Урок по русскому языку для 8 класса на тему Подлежащее. Способы выражения подлежащего.


Урок по русскому языку для 8 класса «Подлежащее.Способы выражения подлежащего.»
Проектирование современного урока в условиях перехода на ФГОС ООО
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Тип урока: урок новых знаний
Цель урока:
1)образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2)развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3)воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся и интерес к русскому языку и литературе;
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная
Метод: проблемный, частично-поисковый
Необходимое техническое оборудование: медиапроектор, экран для проектора, компьютер+ уч.пособие для 8 класса под редакцией В.Бабайцевой «Теория»и «Справочный материал» под ред.М.Баранова
Ход урока:
1.Организационное начало урока. Мотивационный настрой – все, что узнаем сегодня, поможет нам завтра.
СЛАЙД 1
2. Актуализация знаний: на экране записаны слова. Сгруппируйте их по орфограммам, оформив таблицу.
Каменный, вспаханный, лимонная, серебряное, решена, расписанная, орлиный, внесено, присутствующие, машинный, гостиный, прочитана, труженики.Ответ:
Правописание прилагательных с основой на Н Правописание НН в полных страдательных причастиях прош врем. Правописание Н и НН в прилагательных Правописание Н в кратких страдательных причастиях
Каменный вспаханный серебряное решена
лимонный расписанная орлиный внесено
машинный гостиный прочитана
Учитель: Обоснуйте такой выбор слов. (Дети объясняют орфограммы в каждом столбце.)
Аналогичная работа связана с заданием 5 ОГЭ по русскому языку.
Учитель: Какие два слова остались –( одно действительное причастие настоящего времени, второе существительное, правописание которого надо запомнить; сделайте морфемный разбор слова труженик – суффикс -еник)
Учитель: Сконструируйте простое предложение со словом труженики.
-Запишем в тетрадь.
Труженики нашего хозяйства успешно завершили уборку урожая.
Выпишите все словосочетания из предложения: Укажите способ подчинительной связи.
Завершили успешно- примыкание
Нашего хозяйства - согласование
Завершили уборку - управление
Уборку урожая - управление
- Замените словосочетание завершили успешно, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со другим видом связи.. Задание 7 ОГЭ(успешное завершение – согласование, завершили с успехом - управление)
Запишем второе предложение.
Присутствующие на матче горячо приветствовали сборную России.
Учитель: Подчеркните грамматические основы в этих предложениях. Чем выражено подлежащее в этих предложениях. Что необычного увидели? (Существительным и причастием)
- Сформулируйте тему нашего урока. Подлежащее и способы его выражения.
- Как выдумаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
- Что мы уже знаем по этой теме? (что такое подлежащее и чем оно может быть выражено) Проговариваем.
Учитель: действительно, мы изучаем широкую тему - Синтаксис простого предложения, а тема нашего урока – узкая тема. Запишите в тетради тему урока.
Слайд 2
3. Реализация темы урока
Работаем с учебником Теория. Заполняем таблицу. Обратите внимание, что в графе Примеры, у вас уже имеются некоторые примеры. В случае затруднения пользуйтесь справочником «Русский язык» стр.159 Работа в парах.
Таблица
Способы выражения подлежащего Примеры
Жить убийством и разбоем - значит клевать мертвечину.
Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну.
Караульные не думали меня удерживать.
Провожающие долго смотрели вслед кибитке.
Двое взяли его под руки и посадили на седло.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Громкое ура прокатилось над площадью.
Встречать государя вышли от мала до велика.
Трое из разбойников вышли из избы.
Слайд 3
4.Сделайте вывод Подлежащее может быть выражено….
Таблицу вклейте в тетрадь-справочник.
5. Практическая работа. Перед вами текст. Прочитайте его. Определите главную мысль. Подчеркните в каждом предложении грамматические основы, помните, что вам могут встретиться и сложные предложения.
(1)…Обещаешь ли служить мне с усердием? – продолжал Пугачев. (2) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне забавны. (3)Я смутился. (4) Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. (5)Назвать его в глаза обманщиком – было подвергать себя погибели. (6) Пугачев мрачно ждал моего ответа. (7) Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.
- (8) Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? (9) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (10) Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья, а я сказал тебе правду.
(11) Моя искренность поразила Пугачёва.
- (12) Казнить так казнить, миловать так миловать; ступай себе на все четыре стороны, - сказал он.
Задание: Укажите номера предложений, в которых синтаксическим средством выразительности речи является инверсия. Задание 3 ОГЭ
ИЛИ ВАРИАНТ 2 (для слабых)
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
Задание: Укажите номера предложений, в которых синтаксическим средством выразительности речи является инверсия.
Проверяем все вместе. Делаем вывод.
6. Рефлексия: вернемся к цели нашего урока. Должны были узнать способы выражения подлежащего и научиться определять, чем в предложении может быть выражено подлежащее. ЭТИ знания необходимы для выполнения задания 8 ОГЭ
7. Этап проверки усвоения материала. Тестовая работа
Самопроверка. Оценивание.
Тест Подлежащее и способы его выражения
Вопрос 1Чем может быть выражено подлежащее?
1.любой знаменательной частью речи
2.только склоняемой частью речи
3.только неизменяемой частью речи
4.только спрягаемой частью речи
Вопрос 2В каком предложении подлежащее выражено
местоимением?
1.Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2.Наши пряли, а ваши спали.
3.Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь
уловил шум в коридоре.
4.Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
Вопрос 3В каком предложении подлежащее выражено
прилагательным?
1.Наши плачут, да и ваши не радуются.
2.Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3.Ложное не может быть красивым.
4.Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
Вопрос 4В каком предложении подлежащее выражено
инфинитивом?
1.Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2.Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3.В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4.Он начал быстро считать в уме.
Вопрос 5В каком предложении подлежащее выражено цельным
словосочетанием?
1.Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2.Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3.У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4.Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
Вопрос 6В каком предложении подлежащее выражено
числительным?
1.Чужой останется чужим.
2.Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3.Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившуюлыжу.
4.Ни души на улицах.
Вопрос 7В каком предложении подлежащее выражено
междометием?
1.На одной неделе семь пятниц не живёт.
2.Его «увы» прозвучало с горечью.
3.Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз,
и тополей.
4.Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
Вопрос 8В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1.«Вечор» — устаревшее слово.
2.Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3.Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4.В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
Вопрос 9В каком предложении подлежащее выражено
существительным?
1.Я посмотрел на часы.
2.Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3.Что же это в небе происходит?
4.Как прекрасна светлая наша страна!
Вопрос 10В каком предложении подлежащее выражено
фразеологизмом?
1.И вот конец великому испытанию.
2.Шумно и дружно запели ручьи.
3.Длиннобородый тихо усмехнулся.
4.У него золотые руки.
8. Домашняя работа.
1) Составьте или подберите из произведения художественной литературы предложения, где подлежащее выражено разными частями речи.
2)Напишите сочинение-миниатюру на тему Что такое благородство?, используя в качестве аргументов примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».