Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного по теме “Имя существительное”.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым
Урок русского языка в 4 классе
Тема. Обобщение изученного по теме “Имя существительное”.
Учитель
Якименко Елена Афанасьевна
Тема. Обобщение изученного по теме “Имя существительное”.
Цель: обобщение грамматических знаний о признаках существительного;
умений находить существительные, грамотно определять их род, склонение,
падеж, правильно писать существительные; развивать мышление, речь;
воспитывать интерес к учёбе.
Оборудование: печатная основа для каждого ученика, таблицы,
«мордашки»(карточки со стилизованными рисунками), карточки для
разбора существительного.
На доске – запись: «Давно живу я в мире этом, даю название предметам».
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
Девиз нашего урока:
«Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!»
- Сигнализируйте о своём эмоциональном состоянии (с помощью карточек-«мордашек»).

ІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Прочитайте запись на доске:
«Давно живу я в мире этом, даю название предметам».
- О какой части речи идёт речь?
ІІІ. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня мы обобщим ваши знания об имени существительном. Для этого я предлагаю вам создать ассоциативный куст по этой теме.
Ассоциативный куст – объединение отдельных слов-«веточек» одной темой.(Так он выглядит в начале урока и постепенно дополняется).
342900010287000
2171700151130Имя существительное
00Имя существительное

44577001752600016002006096000
2857500850900035433008509000
411480063881000
Учащиеся работают в печатной основе. Каждое задание они выполняют самостоятельно( один ученик у доски). После каждого задания обмениваются с соседом по парте для проверки(сверяют правильность выполнения с выполненной работой на доске) и ставят заработанное количество баллов в .
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Анализ отрывка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль».
Правдин(взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин.Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
- Правильно ли отвечал Митрофан?
2. Каллиграфическая минутка.
Ел ел ел ся ся сяДело мастера боится.
Задание: найдите имена существительные.
3. «Мозговой штурм».(После каждого правильного ответа на доске появляются новые слова-«веточки»).
- Как называется наука, изучающая части речи? (Морфология)
- Что обозначает существительное?
- На какие вопросы отвечает?
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
- Какие предметы отвечают на вопрос – кто? , что?
4114800368300033147003683000
(одушевлённые, неодушевленные)
4. Игра «Найди ошибки».
На доске:
Улетел Орёл за город орёл.
(Пишутся с большой буквы имена собственные).
5. Изменяются ли существительные по родам?
(Имена существительные по родам не изменяются, они относятся к одному из родов: женскому, мужскому или среднему).
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род: «Оно моё».
Это правило – твоё!
Игра «Какого рода?»
Осень, дождь, село, звонок, парта, окно.
Задание: выписать существительные
1 ряд – женского рода;
2 ряд – мужского рода;
3 ряд - среднего рода.
6. Для чего нужно уметь определять род имён существительных?
Загадка-игра «Угадай, кто я?» (на развитие логического мышления).
Дочка моей мамы, но не я. Кто это? (Сестра).
Одного отца и одной матери дитя, а никому из них не сын. (Дочь).
В небе жёлтый цветок круглый год не вянет, а любой лепесток до земли достанет. (Солнце).
Задание: определите склонение слов-отгадок.
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте.)
Очень нравится нам все
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Дети выполняют упражнения в соответствии с содержанием стихотворения.
7. Как изменяются существительные по числам?
- Назовите существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, творог, дружба); которые употребляются только во множественном числе (шорты, сани, очки).
Задание:
1 вариант – единственное число 2 вариант - множественное число
заменить множественным заменить единственным
Обед – деревья -
Игра - озёра –
8. - Как ещё изменяется существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их.
Задание: просклонять существительные по падежам.
1 ряд – урок, 2 ряд – школа, 3 ряд – степь.
9 . Обобщение.
- Ребята, посмотрите, какой ассоциативный куст у нас получился. Давайте обобщим все наши знания об имени существительном, которые мы повторили на этом уроке.
45720091440одушевлённые
00одушевлённые
411480091440неодушевлённые
00неодушевлённые
251460091440Кто? Что?
00Кто? Что?

2057400116205003543300190500
29718002603500
34290050165Число
Ед. Мн.
00Число
Ед. Мн.
388620050165Часть речи
00Часть речи
2514600164465предмет
00предмет

3429000742950014859001885950011430007429500457200742950049149007429500
29718009842500
228600146685Род
Жен. Муж.
Ср.
00Род
Жен. Муж.
Ср.
217170032385Имя существительное
00Имя существительное
4914900122555самостоятельная
00самостоятельная

36734751257300026289002413000160020014668500
4229100219075Названия
падежей
Вопросы
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный О ком? о чём?
00Названия
падежей
Вопросы
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный О ком? о чём?
1028700170815008001001708150057150017081500
1 склонение 2 склонение 3 склонение
Женский род -а, -я Мужской род □ Женский род □
Мужской род -а, -я Средний род -о, -е
Игра «Микрофон»
- Что мы повторили об имени существительном?
(Каждый высказывается кратко).
Задание: разобрать существительное как часть речи.
Двор покрылся первым снегом.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.(Каждый ученик подсчитывает заработанные баллы, учитель, на своё усмотрение, добавляет 1или 2 балла за устные ответы).
Вот и урока конец!
Кто работал, молодец!
Что понравилось вам, расскажите!
- Какое задание было сложным?
- Над чем надо ещё поработать?
Урок русского языка в 4 классе
_____________________________________
_____________________________________
Тема. Обобщение по теме «Имя существительное»
Каллиграфическая минутка.
_____________________________________
_____________________________________
Словарная работа.
Ассоциативный куст - объединение отдельных
слов-«веточек» одной темой .
Игра «Какого рода?
43903905842000Осень, дождь, село, звонок, парта, окно.
_____________________________________
4699021844000
4. Задание: определите склонение слов-отгадок.
_________________________________
________________________________
4914900191135005._______________________________
__________________________________________
439039069215006. Задание: просклонять существительное по падежам.
И.п._________________________________
Р.п.__________________________________
Д.п._________________________________
В.п._________________________________
Т.п._________________________________
П.п._________________________________
7. Задание: разобрать существительное как часть речи.
-11430010414000Двор покрылся первым снегом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Итог урока.
Количество баллов за урок _________________