Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема Имя существительное. Обобщение


Урок русского языка в 4 классе
Тема: Имя существительное. Обобщение.
Тип урока: Урок развития умений и обобщения изученного.
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, выделять главное.
ЛР: развитие умений определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного, закрепить умение определять падеж и склонение существительных, писать слова с изученными орфограммами и контролировать написанное.
Оргмомент.
Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться «Доброе утро!»Доброе утро улыбчивым лицам!Пусть каждый становится добрым, доверчивым.И доброе утро продлится до вечера.
Языковая разминка.
- Ответьте, пожалуйста, из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- А предложения, в свою очередь, из чего состоят? (Из слов)
- Что вы знаете о слове? (Единица речи, может обозначать предметы, признаки, действия)
- Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться с такой армией?
- К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Если он подает команду: «Части речи, становись!» - вмиг все построятся в колонну.
- Как вы думаете, какая часть речи будет стоять первой?
(Имя существительное.)
- Правильно,  имя существительное – это каждое второе слово в нашей речи.
СЛАЙД
Формулирование цели урока.
- Как вы считаете, какой теме мы посвятим наш урок?
(Ответы детей)
Наша цель – повторить и обобщить ваши знания о существительном. В ходе урока мы составим схему - кластер или, проще говоря, паучка-помощника.
СЛАЙД
Запомните эти слова, через несколько секунд вы должны будете ответить на мои вопросы:
библиотекачтениепоэтписатель
Ученики запоминают их в течение 20-и секунд. Затем учитель закрывает слова.
Вопросы:
Есть ли среди них слова мужского рода? Назовите . (Поэт, писатель)
Какого склонения последнее слово? (2-е склонение)
Поставьте предпоследнее слово в предложный падеж? (О поэте)
Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)
Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
Что общего у всех этих слов? (Существительные)
Актуализация знаний
Откройте тетради, запишите число:
СЛАЙД
Давайте прочитаем хором слова каждой строчки.
Теперь найдите лишнее слово в каждой строке.
(Записать и на доске каждое слово)
Игра, футбольный, хоккейный.
                 Воробей, дятел, снегирь, мороз.
                  Добрый, солнце, веселый, злой.
                  Побеждать, радоваться, играть, цветы.        
-Игра (сущ.)
-Мороз(неодушевлённое)
-Солнце (сущ.)
-  Чем ещё интересно слово солнце? (непроизносим. согл.)
-Цветы  (сущ.)                                   
Игра, мороз, солнце, цветы.
- Слова совершенно не похожи друг на друга, с разным лексическим значением, но, мне кажется, они не случайно оказались записанными на одной строке.
— Объясните, почему? (Существительные)
Первая частичка нашего паучка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
— Что такое имя существительное? Что обозначают имена существительные? ПРЕДМЕТ
- На какие вопросы отвечают? КТО?ЧТО?
- Имя существительное – очень интересная часть речи. Оно имеет две категории признаков.
- Какие это признаки? (ПОСТОЯННЫЕ и НЕПОСТОЯННЫЕ признаки)
постоянные признаки
существительное
непостоянные признаки
- Назовите постоянные признаки существительного.
(Одушевлённое, неодушевлённое, род, склонение.)
— Как узнать род имени существительного? (При помощи вспомогательных слов: он мой, она моя, оно моё)
— Обозначьте род записанных имён существительных. (У доски 1 чел.)
- Как определить род существительного во множественном числе? (Поставить в начальную форму. )Словарная работа
Запишите под диктовку слова: Падеж, палатка, памятник, престиж, пальто.
- Какие слова мы записали? (Словарные)
- Что значит «словарные» слова?
Откройте словари на странице 138 – 139 и проверьте правильность написания этих слов.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
Определите склонение этих существительных.
(Проверить по одному слову)
- У какого существительного не смогли определить склонение? (Пальто)
- Как называются такие существительные? (Несклоняемые)
Приведите примеры несклоняемых существительных. (лото, кино, кофе, метро, табло)
-Существительных какого склонения мы не записали? (Третьего)
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы записать существительные третьего склонения? (К сущ. 3-го относятся сущ-е женского рода с мягким знаком на конце)
- Сами запишите 5 существительных 3-го склонения.
ПРОВЕРКА
- Какие вам известны непостоянные признаки существительного?
(Число, падеж)
ВЫСТАВИТЬ
- Сколько падежей в русском языке? (6)
Разминка
- А сейчас встаньте, пожалуйста. Я буду называть падеж, а вы хором называете вопросы этого падежа.
И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Глазки закрыли. Открыли. Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Закрыли. Открыли. Распрямили плечи.
Садитесь.
IV. Развитие умений. СЛАЙД
- Прочтите слова на слайде. Вам понятен смысл всех слов?
- Что такое ПЕРИНА?
(Мягкий матрас, набитый пером или пухом)
- Предположите, какое задание можно выполнить с этими словами?
(Составить предложение.) (С доской)
- Запишите. У всех существительных определите падеж.
укрыл пушистый периной снег поляну
СЛАЙД (картинка)
Рефлексия.
- Посмотрите, какой у нас получился паучок. С его помощью мы рассказали многое об имени существительном.
- А сейчас нам предстоит ещё одно весёлое испытание. Представьте, что вы – это имена существительные. Расскажите о себе от имени существительного. Начать можно со слов: «Привет! Я имя существительное….» А паучок вам поможет.
Итог
- Существительное, очень интересная часть речи. Вы уже достаточно много о ней знаете, но предстоит узнать ещё немало. Я желаю вам удачи.
- Был ли урок полезен? В чём его польза?
- Что важного мы сделали на уроке?
Оцените свою работу на уроке при помощи карточек.
! – я справился
? – я сомневаюсь
- - не справился.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.
Вы хорошо потрудились на уроке. Спасибо!
Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со словами. Задание одно на двоих, значит, работать будете вдвоём. Вам нужно вставить окончание и определить падеж. На выполнение работы 2 минуты.
Теперь проверьте вместе с доской.
СЛАЙД