Исследовательская работа Символика яблока в культурах разных народов


Загадка яблока
(исследовательская работа по символике яблока в культуре разных народов)
Авторы: Батршина Диана, Саетгареева Эльза, обучающиеся 11 класса МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 2
село Мишкино
2013 год
Введение.
«Яблоко, — продолжал судья Менефи, атакуя присяжных,
— занимает в нашу эпоху, надо сказать, совершенно
незаслуженно-ничтожное место в диапазоне нашего внимания.
В самом деле, оно так часто ассоциируется с кулинарией и коммерцией,
что едва ли его можно причислить к разряду благородных фруктов.
Но в древние времена это было не так. Библейские, исторические и мифологические предания изобилуют доказательствами того,
что яблоко было королем в государстве фруктов.
Мы и сейчас говорим «зеница ока», когда хотим определить
что-нибудь чрезвычайно ценное. А что такое зеница ока, как не составная часть яблока, глазного яблока? В Притчах Соломоновых мы находим сравнение с «серебряными яблоками». Никакой иной плод дерева или лозы не упоминаетсятак часто
в фигуральной речи. Кто не слышал и не мечтал о «яблоках Гесперид?».
Нет необходимости привлекать ваше внимание к величайшему по значению и трагизму примеру, подтверждающему престиж
яблока в прошлом, когда потребление его нашими прародителями
повлекло за собой падение человека с его пьедестала
добродетели и совершенства».
Яблоко сфинкса (О. Генри)
Читая строки из рассказа О.Генри «Яблоко сфинкса», я задалась вопросом: «Действительно ли можно считать яблоко – королем в государстве фруктов, и что о нем упоминается в различных мифах, легендах и преданиях у разных народов? Есть ли что-то общее в их представлениях? Почему бы не собрать все данные, что я смогу найти, в одну брошюру?» Таким образом, возник проект «Загадка яблока», приуроченный III научно-практической конференции школьников общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан «Сады нашего детства» и данное исследование проведено в рамках этого проекта.
Общая символика яблока в культуре разных народов - тема данной работы. Из этого вытекает проблема исследования: какова символика яблока в представлениях разных народов? В связи с этим, нами была определена цель - выявить нечто общее в представлениях разных народов относительно символики, значения яблока.
Была выдвинута гипотеза: яблоко в культуре разных народов имеет схожее символическое значение.
Актуальность моей работы обусловлена тем, что в настоящее время повышается осознание народом своей самобытности, неповторимости, но, в то же время, мы все – граждане одного «государства» - планеты Земля, а, следовательно, у нас есть точки соприкосновения и с другими народами. Так же эта тема актуальна тем, что она позволяет изучить взаимосвязь культур разных народов, что особенно важно в современном мире, в котором стираются границы между странами и континентами.
Именно поэтому в данной исследовательской работе рассматривается яблоко как нечто общее для культур всех народов.
Таким образом, предметом изучения стало символическое значение яблока, а объект изучения – мифы, предания, поверья разных народов о яблоке.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
Сбор и изучение информации о яблоке в различных мифах, преданиях, легендах разных народов.
Анализ изученной информации, ее обобщение.
Подготовка презентации для защиты исследования.
И в рамках проекта «Загадка яблока» была подготовлена брошюра под тем же названием.
В  работе были  применены следующие методы исследования:
Теоретические - анализ литературы, обобщение и систематизация полученных сведений.
Практические - методы сплошной выборки.
Исследовательская работа состоит из введения, где раскрыты цель и задачи, основной части, где мы рассматриваем символику яблока в культуре разных наций, и сравниваем общее в этих представлениях, из заключения и библиографического списка.
В первой части рассматривается символика яблока у разных народов.
Во второй части мы рассмотрели общие, схожие моменты в представлениях разных народов, в мифах, поверьях о яблоке.
Библиографический список содержит наименование источников, которыми мы пользовались при исследовании поставленного вопроса.
Часть 1. Символика яблока, поверья, обряды, легенды о яблоке в культуре разных народов.
Яблоня – одно из древнейших плодовых деревьев, известное свыше 4 тысяч лет. Родиной растения считается Малая Азия, откуда несколько тысяч лет назад его перевезли в Палестину, а затем в Египет, Древнюю Грецию и Рим. Египетские фараоны имели большие фруктовые сады и ежедневно жертвовали храмам по корзине яблок, древнеримские патриции славились умением выращивать яблони.
В Средние века каждый кельтский клан в Ирландии имел свою священную яблоню, под которой устраивались языческие праздники.
Земли древних славян путешественники называли Яблоневым царством. В сохранившихся летописях особенно отмечается сад при Киево-Печерском монастыре, заложенный в годы правления Ярослава Мудрого. А при Петре I редчайшие сорта яблонь из Швеции украсили Летний сад Санкт-Петербурга.
Яблоня принадлежит к тем культурам, значение которых не ограничивается их потребительской ценностью. Ведь с самых давних времен яблоневое дерево в пору ли цветения, в пору ли плодоношения воспринималось человеком как символ красоты, добра, богатства. Именно с яблоком в различных мифологических традициях связывалась идея изобилия, плодородия, успеха. Яблоко символизировало мудрость, счастье, удачу, мир. Что конкретно и у каких народов обозначало яблоко?
Приметы и поверья славян, связанные с яблоком
В славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах. Обмен яблоками между парнем и девушкой символизировал взаимную симпатию. Принимая от сватающегося парня яблоко, девушка как бы давала согласие на брак. У южных славян яблоки выступали в роли свадебного приглашения.
Ветки яблони украшали свадебное знамя и венок невесты, а ещё использовались в убранстве праздничного стола. Так, белорусы, украинцы и поляки втыкали ветку яблони в каравай, а русские — в свадебную курицу. Южные славяне отправляли невесту на венчание с яблоком, а после она должна была забросить плод за алтарь, чтобы иметь детей. Молодожёнам дарили яблоки, желая большого потомства. Перед первой брачной ночью совершали такой обряд: одно яблоко прятали под перину, а другое разламывали на две части, и каждый из новобрачных съедал половину.
Яблоко — общеславянский символ целомудрия невесты: его оставляли на брачной рубашке. Южные славяне традиционно совершали бритье жениха перед свадьбой под яблоней. А при совершении обряда смены головного убора с девичьего на женский, первый, с помощью яблоневой ветки, снимали с головы невесты и забрасывали на яблоню. У южных славян на Рождество и в Новый год самый младший член семьи приносил ветку яблони в дом, ее втыкали в рождественский калач; яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали на яблоню. Яблоки - дар в обрядах календарного и семейного цикла: им одаривали колядующих, всех приглашенных на свадьбу и крестины. В свою очередь участники обходных обрядов приносили в каждый дом яблоки и отдавали его хозяевам, клали на очаг.
Западные славяне верили, что для обеспечения здоровья всей семьи необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко. Для будущего здоровья и красоты детей беременной нужно было подержаться за дерево яблони и посмотреть на её ветки в зимнее время или на плоды в летнее. Для здоровья и силы будущего ребёнка роженицу навещали с яблоком. У западных и южных славян считалось, что перед тем, как набрать воду из источника, в него в качестве жертвы нужно бросить яблоко.
На Украине было принято, чтобы повитуха на крестинах раздавала всем яблоки.
В Словакии и Моравии воду после купания новорождённого выплёскивали под сладкую яблоню. В Рождество и на Новый год яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали его на яблоню.
В Сербии, Македонии и Хорватии молодая жена, входя в новый дом, «дарила» очагу яблоко с воткнутой в него монетой; а в Словакии переворачивала полную корзину яблок, чтобы в хозяйстве было изобилие.
Сербы Воеводины видели в яблоке воплощение плодородия: его опускали в посевное зерно, чтобы пшеница выросла крупная, как яблоки. Болгары защищали таким образом посевы.
Чехи в Сочельник бросали орехи и яблоки под плодовые деревья. Последний плод с дерева не срывали: его оставляли на ветке для того, чтобы и на следующий год урожай был богатый. Согласно верованиям, яблоко помогало от бесплодия. Болгары считали, что оно должно зародиться после вторичного цветения яблони. Сербы полагали, что в этом поможет первое яблоко на молодом дереве, а украинцы — плод, долго висевший на яблоне.
Яблоки, равно как и другие плоды, запрещалось вкушать до Яблочного Спаса. Это можно было делать лишь после освящения и благословения яблок нового урожая, которое происходило в этот праздник.
Таким образом, можно сказать, что символика яблока и поверья, обряды, связанные с ним у славян носят положительную оценку: оно и символ плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства и даже своеобразный оберег.
1.2. Символика яблока в христианской традиции
Яблоко олицетворяет искушение, Падение человека и Спасение. Со средних веков символизирует запретный плод. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала свое "знание” Адаму. Следствием стало изгнание из рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества.
Но в тексте Библии не упоминается конкретно, какой именно плод ввел в искушение Еву (в искусстве изображались фига, персик и айва, помимо яблока); традиционная ассоциация с яблоком происходит главным образом из-за схожести латинских слов для «яблоко»— «mālum» — и «зло»— «malum». А может быть еще потому, что лат. «pōmum» («плод») перетерпело синекдоху и позже стало обозначать «яблоко». Т.е. раньше говорили «pōmum» в смысле какой-то плод, но продолжали использовать то же слово, несмотря на то, что оно постепенно меняло значение, так и получилось, что в итоге этот плод оказался яблоком.
В христианской традиции имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински malum) и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенное с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение.
Но есть и еще одно значение символа яблока – тайное познание. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» Бытие 3: 4, 5.
Такое упоминание символа именно в этом значении можно встретить и в трудах алхимии.
В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
Сейчас этот праздник вновь возвращается к нам и будет нелишне знать о нем побольше. Считается, что он призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
Я́блочный Спа́с — русское народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 6 (19) августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще — оставить яблоки в храме.
В болгарских поверьях Архангел Михаил принимал душу в рай только с яблоком. До сих пор в поминальное блюдо «коливо» кладут кусочки яблок.
Яблоко на столе в Сочельник предназначалось для умерших, поэтому, боясь мести предков, запрещалось брать его с рождественского деревца (Польша)…
В поминальные дни обменивались яблоками за упокой души умершего, на кладбище их клали на могилу, на крест или закапывали рядом с крестом. Яблоня выступает как посредник между двумя мирами, как связующее звено в приобщении души к миру предков. Маленькую яблоню несли перед гробом, сажали на могиле (вместо креста), чтобы умершие могли через нее общаться с живыми (сербы, болгары). Полагали, что деревце находилось с покойником в пути до самого его перехода на «тот свет». Когда яблоня засыхала, это значило, что душа достигла рая и дерево должно расстаться с ней. После похорон молодого неженатого человека яблоневую ветку втыкали в потолок в помещении, где лежал умерший (болгары).
А как яблоко и религия были связаны у других народов?
1.3. Мифы древних греков о яблоке
В греческой мифологии творцом яблока выступает Дионис, преподнесший его Афродите, что послужило поводом к эротической символизации яблока.
«Яблоко раздора» - кто же не слышал этого выражения? В древнегреческой мифологии — золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Гера, Афина и Афродита стали претендовать на это яблоко. Богини попросили Зевса решить этот спор, но Зевс повелел Гермесу передать яблоко Парису, чтобы тот присудил яблоко достойнейшей (суд Париса). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афродита — отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин — Елену, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война. После этого случая Боги невзлюбили яблоки.
Так появился фразеологизм «яблоко раздора», означающий всякую причину споров и распрей. Говорят также иногда «яблоко Эриды», «яблоко Париса».
Яблоки Гесперид. Давно-давно, когда на светлом Олимпе боги справляли свадьбу Зевса и Геры, Гея-Земля подарила невесте волшебное дерево, на котором росли золотые яблоки. Эти яблоки обладали свойством возвращать человеку молодость, и тот, кто сумел бы их достать, никогда не состарился бы. Но никто из людей не знал, где находился сад, в котором росла чудесная яблоня.
По одному из мифов, драгоценные плоды, дающие человеку здоровье и силу, выращивались в саду Гесперид. Дочери титана Атланта и нимфы Геспериды, хранительницы чудесных золотых яблок, жили в саду на крайнем Западе земного круга, где росла яблоня, приносившая золотые плоды.
Согласно древнегреческому мифу о Геракле, самым трудным его подвигом на службе у Эврисфея был последний, двенадцатый подвиг: он должен был найти на краю земли золотое дерево, охранявшееся звонкоголосыми Гесперидами вместе со стоглавым драконом, никогда не смыкавшим глаз сном, и добыть три золотых яблока.
В греческой мифологии была знаменитая аркадская красавица Аталанта. Она принимала участие в охоте на бешеного вепря с Мелеагром и героями: Ясоном, Тесеем, Кастором, Поллуксом и двумя братьями матери Мелеагра. Стрела Аталанты первой ранила зверя, после чего Мелеагру удалось вонзить в вепря копье. После завершения охоты он отдал девушке голову и шкуру зверя. Многие сватались к Аталанте, но гордая девушка не хотела выходить замуж. Женихам она ставила условие - обогнать ее в беге. Однако ей всегда удавалось перегнать претендента. Отставшего она пронзала копьем. Только хитрому Гиппомену удалось добиться руки Аталанты: начав бег, он кидал под ноги красавице друг за другом три золотых яблока, и, поднимая их, Аталанта отстала.
Также ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды (богиня мщения) и Артемиды (богиня Луны и охоты, у римлян эта богиня называлась Дианой). Использовались в обрядах, связанных с Дианой, где вручаются женихам в качестве приза в полуденных брачных соревнованиях в беге, (девушек-победительниц ночных брачных соревнований в беге награждали оливковой ветвью).
В Афинах молодожены делили и ели яблоко при вхождении в брачные покои; передача или бросание яблок считалось знаком любви.
У древних греков и римлян яблоки были любимым фруктом, так как они олицетворяли любовь.
1.4. Мифы древних скандинавов
У древних скандинавов существовала своя Елена Прекрасная - богиня Идунн (Iðunn - Обновляющая). Волшебную яблоню лелеяли и охраняли три мудрые норны. (НОРНЫ - в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении и, вероятно, помогающие при родах. Отчасти они сродни валькириям, которые, в отличие от норн, участвуют только в определении судеб воинов в битвах и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств. В "Прорицании вельвы" Снорри Стурлусона (XIII в.) названы три норны: Урт - судьба или прошлое, - Вертанди - становление или настоящее - и Скулд - долг или будущее, - живущие у источника в корнях Мирового дерева и дерева судьбы Иггдрасиль, которое они ежедневно опрыскивают влагой из источника). Только богине весны Идунн позволяли они собирать чудесные плоды. Из своего неистощимого ларца Идунн раздавала золотые яблоки, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость. Эти драгоценные дары хотели похитить великаны, желавшие лишить богов их силы и юности. Однажды бог огня Локи попал в плен к великану Тьяцци, и в обмен на свободу пообещал украсть у Идунн золотые яблоки. Вернувшись в Асгард, Локи рассказал Идунн о яблоках, якобы имевших еще более чудодейственные свойства и найденных им неподалеку; доверчивая богиня отправилась с ним в лес, где в обличье орла ее поджидал Тьяцци.
Когтистыми лапами он схватил Идунн вместе с ее яблоками, и унес в Етунхейм, землю великанов. Утрата яблок сразу состарила богов, глаза их затуманились, кожа стала дряблой, разум ослабел. Над Асгардом нависла угроза смерти.
В конце концов, Один собрал остатки сил и нашел Локи. Угрожая ему смертью, он приказал предателю немедленно вернуть Идунн и чудесные яблоки. Локи, обернувшись соколом, полетел во владения Тьяцци, превратил Идунн в орех, и вернулся с ней домой. Великан в обличье орла пустился следом за ними и попытался настичь беглецов, но, перелетая через высокие стены Асгарда, сгорел в пламени разведенных на стенах костров, и превратился в горстку пепла. Локи вернул Идунн ее настоящий облик и она раздала больным богам яблоки.
1.5. Кельтские мифы
В кельтской мифологии, остров блаженных - Авалон (мифический остров), получил свое название от уэльсского afal, яблоко. Кельтская мифология рассказывает о некотором потустороннем мире, который находится далеко на западе. В этих источниках говорится, что якобы существует на острове яблок стеклянная башня и яблоки, способные сделать человека бессмертным. Согласно другим данным, на острове остановлено время, создающее иллюзию бессмертия, и яблоки тут ни при чем. А легенды, возникшие позже, говорят, что Аваллах (еще одно название острова яблок) – это Гластонберийский монастырь, куда фея Моргана перенесла смертельно раненного короля Артура. Тем более, что аббатстве Гластонберри в изобилии растут яблоки. Там же, кстати, родилась и Альнгарад Златорукая, леди Озера, которая вернула меч Артура, Эскалибур, выкованный на острове яблок, в мир.
Существует много предположений насчет того, где действительно находится Аваллон и существует ли он вообще. Некоторые считают, что Аваллон находился на Атлантиде, другие говорят, что Аваллоном является остров у побережья Англии, где живет фея Моргана и «девять сведущих сестер».
У кельтов яблоко было символом знаний, и, съев яблоко, можно было обрести бессмертие.
1.5. Яблоко в представлениях других народов
По ирландскому поверью, яблоко — это фрукт, который обеспечивает бессмертие: при его разрезании можно увидеть пятиконечную звезду, символизирующую пять состояний от рождения до смерти и новое рождение.
У осетин есть похожее на русскую сказку и скандинавскую легенду сказание - «Яблоко нартов», где герой также отправляется на поиск похитителя чудесных яблок: «Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы, но за день только по одному яблоку созревало на ней. Золотое было то яблоко, и, подобно огню, сверкало оно. Живительной силой обладало яблоко, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно…»
В Китае яблоко является символом мира и согласия по причине созвучия китайских слов пин — «яблоня» и пин — «мир». Подношение в дар несет в себе идею о вечном согласии и эквивалентно пожеланию «Мир вам». Однако название яблока созвучно и слову «болезнь», поэтому в Китае не принято дарить яблоки больным.
Яблоневый цвет встречается как декоративный мотив и символизирует женскую красоту и мир.
Яблоко из-за своей почти идеально круглой формы воспринимается как космический символ, поэтому короли и цари наряду со скипетром держат в руках представляющее весь мир "державное яблоко" (державу). В античном мире на монетах изображались три круга, обозначавшие известные императору Августу части земли - Азию, Африку, Европу, а "державное яблоко" было увенчано фигурой богини победы (Нике, латинское Виктория). В христианскую эпоху место Нике занял крест, поэтому даже астрономический символ Земли - это круг с водруженным на нем крестом.
1.6. Приметы и поверья, связанные с яблоком.
У древних ирландцев и шотландцев существовал обычай определять имя суженого. Юноша или девушка бросали в определенный момент через плечо на землю яблочную кожуру, где она принимала форму первой буквы имени предполагаемого возлюбленного или возлюбленной.
Евреи, во время праздничной новогодней трапезы, едят яблоко, обмакиваемое в мед, для обеспечения благополучия в новом году.
В персидских странах бытует легенда о сорока яблоках. Там считают, что если загадаешь желание, а затем съешь одно за другим сорок плодов, предварительно подув на каждый, – желание непременно сбудется. Но если остановишься на тридцать девятом – все волшебство исчезнет, и на дом обрушатся несчастья.
Часть 2. «Мы – граждане одной планеты».
Общее в мифах и представлениях разных народов.
Изучив различные сведения относительно выбранной темы, мы выявили следующее.
Яблоко в мифах многих народов (греки, скандинавы, кельты, славяне, ирландцы) имеет общее значение – это плод, дарующий вечную молодость, здоровье, бессмертие.Кроме того, как у славян, так и у греков, яблоко – это фрукт, символизирующий любовь: если девушке преподносят яблоко, это равноценно объяснению в любви.
Также оно является своеобразной эмблемой, оберегом плодовитости, как у славянских народов, так и у греков.
Яблоко было непременным атрибутом свадебных торжеств и у славян, и у греков.
Что касается библейского сюжета, то здесь яблоко получила три значения, которые встречаются и у древних народов.
Это – грех, искупление и знание. Не только Ева грешит, вкусив плод с древа познания, но и Геракл грешит - идет на хитрость, а в русских сказках яблоко вызывает искушение и вызывает братоубийство, у многих западных народов в сказках бытует сюжет, когда убивают отравленным яблоком. Пожалуй, лишь искупление – единственное в своем роде значение, найденное нами только в христианской религии. Яблоко символизировало знание, это же встречается у алхимиков, вспомним и Ньютона, с его открытым законом притяжения.
Мотив смерти, потустороннего мира есть и у кельтов, и у славян. Славяне в поминальное блюдо часто кладут кусочек яблока, и на могилки. У кельтов чудесные яблоки растут в потустороннем мире.
Подводя итог, можно сказать, что у разных народов есть нечто общее, и одним из этого общего является и яблоко.
Таким образом, яблоко имеет следующие значения в представлениях, мифологии, культуре разных народов:
- вечности;
- цельности (будучи круглым (шарообразным) по форме, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек);
- Земли;
- звезды;
- жизни, здоровья, омоложения, вечной юности, бессмертия;
- ребенка, весны, начала;
- осени, конца, смерти;
- пророчества, мудрости, знания, потаенности.
- божественное присутствие;
- искупление;
- грех;
- царскую власть;
- любовь, искушение, плотские утехи, преходящие радости;
- опасность, неудачи, мошенничество;
- единство;
- гравитация;
- радость, роскошь;
- яблоко — дитя, ребенок, а яблоня — семья, плодовитость;
- вечность без начала и без конца;
- цветы яблони — весна, начало года, начало любви;
- цветок юной девушки.
Несмотря на расстояние во времени, удаленности друг от друга территориально, религиозные и расовые различия, у многих народов есть много общего. В данном случае мы убедились в этом на примере исследования значения символики яблока в культуре разных народов. Действительно, мы все – сестры и братья, все мы – дети одной планеты, возможно, поэтому у нас всех так много общего.
Вывод.
Проводя наше исследование в рамках проекта «Загадка яблока», приуроченного ежегодному конкурсу-фестивалю «Бирское яблоко», нами были изучены следующие темы:
Приметы и поверья славян, связанные с яблоком.
Символика яблока в христианской традиции.
Мифы древних греков о яблоке.
Мифы древних скандинавов.
Кельтские мифы.
Яблоко в представлениях других народов.
Приметы и поверья, связанные с яблоком.
В процессе изучения данных тем нам удалось выявить много общего, схожего как в поверьях, так и в мифологии совершенно разных народов относительно значения символики яблока.
Это символ плодородия, любви, красоты; эмблема брачного союза, здорового потомства. Также это символ здоровья, вечной молодости, бессмертия. Помимо прочего, яблоки символизируют смерть, связь с потусторонним миром.
Следовательно, цель - выявить нечто общее в представлениях разных народов относительно символики, значения яблока достигнута и наша гипотеза о том, что яблоко в культуре разных народов имеет схожее символическое значение, подтвердилась.
На основе изученного материала и собранных данных в качестве приложения к работе нами была подготовлена брошюра, содержащая в себе интересные сведения о том, как яблоко характеризуется в культуре, мифологии многих народов.
Список источников информации
Алпатов С. Русский фольклор. М., 2000, 145 с.
Большой справочник школьника. 5-11 классы. -- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. − 839 с.
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / - М.: Изд-во Эксмо, 2005
Королев К.М. Мифические существа. Энциклопедия. М., 1997
Соловей Т. Г. Молодильные яблоки из тридевятого царства. Приложение к журналу «Уроки литературы в школе», № 5, 2001.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984,- 423 с.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984. Толковый словарь русского языка Ушакова.
Мифы древней Скандинавии, -М.:АСТ 2001
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1995
Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Интернет-источники:
http://taina-simvola.ru/yabloko-mifologicheskij-simvol/Фрукт. http://ru.wikipedia.org/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%E1%EB%EE%EA%EE
http://sigils.ru/symbols/yabloko.htmlhttp://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=577http://slovari.yandex.ru/
http://skazki.smeha.net/show.404.html
http://simbol.ucoz.ru/publ/simvol_i_simvolika/obshhechelovecheskie_simvoly/simvolika jabloka v mirovoj kulture/24-1-0-111