Творческий отчёт по теме «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся»


Творческий отчёт
«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода
в обучении и воспитании учащихся»
Заместитель директора по УР
МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева»
Кочеткова Татьяна Дмитриевна
Содержание
Наименование опыта.
История возникновения опыта.
Условия возникновения опыта.
Актуальность и перспективность опыта работы.
Теоретическое обоснование
Новизна опыта.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея.
Организационный компонент работы над темой
Методологические положения.
Приоритетные принципы деятельности педагога в логике компетентностного подхода.
Технология опыта.
Результативность.
Список литературы
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д.Ушинский.
Наименование опыта: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся»
Цель методической работы: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области внедрения новых педагогических технологий для обеспечения эффективности педагогического процесса и повышения качества образования 
История возникновения опыта.
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Запросами государства и общества определены направления совершенствования образовательного процесса в школе:
формирование умения применять знания в ситуациях, отличных от тех, в рамках которого получены эти знания,
направление усилия на развитие интеллектуальных умений, способствующих критическому анализу предложенных ситуаций, а также решению поставленных проблем, при оценке образовательного результата,
использование инструментария, направленного на диагностику сформированности компетенций.
Все перечисленные направления вполне вписываются в русло компетентностного подхода.
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов.
Условия возникновения опыта:
Сейчас школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. В последние годы в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала, на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе обучения.
Исходя из этого, главная задача, стоящая перед школой, учителем - научить учиться, развить желание учиться, находить удовлетворение в учении.
Создаётся необходимость строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо использовать в образовательном процессе современные педагогические технологии, которые работали бы на конечный результат.
Актуальность темы и перспективность опыта работы
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения современного качества образования. В общегосударственном плане качество образования - это его соответствие современным жизненным ценностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования.
В контексте гуманистической педагогики необходима новая система теории и практики педагогического сопровождения образовательного процесса, которая является альтернативной авторитарному, а именно система педагогической поддержки личности. В контексте компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей на пути к успеху. Известно, что педагогическая поддержка представляет собой систему средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности, то есть развитии ключевых компетенций.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст нам возможность сформировать у выпускника школы компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Перспективным, как мы считаем, компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к обучению, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал педагога, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Для этого необходимо, не «развивать» школьников, а помогать им развиваться самим, отсюда и моя задача как учителя заключается не только в формировании предметных умений, но и в организации работы детей по формированию:
- самостоятельности в ситуации выбора и принятия решений;
-ответственности за свои решения;
-компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;
-поиска решений в нестандартной ситуации;
-толерантной личности.
Для решения этих задач возникает необходимость применения в практике современных педагогических технологий
Теоретическое обоснование:
В современном российском образовании стали укрепляться новые тенденции, ориентированные на развитие функционально грамотной личности, сознания, деятельности ученика в процессе обучения. Если раньше приоритетной целью обучения являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Это происходит в процессе их активной умственной деятельности. Именно компетентностный подход способствует развитию умственных способностей: внимания, памяти, логического мышления и воображения.
Новизна опыта.
Изучив научно-методическую литературу по теме: «Современные образовательные технологии», « Компетентностный подход в обучении и воспитании», «Активные формы организации учебного процесса», я познакомилась с особенностями компетентностного подхода, узнала: какие цели, задачи включают в себя современные технологии.
Мною был собран по этой теме материал, в котором обосновывается выбор той или иной образовательной технологии.
Ведущая педагогическая идея.
Игровая деятельность позволяет использовать учебный материал, как предмет активных действий учащихся. Эффективность игровой деятельности способствует реализации детьми своих умственных способностей и потенциала личности.
Игровая деятельность позволяет:
а) организовать учение без принуждения, основанное на подлинном интересе, на достижении успеха;
б) формировать коммуникативные качества личности;
в) развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
г) развивать всесторонний интерес к предметам, знаниям;
д) учить « учиться»;
е) помочь ребёнку в познании и самоутверждении.
Методологические положения опыта.
Идея: создание условий для развития ключевых компетенций и компетентности в учебно – воспитательном процессе.
Цель: создание условий для совершенствования мастерства педагогов через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, внедрение современных образовательных технологий
Задачи:
Поддерживать культурно-образовательные инициативы коллектива, осуществлять сопровождение исследовательской, проектной и инновационной деятельности, стимулировать творческую инициативу педагогов;
Создание условий для получения качественного образования, для профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности
Для решения поставленных задач требовалось:
повышение мотивации обучения;
формирование навыков культуры умственного труда;
формирование системы общих и специальных умений и навыков;
формирование коммуникативных и рефлексивных навыков.
Ожидаемые результаты:
Повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;
Положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
Создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции «урокодателя» на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.
Формы работы 
Формы работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:
Блок Формы
1 2
Поисковая работа и научные исследования педагогов Разработка и апробация авторских и вариативных программ, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание статьи в журналах
Руководство поисковой работой обучающихсяРуководство предметными кружками, исследовательского сообщества обучающихся, рефератами; обработка материалов инновационной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников
Разработка методической документации Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п., методик диагностики учащихся Подготовка учебных аудио- и видеозаписей Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий
Повышение квалификации учителей Круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства.
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, выступления на педсоветах, педагогические практикумы, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте.Организационный компонент работы над темой
Базовые основания совершенствования качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся:
Программа развития МОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева».
Перспективный план перехода школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Программа развития методической службы МОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева».
Пакет нормативных документов и локальных актов, определяющих требования к качеству процесса и его результатам.
Контрольно-измерительные материалы и процедуры мониторинга качества.
Механизм освоения и практического использования научно-методических разработок и технологий повышения качества образования.
7.Система информационных технологий.
8.Имидж МОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева».
Условия, позволившие реализовать цель и задачи работы над темой
Осознание педагогами потребности в повышении качества образования.
Творческий потенциал педагогических работников.
Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятель ности.
Техническое оснащение компьютерного кабинета.
Развитие методического кабинета школы.
Индивидуально-личностные базовые навыки компетентности педагога, характеризующие его лидерские качества:
-приверженность образовательному учреждению - выражается в умении жертвовать своими интересами ради интересов учреждения, а также в готовности разделять ценности и цели учреждения, напряженно трудиться для всеобщего блага;
-работа с детьми и в интересах детей - проявление интереса к жизни коллег; искренняя поддержка (радость или сочувствие); проявление деликатности в общении; подчеркивание значимости и уникальности каждого. Педагоги должны верить, что они выполняют работу для себя, что это в их интересах, а не только в интересах учреждения.
-увлеченность и энтузиазм - это ключи к успешной деятельности педагога в сочетании с упорной работой, доминирующее конкурентное преимущество. Педагогу нужно любить то, чем он занимается.
эмоциональный интеллект - уникальный ресурс и главная опора любого педагога. Базовой составляющей эмоционального интеллекта является понимание собственных чувств, умение управлять ими, умение распознать эмоции других людей и управлять ими.
-настойчивость - ярко выраженное стремление к профессиональному росту. Истинные профессионалы не позволяют себе ощущать самоудовлетворенность.
-устойчивость и широта жизненных ценностей обеспечивают признание, уважение и доверие со стороны учащихся, их родителей. Известно, что дети идут за лидером преданным и компетентным.
личное обаяние как качество личности делает педагога более убедительным, располагает к открытому общению, привлекает к совместным делам, настраивает на позитивное отношение к выполнению поручений;
-стрессоустойчивость и всестороннее восприятие реальности достигает»
собственным поведением, уровнем самооценки и умением противостоя внешним и внутренним негативным явлениям. Безусловно, это не приходит само по себе, и компетентный учитель должен хорошо понимать, что только он сам сможет продлить профессиональное долголетие и быть востребованным успешным педагогом;
-интуитивность наряду с компетентностью позволяет учителю принимать объективные и обоснованные решения, своевременно предложить помощь или выразить недоумение, действовать уверенно, восприимчиво относиться к необходимым переменам;
-оригинальность в идеях и отказ от стереотипов в принятии решение
позволяет выходить за рамки существующих правил,
-уверенность учителя в делах придает особый настрой на работу. Приоритетные принципы деятельности педагога
в логике компетентностного подхода.
Приоритетные принципы деятельности педагога в логике компетентностного подхода, применяемые учителями школы:
Эффективность (определяется уровнем образованности выпускников, соответствием уровня и содержания их подготовки потребностям и запросам общества, а также положительной динамикой всех показателей школы в целом и каждого обучающегося в отдельности).
Надежность (определяется в реализации принципа преемственности и устойчивости образовательного процесса по ступеням обучения).
Оптимальность (измеряется совокупностью затрат времени, сил и ресурсов в образовании).
Объективность (отражает способность педагогического контроля точно передавать информацию о состоянии контролируемого объекта, процесса).
Систематичность (характеризует проведение мониторинга на всех этапах педагогической деятельности).
Дифференцированность (предполагает предоставление обучающемуся права выбора в заданиях и видах деятельности).
Прогрессивность (обеспечивает улучшение показателей образовательного процесса).
Интерактивность (подразумевает реализацию гуманизации и гуманитаризации образовательной среды).
10.Демократичность (предполагает право выбора участниками образовательного процесса своей позиции и участия в той или иной деятельности).
Технология опыта
Вопрос о содержании образования - это вопрос «Чему учить?». Вопрос о традиционном (знаниевом) содержании образования - «Каким знаниям обучать?». В этом случае основным содержанием обучения в нашей школе являются объекты и явления окружающего мира и представления о том, какие они есть на самом деле. Это находит свое отражение в учебных программах учителей, где перечисляются факты, понятия, закономерности, теории, которые подлежат изучению (запоминанию, пониманию, закреплению).
Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы в этом близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В учебных программах учителей-предметников деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать. Такого рода учебные программы сменили ранее имеющиеся, и каждый учитель к этому готов.
Вопрос о трудоемкости работы учителя с деятельностным содержанием образования покажется не таким острым, если вспомнить то количество усилий, которое в обычных условиях ему приходится тратить на «закрепление знаний» в условиях скрытого, а то и явного нежелания учащихся усваивать эти знания (плюс подсознательное ощущение самим учителем бессмысленности своего труда).
Личностный опыт учащегося становится основой субъектной позиции учащегося (и, соответственно, ключевой компетенции) не сам по себе, а лишь в процессе его осмысления, поэтому педагогически важными становятся не столько сами активные формы работы на уроках, сколько их последующее обсуждение.
Результативность.
Подводя итоги, можно отметить, что, используя компетентностный подход в обучении и воспитании на уроках и во внеурочное время, мы смогли повысить:
1)качество знаний детей;
2)достичь определённых положительных результатов формирования знаний, умений и навыков учащихся;
3)создать благоприятный психологический климат в коллективе;
4)повысить интерес учащихся к процессу обучения в школе.
Интерес к учебным предметам позволяет детям лучше усваивать учебный материал, получать удовольствие от процесса учёбы.
Результат обучения:
Компетентность
Целостная картина мира
Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету)
Развитое абстрактное мышление
Владение полной структурой деятельности
Формирование социальной взрослости
Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности
Особое место в работе занимают компетенции выпускника школы и компетентности педагогов.
Компетенции выпускника школы:
Предметные знания соответствуют стандарту образования;
Способен и готов к самообразованию, умеет учиться;
Обладает общими умениями коммуникации, в том числе через различные средства общения и в разных формах;
Умеет решать проблемы познавательного, интеллектуального, социального, личного характера. 

Методы поддержки развития коммуникативных способностей, применяемые на уроках и во внеурочное время:
— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету и т.д.);
— метод творческого поиска.
Повышение квалификации   сотрудников школы направленно на:
удовлетворение потребностей педагогов в освоении современных образовательных технологий, получении знаний о новых достижениях в области педагогики, психологии, социологии, методики преподавания и других проблем образования;
удовлетворение нужд школы в квалифицированных специалистах по следующим направлениям:
Новые технологии преподавания предметов в начальной школе.
Современное качество образования.
Педагогика понимания.
Подготовка учителей и учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме  ГИА и ЕГЭ.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
 Повышение уровня преподавания английского языка в начальной школе, средней и старшей школе.
В итоге, развиваются более широко следующие компетентности педагогов:
Функциональная грамотность по предметным областям соответствующая требованиям стандарта образования.
Умение создавать информационно-коммуникативные среды, способствующие формированию способностей детей к учению и коммуникации.
Общие умения коммуникации.
Гражданское самосознание.
Культура и техники самовосстановления и здорового образа жизни.
Организационные формы уроков, применяемых учителями МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева»
Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Методики, технологии, подходы
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования ( в том числе предметного обучения).
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
Список литературы
Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – .
Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М.А. Бочарникова // Начальная школа. – 2009. .
Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004.
Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. .
Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А.С. Земскова // Совет ректоров. – 2008.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р.
Скворцова, Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей / Г. Скворцова // Первое сентября. – 2008. .
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
Харламова, Т. Компетентное обсуждение / Т. Харламова // Школьный психолог. – 2002.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003.