«Компетентностно-деятельностный подход в обучении через использование технологии системно-деятельностного метода в образовательном процессе»



Романова Надежда Юрьевна
Учитель начальных классов
МБОУ Междуреченской СОШ
Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
«Компетентностно-деятельностный подход в обучении
через использование технологии системно-деятельностного метода в образовательном процессе»
гп Междуреченский 2016г.
I Формальные параметры.
1.1 «Компетентностно-деятельностный подход в обучении
через использование технологии системно-деятельностного метода в образовательном процессе»
1.2 Автор-разработчик–Романова Н.Ю.
1.3 Тип и вид представляемого образовательного учреждения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Междуреченская СОШ)
1.4 Этапы работы. –бессрочные
1.5 Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – единая система урока. Проект тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом. Предусматривается на этапе обучения в 1 – 4 классах.
II. Введение.
 Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др.. Отсюда и видна специфика другого обучения – компетентностно-деятельностного. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях. Обучение «вечным истинам» необходимо. Но важно научить ребенка обновлять часть своего культурного опыта. Важно помнить: ребенок не готовится к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью.
Каким  в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться...Основная задача школы в конечном итоге – образованный выпускник, поэтому я в своей педагогической практике большое внимание уделяю именно развитию образовательных компетенций школьников.
Образовательные компетенции (учебно-познавательные компетенции) - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.
В соответствии с социальным статусом школьника 1-4 класса под компетентностью младших школьников следует понимать способность ученика успешно применять полученные ЗУНы в нестандартных ситуациях. Нестандартными считаются ситуации, отсутствовавшие в опыте учащегося, но для решения которых он обладает необходимыми знаниями и способами действия.
Цели формирования различных компетенций во ФГОС отражены в предметных. метапредметных и личностных результатах. в универсальных учебных действиях УУД: регулятивных. учебно-познавательных, коммуникативных. информационных. Любая технология, реализуемая высокопрофессиональным учителем-мастером, в меньшей или большей мере направлена на формирование всех компетенций.
Каковы пути формирования образовательных компетенций обучающихся?
Прежде всего, это реализация на уроках технологий деятельностного подхода и организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
III.Урок в системе компетентностно-деятельностного обучения
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться.
Основные его инвариантные качества:
-Цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других групп свойств личности: развитие способов умственной деятельности, самоуправляющих механизмов личности , эмоционально-нравственной сферы , деятельностно-практической сферы.
-Диалог-полилог, деловое общение в классе, основанное на самостоятельной мыследеятельности детей.
-Сотрудничество учителя и ученика.
Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
С первого класса я   включаю в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны. Этого можно достичь при помощи системно-деятельностного подхода на уроке.
IV. Реализация системно-деятельностного подхода в системе компетентностно-деятельностного обучения
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно обеспечивать развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Типология уроков А.К. Дусавицкого
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
1. Урок постановки учебной задачи.
2. Урок решения учебной задачи.
3. Урок моделирования и преобразования модели.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
5. Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода я применяю при обучении учащихся по УМК «Школа 21 ВЕКа»
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1) предъявление контролируемого варианта;
2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4) оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Для планирования и проведения урока предполагаю использовать структуру этого подхода в следующем варианте. (Рассмотрим на примере урока русского языка 3 кл.УМК Школа XXI века, тема: Имя существительноеСамоопределение к деятельности (организационный момент)
Мотивация – включение детей в деятельность («хочу»)
Выделение содержательной области («могу»)
Актуализация знаний и фиксация затруднений
Подготовка мышления учеников к проектировочной деятельности:
а) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
б) тренинг соответствующих мыслительных операций.
2) Организация затруднений в индивидуальной деятельности
3) Фиксация учащимися затруднения в индивидуальной деятельности (невыполнимость известного способа, недостаточность времени)
Постановка учебной задачи.
Выявление того, где и почему возникло затруднение.
Постановка цели урока, связанной с устранением причины затруднения.
Формулировка темы урока.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи.
Построение нового способа действия.
Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре (определение, обозначение, изображение и т. д.).
Фиксация разрешения учебной задачи.
Первичное закрепление во внешней речи.
Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.
Проговаривание способа решения во внешней речи.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Самостоятельное решение учащимися заданий на использование нового способа действий.
Самопроверка по эталону, выявление ошибок.
Самооценка результата усвоения.
Организация ситуации успеха.
Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.
Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов).
Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.
Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах.
При реализации деятельностного подхода в обучении для учителя наибольшую трудность представляют постановка учебной проблемы (задачи) и «открытие» нового знания.
Постановка учебной проблемы
Учебная проблема существует в двух основных формах:
Как тема урока.
Как вопрос, несовпадающий с темой урока, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо несходный с темой вопрос, на который исследование ответа выведет на тему урока.
Существуют три возможности постановки учебной проблемы на уроке:
Создание проблемной ситуации (ПС).
Подводящий диалог.
Сообщение учителем готовой темы урока с применением мотивирующего приёма.
Схема 1
ПСУчитель лично заостряет противоречие и сообщает учебную проблемуУчащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют учебную проблемуУчитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему
Наиболее эффективным является побуждающий диалог. Для вывода учеников из ПС учитель разворачивает с учениками диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Схема 2
ПС«С ЗАТРУДНЕНИЕМ»«С УДИВЛЕНИЕМ»Практическое задание, невыполнимое вообще на актуальном уровне знаний на начало урокаПрактическое задание, невыполнимое из-за непохожести на предыдущие заданияПрактическое задание невыполнимое, но сходное с предыдущимФразы учителяВы можете выполнить это задание? В чем затруднение? Почему не получается выполнить задание? Чем это задание похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Что вас удивляет? Какие видите факты? Сколько же есть мнений?Фразы учителяОдновременное предъявление противоречивых фактов, столкновение взаимоисключающих мнений учеников
Следующий шаг к формулированию учебной проблемы:
- Какова же будет тема урока?
или
- Какой возникает вопрос?
«Открытие знаний»
Учитель помогает ученикам «открыть» новое для них знание. Схема 3
Через гипотезуЧерез подводящий диалог1. Выдвижение гипотезыУченики самостоятельно выдвигают и проверяют гипотезыУчитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы2. Проверка гипотезыДиалог может разворачиваться от учебной проблемы или без сформулированной учебной проблемы
Наиболее эффективный способ – побуждающий диалог при выдвижении и проверке гипотезы.
V. Заключение:
В заключение хотелось бы остановиться на положительных эффектах использования мною системно-деятельностного подхода. Познавательная мотивация – 100% учащихся, с которыми я работаю, ходят в школу по собственному внутреннему убеждению, им нравится учиться, участвовать в различных конкурсах, викторинах и т.д.
Коммуникативность – о моих учениках могу сказать, что они не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, доказывать свою точку зрения, выступать публично на аудиторию.
Креативность. Дети творчески подходят к решению любого задания, они любят открывать знания самостоятельно, не боятся предлагать свои способы, им нравится высказывать свое мнение.
Успешность. Каждый ребенок на уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Каждый ребенок оценивает относительно себя самого.
Здоровьесохранность. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.
Показателем результативности использования мною ситемно-деятельностного подхода является успешное участие моих учащихся в различных школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Использованные источники
1. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
2.Москвина Т.И. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе…………………………………………………………………..
3. Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А., Кудряшова, Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г.