Констпект урока русского языка в 4 классе Обобщение и систематизация знаний по теме Имя существительное.


Бриурош С.Н.
Фрагмент урока русского языка в 4 класса
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
1. Построение модели урока.
- Рассмотрите структурные элементы модели нашего урока. У нас сегодня есть новый материал? (нет)
- Правильно. Мы закончили изучать большую тему и должны привести наши знания в систему.
- Постройте модель урока систематизации знаний.
2. Рефлексия.
- Начнём с рефлексии.
- Какую большую тему мы изучили? (Имя существительное)
- Зачем нам нужны знания об именах существительных?
- Мы изучаем её уже 4 года. И объём изученного материала очень большой.
- В какой форме удобно систематизировать материал? (в форме ЛСМ)
- Чем удобна эта форма? (компактная опора, идеальная шпаргалка, …)- Достаточно ли вам знаний для построения ЛСМ по теме?
- Как вы оцениваете уровень своих знаний по изученной теме?
3. Актуализация знаний + моделирование знаний.
- Определите следующий этап урока. Для чего он нужен?
- Я предлагаю сегодня объединить два этапа. Моделирование проводить параллельно актуализации знаний, чтобы нашим гостям было понятно, что мы делаем.
- Какой каркас выберем для моделирования? (в форме снежинки)
- А теперь давайте вспомним понятия, которые нам необходимы для построения ЛСМ.
Повторение знаний об имени существительном, как части речи.
- Какая часть речи называется имя существительное?
- Значит первая координата «часть речи», а ключевые слова?
- Постройте первый луч. Посмотрим, что у нас получилось. Слайд №1
Повторение знаний об одушевлённости-неодушевлённости .- Давайте проверим, умеете ли вы называть имена существительные.
- Найдите в классе предметы, назовите их с вопросами.
- Почему некоторые слова вы называли с вопросом «кто?», а некоторые – «что?».
- Правильно, значит, вторая координата «одушевлённость», а ключевые слова?
- Постройте второй луч. Что у нас получилось. Слайд №2
- Можно ли установить какие-то связи? (вопрос-одушевлённость). Слайд №3
Повторение знаний о роде имён существительных и склонении.
- Чтобы определить третью координату, я предлагаю вам распределить имена существительные в карточке по определённому признаку на группы.
- Снег, зима, облако, мороз, берёзка, окно, радость, папа, прорубь.
- Объясните свой выбор. (1 группа - по родам; 2 группа – по склонениям) Слайд №4
- Молодцы! Можно разделить на три группы по родам, или по склонениям.
- Как мы определяем род имён существительных?
- По каким признакам определяем склонение имён существительных?
- В какой последовательности логичнее расположить на модели эти понятия?
- Значит, третья координата – «род» и ключевые слова?
- А четвёртая – «склонение» и ключевые слова?
- Постройте следующие два луча. Посмотрим, что у нас получилось. Слайд №5
- Можно ли установить какие-либо связи? (род-склонение) Слайд №6
- Что ещё можно сказать о понятиях «одушевлённость», «род», «склонение»?
Повторение знаний об изменении имён существительных по числам.
- Определяем следующую координату. Для этого попрошу встать с одной стороны Ксению, а остальных девчонок с другой стороны. Какую способность имён существительных демонстрируют нам девочки? (изменение по числам)
- Как мы узнаём число имени существительного?
- Значит, пятая координата – «число», а ключевые слова?
- Постройте следующий луч. Посмотрим, что у нас получилось. Слайд №7
- О каких словах нужно помнить, когда говорим о числе имени существительного?
Повторение знаний о падежах имён существительных.
- Двигаемся дальше.
- Чтобы определить следующую координату, я предлагаю вам прочитать текст на карточке в группах. Найти и устранить недостатки. Определить следующую координату и ключевые слова. Объяснить нам свой выбор.
Зимние забавы.
Р.п. Д.п. И.п. И.п. Р.п. В.п.
Сколько радость доставляет дети зима. Мальчики из снег строят крепость.
И.п. В.п. И.п. Р.п. В.п.
Девочки лепят снеговик. Малыши катаются с гора. Кто-то играет в снежок. А кто-
П.п. Д.п.
то катается на коньки. Все рады зима, мороз и снег.
- Что можете сказать об этом тексте? Что нужно изменить в тексте (падежные формы имён существительных). Слайд №8.
- Давайте определим падеж имён существительных и изменим форму слова, где это необходимо. Как определить падеж имён существительных? Слайд №9
- Молодцы, зафиксируем следующую координату - «падеж» и 6 ключевых слов.
- Посмотрим, что у нас получилось. Слайд №10
Повторение знаний о синтаксической роли существительного.
- Для определения следующей координаты предлагаю первой группе разобрать по членам 3-е предложение, а второй группе – 4-ое.
- Что у вас получилось?
х х
Девочки лепят снеговика. Малыши играют с горы. Слайд №11
- Каким членом предложения может быть имя существительное.
- Значит, следующая координата – «член предложения».
- Постройте новый луч. Назовите ключевые слова?
- Можно ли установить связи с предыдущим лучом? Объясните. Слайд №12
- Отлично. Двигаемся дальше.
Повторение изученных орфограмм в именах существительных.
- В начале урока вы мне сказали, что мы изучаем имена существительные и для того, чтобы наша речь была грамотной. Какие знания отвечают за грамотность?
- Значит, следующая координата будет называться «орфограммы». А выбор ключевых слов зависит от вас.
- Для этого распределите имена существительные в группы по орфограммам. Назовите группы – это и будут ключевые слова на координате.
Слова: зима, на небе, вещь, снегом, зайчик , вьюга , пролеска, птицы, кусочек, разбег.
- Что у вас получилось?
- Что мы знаем об этих орфограммах? Слайд №13
В приставке В корне В суффиксе В окончании
пролеска
разбег
зима
вещь
вьюга
разбег зайчик
кусочек
на небе
снегом
птицы
- Назовите ключевые слова. Слайд №14
- Молодцы! Модель готова. Но насколько она функциональна?
- Расскажите мне об имени существительном по ЛСМ.
- В процессе работы мы выполняли много упражнений на воспроизведений знаний. Как вы теперь оцениваете свои знания по теме?
- Проверим это на этапе контроля.
…. После физкультминутки проводим любой вид контроля знаний с опорой на ЛСМ и рефлексию на выходе.