Разработка урока на тему «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь, ее составные части и характеристики. Закон Ома».


Урок повторения по темам «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь, ее составные части и характеристики. Закон Ома».
Задачи урока:Образовательная: повторить и обобщить ЗУН учащихся об основных понятиях по темам «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь, ее составные части и характеристики. Закон Ома»;Развивающая: развитие активной мыслительной деятельности учащихся; развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию; Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету физика; учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки, поддержать дух соперничества.Оборудование урока: компьютер с презентацией к уроку, мультимедийный проектор, экран, опросные листы, карточки со списком теоретических вопросов, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки для характеристики приборов, карточки с электрическими схемами, карточки с итоговым тестом, амперметры, вольтметры. ХОД УРОКА.1. Организационный момент. 2. Актуализация. Мне очень хочется поздороваться со всеми с вами за руку. Давайте сделаем так: я возьму за руку Нину, Нина Алину возьмет за руку Майгуль и т.д. Все берутся за руки, учитель замыкает цепь, передают через пожатие рук частичку своего тепла с пожеланием успеха и удачи. Но что у нас получилось? Верно - Образ электрической цепи.Сегодня на уроке мы повторяем тему «Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь, ее составные части и характеристики. Закон Ома».
Цель нашего урока - повторить и обобщить основные понятия по темам, вспомнить формулы, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрических цепей, решать задачи.Наш 8 класс ценен тем, что здесь много спортсменов и поэтому наш урок пройдет в форме марафона. Марафон требует большой выносливости, владения определенной тактикой, умением быстро принимать решение. Вся дистанция будет состоять из отдельных этапов, на каждом из которых будут свои лидеры.
Перед марафонским забегом, нужна разминка, которую мы сейчас проведем.
Перед каждым из вас находится Ваш опросный лист. (На листах заранее подписаны фамилии учащихся). В ходе урока вы будете записывать в него свои полученные баллы. 3. Проверка домашнего задания - теоретический опрос. (11 мин)1. Разминка. Любая наука – это плод творения, открытый, законов, правил, экспериментов ряда ученых. Так и мы узнали, благодаря кому из них, изучаем раздел «Электричество». Вспомним их имена:
- В честь какого французского ученого названа единица электрического заряда? (Шарль Огюстен Кулон).
- Какой советский ученый проводил опыты по разделению электрического заряда на мелких пылинках цинка? (Иоффе Абрам Федорович).
- Каким ученым была предложена ядерная модель атома? (Резерфорд Эрнест, английский ученый).
- В честь какого ученого названа единица силы тока? (Ампер Андре Мари, французский физик)
- В честь какого ученого названа единица напряжения? (Вольта Алессандро, итальянский физик).
- В честь какого ученого названа единица сопротивления? (Ом Георг, немецкий физик).
(В ходе ответов выставляются портреты ученых).
Они станут свидетелями и невольными болельщиками вашего триумфального забега.
Ученые тоже люди со своими привычками, странностями. Известен такой факт, говорящий о рассеянности Ампера «Однажды, уходя из дому, он оставил записку: «Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером». Через некоторое время он вернулся, увидал надпись на двери и ушел. Пришел он только вечером».
Или: «Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.
- Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.
- Работаю, - последовал ответ.
- А что вы делаете днем?
- Работаю, разумеется, - ответил ученик.
- И рано утром тоже работаете?
- Да, профессор, и утром работаю, - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу знаменитого ученого.
Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:
- Послушайте, а когда же вы думаете?»
Вот и желаю вам «работать не только руками и ногами» в ходе забега, но и думать!
2. Источники тока.
Назовите известные вам источники тока. (Когда учащиеся называют какой – либо источник, они должны найти его на демонстрационном столе).
1 – гальванический элемент;
2 – электрофорная машина;
3 – термоэлемент;
4 – фотоэлемент;
5 – аккумулятор.
Тест.
Какое превращение энергии происходит в …
- механическая энергия превращается в электрическую П- энергия света превращается в электрическую 1У
- внутренняя энергия превращается в электрическую Ш- химическая энергия превращается в электрическую 1,У
(Учитель зачитывает вопрос, учащиеся в тетрадях проставляют номера, под которыми записаны источники тока)
Проверка: (называются лидеры).
3.Элементы электрической цепи.
1.Вспомним и еще раз закрепим элементы электрической цепи. Я называю составляющие цепи, учащиеся показывают условное обозначение, применяемое на схемах:
Гальванический элемент;
Аккумулятор;
Соединение проводов;
Пересечение проводов;
Клеммы;
Ключ;
Лампочка;
Электрический звонок;
Резистор;
Амперметр;
Вольтметр;
Гальванометр;
2. а/Составьте цепь, состоящую из источника, потребителя, ключа, проводов.
б/Составьте цепь, состоящую из источника, 2 потребителей, ключа, проводов, прибора
для измерения силы тока.
в/Составьте цепь, состоящую из источника, 2 потребителей, ключа, проводов, прибора
для измерения силы тока, напряжения, прибора для регулирования силы тока.
г/Укажите где неправильно включен…
а/амперметр?
б/вольтметр?
в/почему не горит лампочка?
4. Измерительные приборы.
а/ На экран проецируем таблицу, проведите к каждому прибору соответствующие стрелки
1. Реостат 1. Для обнаружения небольших токов
2. Амперметр 2. Для обнаружения электрического заряда
3. Вольтметр 3. Для измерения напряжения.
4. Омметр 4. Для измерения силы тока.
5. Гальванометр. 5. Для регулирования тока в цепи.
6. Электроскоп. 6. Для измерения сопротивления.
Ответ: 1 – 5, 2- 4, 3-3, 4-6, 5-1, 6-2.
б/ «Умелые руки»
В данной цепи измерить силу тока и напряжение. Рассчитать работу тока в эклектической лампе за 10 секунд.
в/ собрать электрическую цепь параллельного соединения лампы и резистора.
г/ Выполнить тест на соответствие. Учащимся раздаются листы с тестом:
На вашем столе находятся два прибора: прибор № 1 и прибор № 2.Предлагаю вам дать характеристику каждого прибора, ответив на предложенные вопросы:(Две карточки)1 вариант берет прибор № 1 и заполняет карточку,
2-ой вариант – прибор № 2. Затем меняетесь приборами. У вас 1 минута на работу с каждым прибором.1.Как называется прибор № 1? _________________________2.Для чего он используется? _________________________________________________3.Какова цена деления данного прибора? _________________4.Какую максимальную величину можно измерить с помощью этого прибора? ________5.Как прибор включается в цепь? ____________________________6.Как обозначается на схемах? _______________________________Самопроверка – СЛАЙД и проговаривание учащимися.За каждый правильный ответ поставьте в опросный лист по 1 баллу.
Электрика приглашали?
На столе собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, электрической лампочки, амперметра, вольтметра, ключа, соединительных проводов. В этой цепи намеренно сделаны ошибки:
Не соблюдена полярность амперметра и вольтметра.
Вольтметр включен последовательно, амперметр параллельно.
Лампочка перегоревшая, либо целая, но закручена так, чтобы не было контакта.
На одном из проводов имеется разрыв, который скрыт изолентой.
Определяются лидеры на этом этапе.
5.Физические величины, связь между ними.
а/Все получают карточки Найди правильную дорогу. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и их названия.
U Ом напряжение
I А сила тока
t В сопротивление
q с время
R Кл заряд
А Дж работа
б/укажите правильную формулу
I = U/R I = UR I = R/U
U = I/R U = IR U = R/I
R = UI R = I/U R = U/I

Это интересно!
Сила тока до 1 мА – безопасна для человека, 100 мА – приводит к серьезным повреждениям в организме.
Напряжение 12 В – безопасное для человека в сыром помещении, 36В – безопасное для человека в сухом помещении.
Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой – 15 кОм.
Довольно часто молнией поражаются деревья. Здесь играет роль строение корня и сопротивление дерева току. Деревья с корнями, проникающие в глубокие водоносные слои почвы, лучше «заземлены», поэтому на них накапливается протекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков. Так, например, у дуба корни глубоко уходят в почву, поэтому он чаще других деревьев поражается молнией. Отдельные участки ствола дерева имеют различное сопротивление. В лиственных деревьях ток проходит внутри ствола по сердцевине, а так как в древесине этих деревьев содержится много сока, то он закипает под действием тока, и образовавшиеся пары разрывают дерево. У смолистого дерева, например, сосны сопротивление сердцевины значительно больше, чем коры подкоркового слоя. Поэтому в сосне электрический ток проходит главным образом по наружным слоям ствола, не проникая внутрь.
6. Решение задач.
Проверка: первый решивший правильно задачи ученик и есть победитель марафонского забега. Неверно решившие задачу, сошли с дистанции.Рефлексия.
Я знаю ……..
Я оцениваю свои знания …..
Потому что …….
7. Ассоциативная карта. Восстановление дыхания.
Итого урока. Выставляются оценки лидерам промежуточных этапов. Даются рекомендации.
Домашнее задание: начертите схему включения лампочки в холодильнике, которая загорается, когда дверь открывается, а гаснет, когда дверь закрывается.
Опросный лист
для повторения темы «Электрический ток»
Ученика 8 «Б» класса средней школы №7
Хамзиной Алины
Этапы марафонского забега.
1.Разминка
2.Источники тока
3.Элементы электрической цепи.
4. Измерительные приборы.
5.Физические величины, связь между ними.
6.Решение задач.
7.Ассоциативная карта
8.Рефлексия.
9.Итоги урока.
1.Как называется прибор № 1? _________________________2.Для чего он используется? _________________________________________________3.Какова цена деления данного прибора? _________________4.Какую максимальную величину можно измерить с помощью этого прибора? ________5.Как прибор включается в цепь? ____________________________6.Как обозначается на схемах? _______________________________
1.Как называется прибор № 2? _________________________2.Для чего он используется? _________________________________________________3.Какова цена деления данного прибора? _________________4.Какую максимальную величину можно измерить с помощью этого прибора? ________5.Как прибор включается в цепь? ____________________________6.Как обозначается на схемах? _______________________________