ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.


ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Е.Н. Бердникова
МБОУ СОШ с. Калинники Муниципального района Бирский район
Каким мы видим будущее своих детей? Конечно, здоровым и счастливым. А каким хотим видеть будущее своих учеников? – Тоже здоровым и счастливым! Каждый учитель начальных классов мечтает о том, чтобы дети, переходя в среднюю школу, не испытывали ни психологического, ни морального, ни образовательного дискомфорта.
Но бывает, что эти ожидания не оправдываются: у детей в средней школе проблем все больше, и успешных детей становится меньше. Дети и родители говорят о том, что трудно подстроится под манеру ведения предмета каждого учителя, трудно привыкать к новым, иногда различным требованиям, учителя уделяют детям меньше внимания, чем в начальной школе. Такие проблемы сказываются и на успеваемости учеников. Школьных педагогов чаще всего волнует вопрос успеваемости, а не приращения способностей каждого отдельно взятого ученика, поэтому все дети должны соответствовать определенным стандартам по уровню знаний. Да и как отследить развитие каждого ребенка, если такие методики только начинают создаваться? В своей ежедневной работе я пытаюсь ответить на вопрос « Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые им приготовит Жизнь. И найти ответ на него помогает мне технология деятельностного метода, настоящий « инструмент» учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решений – сначала учебных, а потом и жизненных задач – вот чему я хочу научить своих учеников! Умение положительно самоопределяться по отношению к учебной деятельности, умение действовать известным способом, искать пути выхода из различных затруднений – это очень важные качества современных учеников, которые должны сориентировать учащихся в их взрослой жизни. Когда для детей становится важным не только результат, но и процесс работы, только тогда по настоящему существует положительная динамика в их развитии. При организации учебного процесса с учетом выше сказанного ребенок под руководством педагога постепенно становится исследователем, творцом, деятелем, созидателем. Технология деятельностного метода предполагает и позволяет применение различных приемов, форм, методов работы для реализации деятельностных задач урока. У учащихся появляется уверенность в своих силах, стремление к успеху. И даже свои неудачи они воспринимают как « рабочую» ситуацию, очередное затруднение, которое им привычно предстоит преодолеть самостоятельно. « Трудность – ступенька наверх» , – говорят дети. Они не видят разницы между сильным и слабым учеником, не смеются над неудачами другого, потому что при таком методе работы каждый ученик становится успешным, для каждого есть место в уроке. Уже к середине первого класса дети без труда самостоятельно определяют цель и тему урока, самостоятельно выбирают способы решения предложенных им затруднений, получают удовольствие от выполнения и проверки самостоятельных работ. Очень часто при оценивании собственной деятельности в конце урока они отмечают, что чувствуют уверенность и удовольствие от хода урока и достаточно объективно определяют, над чем им еще нужно поработать. Не раз я наблюдала, что даже на переменках или вместо игры дети с удовольствием придумывают свои собственные задачи, примеры, уравнения – играют в школу. Обратила внимание, что даже конфликтные ситуации, возникающие вне урока, дети стараются разрешить, разобравшись в причине, и предлагают несколько путей ее решения. Процесс формирования деятельностных способностей долгий, постепенный, очень разный по времени для каждого, но, безусловно, важный и нужный. Я надеюсь, что к пятому классу дети осознают, что самое страшное в жизни – это, когда сам ничего не создаешь, не работаешь над собой, когда нет возможности реализовать свои способности. А на уроке самое большое счастье – это когда учитель с уважением относится к твоему мнению, пусть даже не всегда верному. Когда есть возможность развиваться самому и быть при этом здоровым и счастливым!