Проект урока «Насекомые» по технологии РО


Визитная карточка урока
Тема: «Класс насекомые. Особенности внешнего строения».
Класс: 7 по программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Многообразие организмов»
Технология развивающего обучения
Тип урока: Постановка учебной задачи и отработка открытого способа.
Учебная задача: Изучить особенности внешнего строения насекомых.
Место темы в структуре учебного курса
Это четвертый урок изучения темы: «Членистоногие животные». Он логически связан предшествующим материалом: общая характеристика членистоногих животных, особенности строения и жизнедеятельности ракообразных и паукообразных, их многообразие и значение в природе и жизни человека. Исходя из особенностей класса и темы урока, опираясь на полученные знания, умения, навыки, я поставила такие цели:
Образовательная цель: Учащиеся раскрывают характерные признаки насекомых (внешнее строение); повторяют характеристики других членистоногих.
Развивающая цель: Учащиеся сравнивают и анализируют особенности внешнего строения членистоногих, используя опорные листы и модель изучения внешнего строения.
Воспитательная цель: Учащиеся усваивают, что насекомые- высокоорганизованные беспозвоночные животные, приспособившиеся к самым разнообразным условиям существования.
Дидактические средства и материалы: магнитофон, постеры и идеограммы по теме: "Членистоногие", модель изучения живых организмов, маркеры, чистые листы формата А4, листы самоконтроля и самооценки, карточки с тестовыми заданиями, таблицы: "Строение насекомых", "Ротовые аппараты насекомых
Описание хода урока
Ход урока Обоснование
деятельности учителя Прогнозируемая деятельность
учеников
Мотивационно – ориентировочный этап.
Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, работа с термометром настроения и классным журналом. Создание позитивного настроя на деятельность, отслеживание и выравнивание эмоционального состояния Учащиеся демонстрируют готовность к работе и позитивный настрой к дальнейшей работе
Актуализация знаний
Создание мотивационной ситуации посредством эвристической беседы:
Ребята, представьте, что мы с вами попали в 4 век до н. э. и перед нами великий греческий ученый Аристотель со своими учениками. Давайте послушаем, о чем он им рассказывает.
(Звучит магнитофонная запись)
Аристотель: «Эти животные обладают насечками на твердом теле на брюшной или же как на брюшной, так и на спинной стороне тела. Тело их обычно покрыто сверху хитиновой, более или менее толстой оболочкой - кутикулой. Я их выделил в особый тип – тип суставчатые. Главный признак, объединяющий всех этих многочисленных тварей - конечности, которые подвижно соединяются с телом при помощи суставов и состоят из нескольких члеников».
-Как вы думаете, о каком типе животных рассказывал своим ученикам Аристотель? ( О типе Членистоногие.)
-Используя идеограммы, дайте характеристику животных данного типа.
-Какие классы животных этого типа вы знаете? ( Классы: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые).-Эти признаки характерны для всех классов данного типа, поэтому оставляем идеограммы на доске, и будем использовать в дальнейшем.
Работа с постерами. (см. Приложение)
-А почему вы затрудняетесь ответить на 3-ий постер? (Мы не изучали животных класса Насекомые.)
-Что мы сегодня будем изучать? (Особенности внешнего строения насекомых.)
Запись темы и постановка УЗ.
(Изучить особенности внешнего строения насекомых) Обозначение образовательного объекта урока, мобилизация сил и способностей учеников, стимулирование их к успеху, формирование навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, предъявление задания той УЗ, которая должна быть поставлена на уроке Учащиеся воспроизводят знания изученного материала, определяют "ловушки" и осознанно выходят на постановку учебной задачи
Исполнительский этап
Конкретизация открытого способа и применение его в новой ситуации.
Насекомые - это самый многочисленный по количеству видов класс животного мира. В нем более 1 млн. видов. Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни. Имеются насекомые, живущие в воде (водомерки, гладыши, плавунцы). Бывают насекомые-паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы).
-На стр.158 вы получите более полную характеристику данного класса животных.
-Посмотрите на идеограммы, есть ли лишние? ( Нет. Все идеограммы соответствуют классу Насекомые.)1задание
Найдите ошибки в тексте.
Класс Насекомые- самый большой в животном мире по числу видов. Все виды насекомых, обитающих на Земле, изучены. Насекомые широко расселились по материкам и приспособились к самым разнообразным условиям существования. Насекомые - исключительно водные животные. Все насекомые способны к полету. Развитие насекомых и приспособление к питанию связано с эволюцией наземной растительности на планете. Предками насекомых были древние моллюски.
Взаимопроверка. Критерии оценки. Выставление оценки.
-Действительно, ребята, насекомых можно встретить в разных средах обитания: в почве, в воде, на суше, на снегу, на теле животных и т.д. Внешний облик представителей класса довольно сильно разнообразен. Пользуясь моделью, скажите, что нам нужно изучить дальше? (Изучить отделы тела и органы, которые располагаются на этих отделах).
-Для этого нужно прочитать в учебнике стр.160 абз. 1, 3 (5 строчек); стр. 161 адз. 1,5 и рассмотреть коллекции с насекомыми.
-Составьте идеограмму внешнего строения насекомых, изобразив отделы тела и органы движения.
-Как вам будет удобнее работать? (В группах).
-Вывешиваются идеограммы, выполненные учащимися, работы сравниваются и анализируются учащимися самой сильной группы. «Идеальная работа» учащихся сравнивается с идеограммой учителя. (см. Приложение)
Взаимооценка в группах. Устный критерий (правильность модели, участие каждого).
-Сколько отделов можно различить на теле насекомого? (Три отдела: голова, грудь, брюшко).
Заполнение модели ведется поэтапно.
-Голова насекомых покрыта сплошным хитинизированным панцирем, образующим головную капсулу. На голове помещаются сложные глаза, усики и ротовые органы.
Усики выполняют функцию осязания и обоняния. Они членистые, но могут быть различными по форме: нитевидными, булавовидыми, гребенчатыми и др. Форма усиков – один из систематических признаков. У самцов и самок они нередко развиты неодинаково.
Ротовые органы насекомых также разнообразны. Чаще всего встречаются насекомые с грызущим ротовым аппаратом (кузнечики, стрекозы, многие виды жуков). У бабочек, пчел, мух ротовые органы вытянуты в сосущий хоботок. Разнообразие ротовых органов – результат приспособленности к различной пище.
-Какие органы расположены на голове? (Глаза, усики, ротовые органы).
-У всех ли насекомых строение этих органов одинаково? (Нет. Зависит от среды обитания и употребляемой пищи).-А какие органы могут изменяться в зависимости от среды обитания? (Конечности и крылья).
-Каким же образом это происходит, прочитаем на стр.160 абз.3; стр.161 абз.2,3,4.
-Майский жук, краб, плавунец, домовый паук, муравей, блоха. Какие из этих животных относятся к насекомым? Почему так считаете?
Задание №3. Тест «Один из трех». (см. Приложение)
Взаимопроверка. Ключ. Критерии оценки. Выставление оценок. Формирование системы частных задач на "насыщение" и модификацию открытого способа, направленные на самостоятельное решение учебной задачи. Воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей при работе в группах. Организация обсуждений, дискуссии по спорным вопросам, возникающим в процессе решения частных задач; сопоставление или переопределение начальных позиций, мнений учеников Ученики осознают принцип построения способа деятельности, осуществляют личное принятие учебной задачи, приходят к деятельностной формулировке определения исследования, демонстрируют свои образовательные продукты. Учащиеся воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют ее с субъективным опытом. Определяют причинно-следственные отношения, используют логические суждения для определения необходимых и достаточных условий решения частных задач. Закрепляют изученный материал в ходе самостоятельной работы с заданиями разной сложности. Оценивают свою работу
Рефлексивно – оценочный этап
-Посмотрите на постер. Можем ли мы дать правильный ответ? (Грудь насекомых состоит из 3 сегментов: передне, средне- и заднегрудь).
-Вся ли модель заполнена? (Нет)
Постановка учебной задачи на следующий урок.
(Изучить особенности внутреннего строения насекомых).
-А что вы изучите дома?
(Домашнее задание: стр.158 –161, вопр.1 – 4, стр.166; стр.167. Выучить термины: насекомые, первично-бескрылые, крылатые насекомые, полиморфизм, дыхальца.)-Выставление оценок учителем, на основании листов самоконтроля и самооценки.
Работа с термометром настроения. Систематизация полученных знаний и создание условий на постановку новой учебной задачи; объяснение выполнения домашнего задания; оценивание участия в учебном сотрудничестве; отслеживание и выравнивание эмоционального состояния учащихся Осуществляют ретроспективную оценку своих действий и действий одноклассников, соотнося их с полученной моделью, ставят новую учебную задачу дальнейшего изучения темы и самостоятельно определяют домашнее задание
.