План — конспект урока русского языка общеметодологической направленности. Предмет: русский язык Класс: 3 Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».


План - конспект урока русского языка общеметодологической направленности.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Формирование УУД:
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).
Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени существительном как части речи.
Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.
Технологии: игровая, проблемно - диалогическая, критического мышления, групповой работы.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу и настроимся на плодотворную работу. Приветствие учащихся. Личн.
2.Актуализация
знаний
Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются … (предметы).
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже все …(предметы).
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …(существительные). (Слайд)
? – Так о чем будем говорить на уроке?
Задание: составьте ассоциативный ряд к слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова: предметы, существительное.
Записываем тему урока: Имя существительное.
Учащиеся предлагают варианты: род, число, падеж, и т.д. Познав.
3. Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта решения учебных задач. У: Сколько всего мы уже знаем об имени существительном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?
Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок. (Слайд)
? – Дальше что мы должны сделать? Что нам поможет очень ёмко, зрительно представить имя существительное как часть речи?). Предлагайте, как будем работать.
План:
1.Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль существительных.
2.Закрепить умение определять эти признаки у существительных в предложении.
3.Составить опорную схему (кластер) по теме. (Слайд)
(на доске вывешивается план работы и начало схемы: имя существительное) Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.
Предполагаемый ответ: составить план работы.
Предполагаемый ответ:
Повторить признаки имени существительного.
Закрепить умение определять эти признаки у существительных.
Составить опорную схему по теме. Регул.
5.Реализация построенного проекта. 1 задание:
? - Назовите существительные в прочитанном мною стихотворении.
? – По каким признакам вы определили, что это существительные?
? – Чем мы дополним схему? (Слайд)
2. Игра «Мешок со словами». (Работа в парах).
Задание: Вам даны конверты со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому принципу разделили. Дать понятие об этих группах слов.
1 ряд: (на 2 группы) поляна, песня, город, здание, ребенок, щенок, соловей, муха.2 ряд (на 2 группы): город, остров, озеро, книга, журнал, Ишим, Байкал, Сахалин, «Муму», Енисей.3 ряд (на 4 группы): борщ, шампунь, курица, команда, гнездо, болото, грязнуля, рёва. (Слайд)
(1 пара с каждого ряда отвечает).
3. Работа с текстом.
Задание: Прочитать текст.
Тишь в сосновом лесу. Пахнет смолой и землёй.
Сказочными великанами стоят сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к другой тесно жмутся покрытые зелёной хвоей молодые сосенки.
? – О чём текст? (Тема текста)
? – Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста? (Слайд)
Задание (по группам):
1 группа – найти существительные в 1 – 2 предложениях, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются.
2 группа – найти существительные в 3-м предложении, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются.
3 группа – найти существительные в 4-м предложении, определить у них падеж, подчеркнуть, каким членом предложения они являются. (Слайд)
- Вывод? (Слайд)
? – как определяли падеж существительных?
? – Какую грамматическую категорию существительного еще не назвали? Что мы знаем о числе имён существительных? Приведите примеры.
(Слайд)
? – Чем отличаются существительные первых двух предложений?
Вещи, люди, цветы, носороги, коты и т.д.
Вопросы Кто? Что?
Обозначают предмет.
Дополняют схему: вопросы Кто? Что? Предмет.
1 ряд: существительные одушевленные – неодушевленные.
(дополняем схему)
2 ряд: собственные - нарицательные
(дополняем схему)
3 ряд: существительное женского, мужского, среднего и общего рода (дополняем схему).
О сосновом лесе.
В сосновом лесу.
Предполагаемый ответ:
1 ряд: тишь (И.п., подлежащее), в лесу (П.п., второстеп. чл.), смолой (Т.п., втор. чл.), землёй (Т.п., втор. чл.).
Аналогично:
2 ряд – великанами, сосны, среди леса.
3 ряд – хвоей, сосенки.
Склоняются по падежам. Являются главным и второстепенным членами предложения. (Слайд)
Дополняют схему.
-По вопросам существительных.
Категорию числа.
Существительные изменяются по числам или употребляются только в единственном или во множественном числе.
Дополняем схему.
(только 1 главный член) Познав.
Познав.
Познав
6.Первичное закрепление во внешней речи. -Рассказать об имени существительном по опорной схеме. 1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Выполнить морфологический разбор имени существительного (одного по выбору).
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К.Г.Паустовский). (Слайд)
- Оцените свою работу. Морфологический разбор существительных и проверка по эталону. (Памятка в учебнике.)
Самооценка.
8.Включение в систему знаний и повторение. ? – Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили?
? – Чем интересно это стихотворение?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.Фет. (Слайд)
? – Чем интересно это стихотворение? В проверочных работах, на предстоящем экзамене и т.д.
Большинство слов – имена существительные (14).
9.Рефлексия деятельности.
Рефлексия знаний:
-Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя существительное» и задать одноклассникам. (По цепочке: отвечающий задаёт свой вопрос)
Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.
10.Итог урока.
? – Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (Вернуться к задачам урока) (Слайд)
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. 11. Домашнее задание. Домашнее задание: (Слайд)
- Приготовиться рассказать об имени существительном.
Составить текст(4-5 предложений) на тему «Звуки весны». Определить падеж существительных.
Творческое задание (по желанию):
Ср. Р.
М.р.
Составить текст на тему «Звуки весны», состоящий преимущественно из существительных.
Общий род
род

Род
Имя существительное
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Ж.р.
Число
Падеж
предмет
Кто? Что?
Собственные
Нарицательные
неодушевленные
одушевленные