Обобщение изученного материала по теме: «Имя существительное как часть речи».

Русский язык

Тема. Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное как
часть речи»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя
существительное как часть речи»; закрепить умения правильно
использовать имена существительные в речи, определять склонение,
падеж, разбирать имя существительное как часть речи; развивать
речь; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: предметные картинки, таблицы, карточки

Ход урока
I. Организация класса

Прозвенел для нас звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.

II. Актуализация знаний

Минутка чистописания: Сс сс

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке вы будете закреплять знания, умения и навыки, приобретённые при изучении темы «Имя существительное как часть речи». Мы будем путешествовать по стране «Имя существительное».

IV. Работа по теме урока

1. Река Словарная – записать слова в три столбика по склонениям
- Замените одним словом.
а) Надпись на письме с указанием места назначения и получателя.
б) Крупный населённый пункт, в котором есть фабрики, заводы.
в) Хлебное растение, из зёрен которого получают ржаную муку.
г) Кустарник, который цветёт весной белыми и сиреневыми цветами.
д) Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования.
е) Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом.

2. Гора «Подумай-ка» – тест, ответ да – нет
- Имя существительное – часть речи?
- Имя существительное называет действие предмета?
- Отвечает на вопросы кто? что?
- Имеет 3 рода, 3 склонения?
- У имени существительного 10 падежей?
- Изменяется по числам и по падежам?
- В предложении может быть сказуемым?

3. Село «Падежное» – дописать слово, определить падеж
Подъехать к (слово 1 склонения)
Ходить по (слово 2 склонения)
Отдыхать у (слово 3 склонения)

Физкультминутка

4. Трёхпальмовая роща – определить склонение имён существительных (задание по картинке), записать слова в 3 столбика
работа в группах

конь (лошадь, лошадка)
сирень (ветка, цветок)
луна (месяц, ночь, звезда, небо)

5. Остров «Играй-ка» – вставить подходящее по смыслу имя существительное, определить падеж имён существительных.

Через чащу, ломая ветки, пробирается
Вот среди ветвей промелькнула
Осторожно крадётся по тропе

6. Улица «Поменяй-ка» – переставить буквы в словах, одно слово просклонять (по карточкам)
по вариантам

ямка банка
кочан волос
мошкара щлюпка

7. Дом Феи – придумать концовку текста

Наступила зима. Пушистые снежинки кружились в воздухе. Земля и деревья покрылись снегом. На ели белка

Задания:
- разобрать второе предложение по членам предложения;
- выполнить морфологический разбор имён существительных по вариантам:

1вариант: в воздухе 2 вариант: на ели


V. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Спасибо, ребята! Вы справились со всеми заданиями.