Открытый урок по теме Имя существительное как часть речи

Тема: имя существительное как часть речи
УМК под ред. ТМ.М.Разумовской
Место в учебном плане: Вводный урок в теме «Имя существительное»
Класс: 5
Учитель: Пуртова К.П.
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель: Повторение изученного в начальной школе.
Задачи:
Систематизировать изученное о существительном.
Развивать коммуникативные умения.
Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ответственности за произнесённое.
Метапредметные: способность строить рассуждение.
Предметные: умение определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль.
Тип урока: Урок повторения предметных ЗУНов.
Формы проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология:  проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.
Технические средства: компьютер, проектор.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал.

Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат сердечки разных цветов. В конце урока с их помощью вы сможете оценить себя и других.
II. Введение в тему.
-Ну а сейчас проведем с вами орфографический диктант (один к доске):
Аллея, желание, бинокль, вокзал, гвоздика, диалог, желание, иллюстрация, искусство, монолог, общество, профессия.
-Давайте проверим себя по словарику в конце учебника, взаимопроверка. Оцените друг друга.
-Вы заметили что-нибудь необычное в диктанте?
-Из каких частей речи состоит диктант? (из сущ-ых)
-Давайте сформулируем тему нашего урока (имя существительное как часть речи)
-Чем мы будем заниматься? (Ученик: Повторение изученного об имени существительном)
-Что мы должны сделать, чтобы достичь цели урока? Что нужно вспомнить? (Ученик: На какие вопросы отвечает, как изменяется)
-Какой будет наша задача? (Ученик: Вспомнить признаки имени существительного и составить алгоритм, по которому мы дадим определение этой части речи)
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 246-ой. Давайте обратимся к рубрике «Вспомните!»
А теперь давайте закрепим знания, выполнив упр. 693 (1-е предл. У доски, остальные-самостоятельно). Проверка.
Физминутка
- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.
( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)
(Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
Работа с текстом.
Чтение текста учителем. Работа по вопросам:
-к какому стилю отнесем текст? (учебно-научный)
Составим простой план. Составляют простой вопросный план,
какое место занимают имена существительные в нашей речи?
Что обозначают имена существительные?
Какие слова также могут являться именами существительными?
Какой вывод можно сделать об имени с существительном?
Мы с вами познакомились с именами существительными, которые обозначают свойства, качества, действия и состояние. Давайте закрепим полученные знания. Для этого мы разделимся на две (три) группы и выполним задание.
Познакомьтесь с группами имен существительных, а затем распределите данные слова по этим группам:
Космические тела и явления
Земля и ее недра
Растения
Животные
Явления природы
Вещества
Факты, события
Ураган, комета, змея, мороз, океан, лён, родник, равнина, рассвет, планета, предгорье, река, каникулы, железо, медведь, метель, ворона, праздник, смерч, олимпиада, металл, пшеница, затмение.
Космические тела и явления
комета, планета, затмение.

Земля и ее недра
океан родник, равнина, , предгорье, река,

Растения
лён, пшеница,

Животные
змея, медведь, ворона,

Явления природы
Ураган, мороз, рассвет метель, смерч,

Вещества
железо, металл,

Факты, события
каникулы, праздник, олимпиада,

По одному человеку от группы выходит и представляет результаты (прикрепляют на доску магнитами).
Молодцы, ребята!
Давайте составим синквейн, но для начала вспомним .
Правила построения синквейна
Первая строчка   это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка  это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка  всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме.

1.существительное
2. собственное , нарицательное (одуш., неодуш)
3. обозначает, называет, изменяется
4. существительное занимает одно из главных мест в нашей речи.
5.слово

III. Итог урока.
1. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, какие оценки вы поставите. Итак ставим три оценки: классу, группе и себе. Красное сердечко-5, зеленое сердечко-4, желтое сердечко-3. Спасибо, ребята.
3. Выставление оценок.
- ребята, на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием благодарю вас за отличную работу.
- Урок окончен, спасибо всем!























Ураган
Ураган

Комета
Комета

Змея
Змея

Мороз
Мороз

Океан
Океан

Родник
Родник

Равнина
Равнина

Рассвет
Рассвет

Планета
Планета

Предгорье
Предгорье

Река
Река

Каникулы
Каникулы

Железо
Железо

Медведь
Медведь

Метель
Метель

Лён
Лён

Ворона
Ворона

Праздник
Праздник

Смерч
Смерч

Олимпиада
Олимпиада

Металл
Металл

Пшеница
Пшеница

Затмение
Затмение

Космические тела и явления

Земля и ее недра

Растения

Животные

Явления природы

Вещества

Факты, события




Оценка классу

Оценка группе

Оценка себе






























Заголовок 115