это моя пристань. Педагогика - самое тонкое искусство.
 
  В творческой профессии время не делится на праздники и будни. Впечатления и умения необходимо приобретать постоянно. Так я пришла в систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
 
  Что главное в РО для меня? Главное - интересное знание, внимательное общение. Главное - ребёнок, которому нужно развиваться и расти в своём ритме и темпе.
 
 
   Важнейшим для учителя РО оказываются такие качества личности, как способность и потребность в рефлексии (осмыслении) собственной деятельности, способность к сопереживанию, чувство юмора, способность решать возникшие противоречия ненасильственным способом и многие другие. Именно эти качества обеспечивают диалогическую, а не монологическую позицию в отношениях с детьми.
 
   Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.
 
   Я помню, что ошибка одного может породить мысль другого. Не пугаюсь детских ошибок. Вступаю в диалог с детьми только в том случае, если у меня есть разумные аргументы "за" или "против" высказываний детей.
 
   Помню, что неудачи в жизни имеют две причины - недостаток любви и заниженная самооценка, а значит ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства. Просто люблю детей и не боюсь им показать это.




 Мое призвание – учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете ?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа Для меня «учитель» – это жизнь (смысл моей жизни). Я неработаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.
Быть учителем я не собиралась. Я очень любила математику, но хотела заниматься наукой. Однако талант, как говорится, в землю не зароешь. Видя мои природные способности к одной из сложных наук (я была неоднократной победительницей школьных, районных и городских олимпиад), умение ладить с людьми, мне все пророчили судьбу «Быть тебе учителем математики». Дальнейшей ступенькой на пути познания математики явились годы учебы на матфаке Ростовского государственного университета по специальности инженер математик. Но чему быть, того не миновать и я перешла учиться в Ростовский государственный педагогический институт. И стала учителем.
Я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к её вершинам – Добру, Истине, Красоте. Когда начинала работать (30 лет назад), опыта работы с детьми не было. Но было главное: знание предмета  и желание работать.
Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребенку – и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость чужая радость, чужой успех! Радость человеческого общения, радость встречи.
Что делать? Что делать?»- не раз панически спрашиваю я себя, (Чернышевский, кстати, был не оригинален в этом вопросе).
Действительно, как сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка? С экранов телевизоров мы слышим призывы: «Даешь рейтинговую систему оценки знаний! Долой двойки и пятерки пусть дети получают от 50 до 100 баллов!» Гордон и Соловьев с умным видом спорят о введении двенадцатилетнего образованияА дети как учились, так и продолжают: кто с ленцой, кто с энтузиазмом, кто с четкой целью (в соответствии с избранной будущей профессией), кто оттого, что «так мама сказала». А мы, учителя, ставим «двойки» энштейнам
Второй по известности вопрос, поставленный А.Герценым, Кто виноват? по-видимому, так и останется риторическим: ученики недовольны учителями, родители бранят детей, учителя обвиняют правительство, правительство ищет «стрелочника»
Тридцать  лет отдано школе, а, если точнее, математике, научно-методической работе, олимпиадному движению, исследовательской деятельности, наконец, дежурству на дискотеках (трудовая повинность ночь «выпускного вечера»). Где-то анализируя ошибки, где-то случайно, где-то по наитию «свыше» (понимаю, как желаете) сложились определенные привычки, навыки, особый язык общения с учащимися.
Да, за 30 лет работы с детьми я могу сказать, что я состоялась и как учитель математики, и как классный руководитель. За эти годы я создала собственную систему взаимодействия с учащимися. Главное ее правило – создать каждому ребенку ситуацию успеха, убедить каждого в том, что у него все получится. Что он способный и умный. И результат не замедлит сказаться. В благоприятном психологическом климате класса у учащихся, даже тех, кто не силен в математике, формируется положительное отношение к учебе и предмету. Классы в которых я работаю – это классы с углубленным изучением математики.
Считаю, что применение развивающих и информационных технологий обучения в сотрудничестве с ребенком позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах. Система зачетов позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика.
В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения. В основе ее лежат методы коллективного и активного обучения, исследовательская деятельность, виды  познавательной учебной работы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – четкое планирование учебно-воспитательного процесса, подчинение поставленным целям его содержания и методов, контроль за достижением поставленной цели. Технология моей работы направлена на пласты развития обучающегося (зона ближайшего развития, саморазвития, актуального развития, самообразование, самодифференциация, рефлексия). И мой педагогический принцип – помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. В моей работе помогают мне пять шагов к активному обучению, пять методов:
Первый шаг – подготовка учащихся к обучению.
Второй шаг – исследование, где я разрешаю обучающимся делать самостоятельный выбор, где они работают совместными усилиями с другими учениками в процессе обучения, где на уроке царит доверие учителя к ученику, где каждый участник образовательного процесса имеет свое мнение, выслушивает ответы других и сравнивает их  со своими.
Третий шаг – это открытие самим учеником истины познания, общения.
Четвертый шаг – усвоение. Обучающийся должен понимать и применять на практике то, чему он научился, результатом чего является перемена в мышлении, в отношении к окружающему и в перемене поведения.
Пятый шаг – применение на практике. Нравственные ценности, этические нормы становятся насущной частью каждодневной жизни.
То, что люди делятся на «физиков» и «лириков», давно известно. Один не усвоит формулы и не решит сложные задачи, зато запросто расскажет вам о Бородинском сражении или о любви Александра Сергеевича Пушкина к Анне Керн. Но я стараюсь  всегда учитывать индивидуальные особенности учащихся и в соответствии с этим подбирать для них характер работы на уроке.
Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов его поступков.
Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, вратарь – дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни».
Есть притча о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
Я рада, что могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлива тем, что повелевала счастьем». Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, я же ощущаю его, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.
Подводя итог, могу сказать, что педагогическое мастерство, преданность делу, глубокое знание предмета, любовь к детям, умение развивать в каждом из них лучшие качества – все это определяет мою педагогическую философию.
 Мудрец подобен водам родника.
Постигнуть мудрость в жизни разобраться
И передать ее ученикам,
Чтобы плодов от их трудов дождаться.
 Такими «плодами» я считаю строки своей ученицы:
 В моей душе есть капелька рассвета,
Задорный лучик среди темноты,
И в нем одном вмещается планета
Безмерной радости и светлой доброты.
Давным-давно зимой, а может летом
Или когда тоскливый дождик моросил
Своей душой всем солнышком согретый
В мое ты сердце лучик поместил.
Добавить комментарий


«Я -учитель»
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах »
Ш.А. Амонашвили
Думала ли я что когда-нибудь я стану учителем? Не знаю
Меня всегда привлекали точные науки. Сидя за второй партой в уютном и  таком родном кабинете нашей маленькой забайкальской школы, я слушала как в очередной раз Черепанова Татьяна Николаевна, мой учитель математики раскладывает такой сложный материал по полочкам.  Удивлялась, как такое возможно? Как можно, никуда не подглядывая, так чётко и ясно, а главное занимательно и  интересно преподносить математический материал?  Восхищённо глядя на учителя, я думала, что она уже родилась такой умной, эрудированной, «ходячей математической энциклопедией ».
Но это была только одна сторона учительской профессии. С другой стороны работа учителя – это каждодневный и кропотливый труд.
Об этом я знала не понаслышке Моя мама учитель, мой учитель. Придя с работы, она до позднего вечера проверяла тетради, готовилась к урокам, анализировала, конспектировала, переживала, расстраивалась, потом снова воодушевлялась, у неё загорались глаза и появлялась еле заметная счастливая улыбка. В этот момент мне казалось, что мама способна покорить любую вершину знаний, свернуть горы трудностей и непонимания.  Не смотря на все испытания педагогической профессии, для мамы школа – это целый мир.
Ну что поделать, если школа для меня Мой свет в окне, уютный дом, моя семья? Порою думаешь: послать бы всё к чертям! Да только сердце не разделишь пополам. Нет, видно, к школе прикипела я душой. Ты мой маяк, моя судьба, мой дом родной!
И в ту секунду я задумалась. Смогу ли я так? Смогу ли я успевать во всём: быть хорошей женой, прекрасной мамой и профессионалом в своей деятельности. И глядя на маму, я уже знала, что смогу. Ведь у меня перед глазами такой замечательный пример  для подражания – моя мама. Она привила мне уважение  к интеллектуальному труду, учила анализировать, критически мыслить.  А самой большой её заслугой я считаю то, что она научила меня любить, принимать личность ребёнка, относится к каждому ребёнку  как к кому-то особенному и исключительному.
1998 год. Я студентка физико-математического факультета Забайкальского государственного  педагогического факультета. Почему я выбрала профессию учителя физики? Меня привлекла сама наука.  Физика – это гармония физических теорий и задач, драматическая история физической мысли, величие и парадоксальность современных открытий.  И эти открытия  произошли на уроках моего самого замечательного педагога – учителя физики с большой буквы – Герасимовой Людмилы Георгиевны. Каждый её урок физики, словно маленькое открытие, творческий поиск. Людмила Георгиевна как искусный режиссёр составляла самый рейтинговый сценарий каждого урока, как композитор исполняла незабываемую симфонию лабораторной работы и практического занятия. И физика не казалась мне трудным предметом, наоборот хотелось узнавать новое и неизведанное, проводить как можно больше физических опытов и экспериментов. 
Стремительно летят года. Каждый день происходят новые открытия. 2003 год -  с красным дипломом на руках я стою на пороге нового, неизведанного и безумно интересного.
Мой первый урок, воспоминания о нём никогда не сотрутся из моей памяти. В порыве чувств мною было написано стихотворение, которое отражало все мои волнения и переживания первого в жизни урока.
Мой первый урок - что это? Волненье? Переживанье? Быть может, сомнение? А может, мой первый урок заключение? А может, и жизни моей продолжение? Мой первый урок, может быть, нетерпение, И голос не мой, руки сильно дрожат Ошибки, запинки и много волнений, И двадцать пар глаз в ожидании глядят. Мой первый урок -  это много и мало, Запомни сейчас, помни это и впрок! Куда бы по жизни тебя ни бросало. Знай, каждый урок - это первый урок!
Уже двенадцатый  год я работаю учителем физики и информатики в МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск.
Всё было за эти годы: слёзы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения, колебания и сомнения.  Это были годы поисков, раздумий, открытий. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Сегодня уже более уверенно я ступаю на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать, предстоит ещё многому учиться.
Новые информационные технологии. Новые социальные сервисы. Новые образовательные стандарты. Обновлённая школа.  И в этой школе – новый учитель, учитель, владеющий современными образовательными стандартами и технологиями, учитель который каждый день несёт новую информацию детям, осуществляет связь времён и поколений. Именно это толкнуло меня стать учителем информатики и информационных технологий
Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Каждую секунду  количество информации в мире растет. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.
Современные информационные технологии вообще и использование мультимедийных систем в частности способны в немалой степени и разгрузить учителя, и увеличить заинтересованность школьников в предмете, в конце концов разнообразить серые школьные будни.
Каждый день мы учим ребят, учимся у ребят. Учитель – это звезда на небосклоне, которая с годами разгорается всё ярче и ярче, образуя созвездия (семья, ученики, педагогический состав), которые объединяются в галактические скопления. И невозможно прервать эту связь, настолько крепко и надёжно соединены между собой звёзды в созвездие, настолько неразрывно связь учителя и ученика. Эту мысль я отразила в стихотворении собственного сочинения.
Останови мгновение, останови свой взгляд.
И посмотри за парты, где школьники сидят.
У каждого свой образ, у каждого свой стиль.
Эмоций просто буря, а может, полный штиль.
У каждого история своя, неповторимая.
Они в одну секунду  то вредные, то милые.
Они такие разные, и каждый уникален.
То гордые, то важные и каждый гениален.
Чему у них учиться, ты спросишь у себя.
Вести себя достойно! Во всём! Везде! Всегда!
Быть просто человеком, любить свою работу.
Вести урок с улыбкой! Нести свою заботу!
Не нужно торопиться, вступать в борьбу со временем.
А нужно насладиться со школьником общением!
Когда глаза сверкают, когда глаза горят!
Когда к тебе направлен, такой горящий взгляд,
Останови мгновенье и загляни в глаза.
Такие ты моменты запомнишь навсегда!
Ведь самый благодарный на свете ученик,
Которому ты в душу  заботою проник.
И не нужны пятёрки ему в такой момент.
И двоечник гордится, коль скажешь комплимент.
Учись у ребятишек всему и каждый миг!
И вырастет однажды достойный ученик.
Придёт к тебе с цветами и сына приведёт.-
Ты снова улыбайся. И так за годом год.
Останови мгновенье и оглянись вокруг:
Принёс плоды большие  твой многолетний труд!
Учись опять учиться  ты у других ребят.
И снова новый образ, и снова новый взгляд
Останови мгновенье! Задумайся на миг! Чему тебя научит любимый ученик! Ценить, беречь мгновения, что вместе провели! Что к самой верной цели его вы привели! Пройдут года и время, и вспомнишь ты тот миг! Когда смотрел с надеждой тот самый ученик!
 

ђ Заголовок 315