Урок обобщения и систематизации знаний по теме Имя прилагательное

ИТОГОВЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
по программе М.М. Разумовской.

Нагорнова Евгения Георгиевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №5 г. Всеволожска».

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
повторение правописания имен прилагательных;
формирование умения создавать текст на заданную тему, с использованием прилагательных.
Воспитательные:
формирование умения работать в команде;
формирования умения радоваться успехам других;
воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны;
Развивающие:
развитие творческой инициативы;
развитие речи;
развитие мотивации учебной деятельности.


ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал (тексты сказки по количеству команд).



ХОД УРОКА.
Класс рассаживается по трем вагонам.
УЧИТЕЛЬ.
- Здравствуйте, ребята! Все расселись? Всем удобно? Итак, через несколько минут мы с вами отправимся в незабываемое путешествие по стране «Имя прилагательное». Но вашим вагончикам нужно дать название, поэтому слушайте первое задание.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.
-Дайте название своим вагонам, отразив в них тему урока.
(учащиеся выбрали названия: «Относительные», «Качественные», «Притяжательные»)
-Итак, поехали! В путь! Чух-чух-чух!
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «РАЗМИНОЧНАЯ».
- Мы все с вами знаем, что прилагательное обозначает признак предмета и относится к существительному, то я вам предлагаю за 3 минуты придумать и записать прилагательные к следующим существительным:1 вагон – мальчик, 2 вагон – девочка, 3 вагон – цветы.
Кто больше? На этой станции вы сможете заработать много баллов, потому что за каждое подобранное прилагательное вы получите балл.
Вы все заработали приличные баллы, двигаемся дальше. Чух-чух-чух!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ «РАЗРЯДОЧНАЯ»
Из сказки о том, какие обеды готовятся в сказочном королевстве, выпишите прилагательные, разбив их по разрядам.
«Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Все-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
Вот дворничихина стрепня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом. А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоеные пирожки и горячий чай с душистым лимоном. Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишневым вареньем. А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, прозрачный виноград, желтые дыни, сочные груши, спелые арбузы. Но это все на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, соленые грибы, румяный окорок, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики.»
Ну, вот мы побывали в сказочном королевстве, от таких обедов слюнки не потекли? Нет? Тогда отправляемся дальше. Чух-чух-чух!
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ»
- Определите с помощью каких суффиксов образованы данные прилагательные: снежный, сероватое, беленький, гусиная, черноморский.
Какие суффиксы не встретились? Вспомните и допишите.
-чив- обидчивый
-ист- серебристый
-ов- ласковый
-лив- говорливый
-ев- кучевые
-ок-глубокая
-ёк- далекая
-ан-(-ян-)кожаный
Молодцы! Справились. Продолжаем наше путешествие. Что же еще нас ждет впереди?
ЧЕТВЕРТАЯ СТАНЦИЯ «ОРФОРГАФИЧЕСКАЯ»
Запишите текст и объясните выбор орфограмм в окончаниях имен прилагательных, определите падеж.
Горяч..й чай, в студен..ю воду, с ближн..й мельницы, свеж..ми следами,коротк..ми ночами, в весенн..ю распутицу, син..ми сугробами, не весен..м солнце, от ласков..х лучей, дальн..м лесом, в средн..ю школу.
На орфографической станции вы не допустили ошибок, наши вагончики двигаются дальше. Чух-чух-чух!

ПЯТАЯ СТАНЦИЯ «ЦИФРОВАЯ»
Цифровой диктант. Полные прилагательные замените цифрой 1, краткие – цифрой 2.
Светлый, гремуч, могучий, попутный, весела, прекрасный, морозная, прекрасен, живая, свежа, синее, прозрачен, легкий, ароматен, сухой.
И с цифрами у вас все получилось! Прекрасно. Скоро мы окажемся на конечной станции, а пока наше странствование продолжается. Вперед!
ШЕСТАЯ СТАНЦИЯ «СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ»
Из полных прилагательных образуйте краткие и запишите в составе словосочетаний. Например: шипучий – напиток шипуч.
Погожий, неуклюжий, широкоплечий, певучий, трескучий, кипучий, могучий, дремучий, летучий, горячий, колючий, тощий, хороший.
Какую орфограмму мы повторили? (На конце кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется).
А теперь мы отправляемся на станцию «Сравнительную».
СЕДЬМАЯ СТАНЦИЯ «СРАВНИТЕЛЬНАЯ»
В первую колонку запишите прилагательные в сравнительной степени, во вторую колонку прилагательные в превосходной степени.
Березка тоньше дуба, ручеек меньше речки, персик мягче яблока, красивейшее здание, мельчайшая подробность, алюминий легче железа, лучшая спортсменка, утомительнейшая прогулка, самый большой дом, величайшая ошибка, баскетболист выше хоккеиста, кресло удобнее стула, опытнейший спортсмен.
ВОСЬМАЯ СТАНЦИЯ «СИНТАКСИЧЕСКАЯ»
Разберите предложения по членам, определите синтаксическую роль имен прилагательных.
Восточные склоны Урала более круты.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Лучшее дарование – ум, худшая беда – невежество.
Мы прибыли на конечную станцию самую интересную и творческую.
ДЕВЯТАЯ СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ»
Составьте текст на тему «9 Мая - День Победы», используя следующие словосочетания.
Мужественные бойцы, тяжелые бои, долгожданная победа, праздничный салют, вечная память, счастливый день.
Тексты, которые составили учащиеся разных команд.

«9 Мая – День Победы»
Мужественные бойцы в тяжелых боях боролись за нашу Родину. Страшно было представить, что тогда происходило. Многие люди умирали от голода и холода, а солдаты погибали за нашу жизнь. Все ждали долгожданной победы. И вот настал тот счастливый день, русские выиграли, закончилась война. Заиграла музыка, прогремели залпы праздничного салюта. Вечная память тем, кто боролся за нашу землю, за наше будущее, за нашу жизнь.

«9 Мая – День Победы»
В 1941 году фашистская Германия напала на Советский Союз. Были тяжелые бои, но наши мужественные бойцы сражались до последнего вздоха. Они шли на врага, не жалея собственной жизни. Многие солдаты пали в сватке. 4 года шла война. Наконец, долгожданная победа! На Красной площади прогремел салют. Вечная память нашим солдатам!!!

Дорогие ребята! Наше путешествие по удивительной стране «Имя прилагательное» подошло к концу. Вы проехали долгий путь, на 9 станциях наш поезд делал остановки, вы выполнили все предложенные вам задания. (Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.)
Молодцы! До свидания! Нас ждет еще немало интересного и увлекательного на уроках русского языка.

Использованная литература:
Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное.-М.: РИО «Самовар», 1994.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995.
Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2004.

15