Презентация по МХК на тему: «Традиционные музыкальные инструменты Индии”


ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНДИИ ТаблаНаиболее выразителен по тембру парный барабан табла, по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами). ТаблаСуществует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже (двух мембранный барабан в форме бочонка). Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников – Судхар Хан – потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга. ГхатамЭто инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями.Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки. Сегодня Гхатам – полноценный индийский музыкальный инструмент. ГхатамГхатам – очень древний инструмент, он упоминался еще в Рамаяне (написанной, как говорят, за несколько тысяч лет до нашей эры). Он используется, как правило, в качестве ритмического сопровождения других индийских инструментов. Иногда – вместе с таблой.Гхатам отличается от горшка музыкальностью – стенки должны быть одинаковой толщины, иначе звук будет неравномерный. Гхатам Мриданга (мридангам)Мриданга – это южноиндийский вариант барабана пакхавадж. Он обладает сильным внешним сходством с пакхаваджем, но есть значительные отличия как в конструкции, так и в манере игры на нем.Тон этого инструмента также отличается – благодаря особенностям конструкции. Мриданга (мридангам)Интересно строение мридангама. Он имеет плотную кольцевую мембрану по окружности правой стороны; между кольцевой и основной мембранами расположены несколько пучков соломы. С правого бока имеется специальная нашлепка, называемая сору. На левый бок мридангама, для получения основного глубокого тона, делается ещё одна нашлепка из смеси муки и воды, которая убирается после каждого представления. Мридангам – непременный участник южноиндийских классических представлений. Мриданга (мридангам) Мриданга (мридангам) Мриданга (мридангам) МанджираМанджира известны под многими именами. Они также называются «джандж», «тала» или целым рядом других слов. Фактически это набор из двух маленьких цимбал. Это неотъемлемый компонент для исполнения танцевальной музыки и бхаджанов (распространённая музыкальная форма, первоначально относилась к народной музыке, в настоящее время иногда относится к полуклассическим формам; по сути – духовное песнопение, посвященное богу или святому). МанджираЭто очень древний инструмент – его изображения можно увидеть на стенах храмов с древнейших времён. Манджира используются при исполнении танцевальной музыки, бхаджанов. ВинаВи́на – старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Имеет форму лютни. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных.Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики. ВинаИндийскую богиню Сарасвати, которая обычно считается покровительницей всех искусств, очень часто изображают с виной в руке. Вина Вина СитарСитар по устройству напоминает вину. Название, вероятно, происходит от персидского "сетар" – прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник – таджикский сетор, который, однако, трёхструнный. СитарОднако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными. Ситар Ситар СарангиСаранги – прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёх – четырёх основных, игровых струн у него есть ещё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять – тридцать), расположенные под игровыми.Смычок не касается резонирующих струн, но во время музицирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом. Инструмент вырезается из цельного куска дерева – очень легкого, Khiro. СарангиВ Индии традиционно разные части музыкальных инструментов называют по аналогии с человеческими частями тела. Так, индийская Саранги имеет голову (колковая коробка), шею (шейка грифа), уши – это колки для настройки, а грудь – собственно корпус Саранги. В Непале музыканты называют струны 4-х струнной Саранги в честь членов семьи: отец, сын, дочь и мать. Саранги Саранги ШанкхаШа́нкха – ритуальный предмет в индуизме, морская раковина больших размеров. Это раковина крупного морского моллюска, обитающего в Индийском океане.На Западе этот вид раковины называют «священной раковиной».В индуистском искусстве шанкха чаще всего изображается как атрибут Вишну. Шанкха также входит в список восьми благоприятных символов буддизма, аштамангала. Шанкха ШанкхаВ шанкху трубят в ходе индуистских храмовых ритуалов, а в прошлом её также использовали на поле боя для созыва войска, оповещения об атаке или начале битвы. Будучи водным символом шанкха ассоциируется со славой, долголетием, процветанием, очищением от грехов, а также с вечной обителью Лакшми – богини процветания и супруги Вишну. Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Космологические представления Древней Индии коснулись сфер вокальной и инструментальной музыки. Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям. Источникиhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sarangis#/media/File:Sarangi2.gifhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%ED%EA%F5%E0Авторы-составители Приложения Пакхавадж Табла Южноиндийская мриданга Мридангам Ситар Шанкха Презентация подготовлена ученицей 9в класса гимназии № 405 Верой Лукашенок в сотрудничестве с учителем Наталией Всеволодовной ДудкинойСанкт-Петербург, 2015