Технологическая карта по русскому языку Подлежащее. Способы выражения подлежащего (8 класс)


Бовина Л.И.
Учебный проект
Разработка урока по русскому языку
8 класс. 5 октября. Русский язык
Тема урока: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: проблемный урок.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.
Задачи урока:
систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
воспитывать самостоятельность учащихся и интерес к русскому языку.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная
Метод: проблемный, частично-поисковый
Оборудование: медиапроектор, экран для проектора, компьютер; презентация; учебник «Русский язык» 8 класс (М.М. Разумовская)Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационный этап
- Приветствие. Психологический настрой. - Читают девиз урока:
«Все, что узнаем сегодня, поможет нам завтра».
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Сгруппируйте слова по орфограммам, оформив таблицу:
каменный, вспаханный, лимонная, серебряное, решена, расписанная, орлиный, внесено, присутствующие, машинный, гостиный, прочитана, труженики.- Обоснуйте такой выбор слов.
- Какие два слова остались? Почему?
- Сделайте морфемный разбор слова труженики.
- Составить простые предложения с этими словами.
- Подчеркните грамматические основы в этих предложениях. Чем выражено подлежащее в этих предложениях. Что необычного увидели? (Существительным и причастием) Работа в парах.
Дети объясняют орфограммы в каждом столбце.
Правописание прилагател. с основой на Н Правописание НН в полных страдат. причастиях прош врем. Правописание Н и НН
в прилагател. Правописание Н в кратких страдат. причастиях
Каменный вспаханный серебряное решена
лимонный расписанная орлиный внесено
машинный гостиный прочитана
Присутствующие - действительное причастие настоящего времени, труженики - существительное, правописание которого надо запомнить; – суффикс –еник- Фронтальная работа.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение деятельности.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как выдумаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
- Что мы уже знаем по этой теме? Подлежащее и способы его выражения.
Фронтальный опрос
«Открытие» нового знания
- Работаем по учебнику. Заполняем таблицу.
- Сделайте вывод: Подлежащее может быть выражено…. Способы выражения подлежащего Примеры
Работа в группах.
ВЫВОД
- Место подлежащего может занять любая часть речи, а также единицы синтаксиса.
Первичное закрепление «нового знания».
Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Цель этапа: выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для сам.работы по новому материалу Индивидуальная работа (подчеркнуть подлежащее, написать, чем оно выражено)
Жить убийством и разбоем - значит клевать мертвечину.
Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну.
Караульные не думали меня удерживать.
Провожающие долго смотрели вслед кибитке.
Двое взяли его под руки и посадили на седло.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: установление правильности осознанности изучения темы.
- Перед вами текст. Прочитайте его. Определите главную мысль. Подчеркните в каждом предложении грамматические основы, помните, что вам могут встретиться и сложные предложения.
- Проверяем все вместе. Делаем вывод. Индивидуальная работа с текстом (задание ОГЭ): дифференцированные задания –
приложение 1
Этап проверки усвоения материала.
Цель этапа: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
УУД.
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Контроль, коррекция, оценка. Нравственно - этическая ориентация
Тестовая работа (приложение 2) с использованием презентации
Самопроверка. Оценивание
Рефлексия
- Вернемся к цели нашего урока.
- Где могут пригодиться эти знания?
- Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Каким способом?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
- Должны были узнать способы выражения подлежащего и научиться определять, чем в предложении может быть выражено подлежащее. ЭТИ знания необходимы для выполнения задания 8 ОГЭ.
Дети оценивают свою деятельность.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Дифференцированное домашнее задание: - Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее)
- Составьте или подберите из произведения художественной литературы предложения, где подлежащее выражено разными частями речи.
Приложение 1
(1)…Обещаешь ли служить мне с усердием? – продолжал Пугачев. (2) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне забавны. (3)Я смутился. (4) Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. (5)Назвать его в глаза обманщиком – было подвергать себя погибели. (6) Пугачев мрачно ждал моего ответа. (7) Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.
- (8) Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? (9) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (10) Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья, а я сказал тебе правду.
(11) Моя искренность поразила Пугачёва.
- (12) Казнить так казнить, миловать так миловать; ступай себе на все четыре стороны, - сказал он.
ИЛИ ВАРИАНТ 2 (для слабых)
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
Приложение 2
Тест Подлежащее и способы его выражения
Вопрос 1Чем может быть выражено подлежащее?
1.любой знаменательной частью речи
2.только склоняемой частью речи
3.только неизменяемой частью речи
4.только спрягаемой частью речи
Вопрос 2В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1.Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2.Наши пряли, а ваши спали.
3.Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь
уловил шум в коридоре.
4.Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
Вопрос 3В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1.Наши плачут, да и ваши не радуются.
2.Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3.Ложное не может быть красивым.
4.Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
Вопрос 4В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?
1.Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2.Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3.В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4.Он начал быстро считать в уме.
Вопрос 5В каком предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием?
1.Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2.Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3.У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4.Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
Вопрос 6В каком предложении подлежащее выражено числительным?
1.Чужой останется чужим.
2.Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3.Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4.Ни души на улицах.
Вопрос 7В каком предложении подлежащее выражено междометием?
1.На одной неделе семь пятниц не живёт.
2.Его «увы» прозвучало с горечью.
3.Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4.Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
Вопрос 8В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1.«Вечор» — устаревшее слово.
2.Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3.Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4.В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
Вопрос 9В каком предложении подлежащее выражено существительным?
1.Я посмотрел на часы.
2.Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3.Что же это в небе происходит?
4.Как прекрасна светлая наша страна!
Вопрос 10В каком предложении подлежащее выражено фразеологизмом?
1.И вот конец великому испытанию.
2.Шумно и дружно запели ручьи.
3.Длиннобородый тихо усмехнулся.
4.У него золотые руки.
Список литературы
Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные материалы: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько – М.6 Издательство «Национальное образование», 2015. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М.: Дрофа, 2011.
Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Е.А. Архипова, Т.М.Воителева, А.Д. Дейкина и др.]; под ред. Р.Б.Сабаткоева. – 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.